Смежные права публикации

Содержание:

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Объекты смежных прав

В главе «Объекты смежных прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете, какие результаты интеллектуальной деятельности охраняются правом, смежным с авторским. Объекты смежных прав в отличие, например, от объектов авторского права разнообразны, поэтому особое внимание будет уделено особенностям правового регулирования каждого из них. Этот материал будет полезен студентам, юристам, не специализирующимся в области интеллектуальных прав, предпринимателям, авторам-исполнителям, составителям баз данных и всем интересующимся правовой охраной интеллектуальной собственности.
Если какие-либо вопросы остались нераскрытым, Вы можете задать их на странице консультации по авторскому праву и смежным правам.

1. Объекты смежных прав: понятие

Объекты смежных прав отличает многообразие: их перечень не является широким, но каждый из объектов обладает значительными особенностями. Все эти результаты интеллектуальной деятельности весьма условно объединены в одну группу, что можно объяснить экономическими и историческими причинами, о которых мы скажем ниже. Прежде же остановимся на том, что объектами смежных прав являются:

  • исполнения и постановки
  • фонограммы (звуковые записи)
  • радио- и телепередачи (передачи эфирного и кабельного вещания)
  • содержание баз данных
  • публикации ранее не обнародованных произведений науки, литературы и искусства (объектов авторских прав).

Схема №1. Объекты смежных прав

Перечень объектов смежных прав установлен в Гражданском кодексе и является закрытым. Как мы видим, объектами смежных прав являются совершенно разные результаты интеллектуальной деятельности. Их нельзя объединить по признаку творчества, так как исполнения и постановки – это результат творчества, а, например, работа публикатора творческой однозначно не является. Их нельзя объединить по субъекту права, так как часть смежных прав принадлежит изначально только физическим лицам, а часть – только юридическим лицам. Объекты смежных прав охраняются различное по продолжительности время. Содержание исключительного права на использование объектов смежных прав зависит от конкретного объекта, потому что те действия, которые можно произвести, например, с публикацией, нельзя произвести базой данных.

Единственный признак, который объединяет все объекты смежных прав – это необходимость правовой охраны и защиты интересов тех или иных лиц, но невозможность сделать это с помощью авторского права или патентного права. Отсюда и возникают «пограничные» институты интеллектуальной собственности, в частности, смежное право .

2. Исполнения и постановки как объекты смежных прав

Исполнение – представление произведения литературы, искусства или народного творчества посредством пения, игры, декламации, постановки, чтения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств. Исполнения являются объектом смежных прав, если они выражены в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Наиболее популярные виды исполнений:

  • исполнения музыкальных произведений со словами и без;
  • спектакли;
  • хореографические постановки;
  • цирковые представления;

Исполнения – исторически первые объекты смежных прав, правовая охрана которым начала предоставляться с середины XX века. Первоначальным правообладателем исключительного права на исполнение всегда является гражданин (автор-исполнитель). Смежные права на исполнения возникают с момента выражения исполнения в форме, допускающей его воспроизведение и распространение техническими средствами.

Крайне важно различать исполнения как объекты смежных прав и исполняемые произведения, которые чаще всего являются объектами авторского права. Так, песня как сочетание музыки (нотной записи) и текста – объект авторского права, который имеет своего автора и правообладателя. Когда певец исполняет песню с аккомпанементом оркестра, возникает объект смежных прав, авторами и правообладателями которого признаются оркестранты и певец.

Условием возникновения смежных прав на исполнение является соблюдение авторских прав на исполняемое произведение. Поэтому между исполнителем и правообладателем объекта авторского права должен быть в каждом случае заключен лицензионный договор .

3. Фонограммы как объекты смежных прав

Фонограммы – звуковые записи исполнений или любых других звуков. Объектами смежных прав не являются звукозаписи в сопровождении визуальных представлений и образов. Поэтому закон прямо исключает из-под действия смежных прав звукозаписи, включенные в аудиовизуальные произведения (фильмы и тому подобное). Такие звукозаписи охраняются авторским правом как часть аудиовизуального произведения.

Запись фонограмм не является творческой деятельностью, но в большинстве случаев она требует значительных инвестиций в организацию звукозаписи, покупку оборудования, поиску исполнителей и распространению фонограмм. В целях защиты этих инвестиций в объекты смежных прав стали включать и фонограммы.

Интеллектуальные права изготовителей фонограмм возникают и осуществляются при условии соблюдения авторских прав и смежных прав исполнителей. Если указанные права не были соблюдены, то запись фонограммы признается нарушением исключительного права. Кстати, в этой статье можно подробно прочитать об ответственности за нарушение авторских прав .

4. Сообщения передач в эфир и по кабелю

Радиопередачи и телепередачи – объекты смежных прав, создателями и первоначальными правообладателями которых являются организации эфирного и кабельного вещания. Возникновение смежных прав связывается Гражданским кодексом не с фактом создания или записи передачи, а с фактом сообщения передачи в эфир или по кабелю.

Как и в случае с фонограммами, радио- и телепередачи охраняются как объекты интеллектуальных прав по той причине, что для их создания требуются значительные инвестиции. Право каждого ретранслировать, записывать и распространять сообщения передач привело бы к необоснованным преимуществам тех, кто не вкладывал средства в создание программ, но извлекает из этого коммерческую выгоду. В связи с этим многие сайты, на которых можно посмотреть онлайн трансляции теле- и радиопередач на самом деле являются нарушителями смежных прав .

5. Базы данных как объекты смежных прав

Базы данных могут охраняться как авторским правом, так и смежным правом. Базы данных как объекты смежных прав – это совокупность самостоятельных материалов, подбор, обработка, систематизация и представление которых потребовало существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат. По общему правилу, существенными признаются затраты на создание базы данных, включающей не менее 10 000 самостоятельных материалов.

Особенностью базы данных как объекта смежных прав является то, что в ней охраняется не форма представления материала, а само содержание. Без разрешения правообладателя запрещается извлекать из базы данных и повторно использовать материалы, включенные в нее. С точки зрения авторского права, такие действия признаются правомерными.

Гражданский кодекс позволяет осуществлять государственную регистрацию баз данных как объектов авторского права. Государственная регистрация объектов смежных прав законодательством не предусмотрена.

Схема №2. Базы данных как объекты смежных прав и авторских прав

6. Публикации необнародованных произведений.

Публикации как объекты смежных прав – это произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Однако интеллектуальные права на публикации возникают только при условии, что произведение не было обнародовано в период действия авторских прав.

Смежные права предоставляются публикаторам постольку, поскольку их работа требует организационных и финансовых затрат, связанных с поиском ранее не опубликованных произведений, их подготовкой и публикацией. Но стоит заметить, что на уровне международных договоров по авторскому праву и смежным правам интеллектуальные права публикаторов пока не защищаются.

Полезные ссылки по теме «Объекты смежных прав»:

1. Сайт Всероссийской организации интеллектуальной собственности.
2. Статья 1304 Гражданского кодекса.
3. Статья об объектах смежных прав.

Понятие смежных прав

Наряду с охраной прав авторов произведений, охраняются также права исполнителей, производителей фонограмм (видеограмм), организаций эфирного и кабельного вещания. Эти права выделены в отдельный институт права – смежные права.

Само понятие смежных прав несложное. В связи с тем, что в украинском законодательстве существует 3 категории смежных прав: права исполнителей, права производителей фонограмм (видеограмм) и права организаций вещания (ст. 35 Закона Украины об авторских и смежных правах), то выражение «смежные права» употребляются во множественном числе.

Смежное право возникает вследствие факта исполнения произведения, произведения фонограммы, произведения видеограммы, обнародования передачи организации вещания. Первоочередным субъектом смежных прав является исполнитель, производитель фонограммы, производитель видеоргаммы, организация вещания.

Объекты смежных прав:
— исполнители;
— производители фонограмм (видеограмм);
— организации эфирного и кабельного вещания.

Причём исполнителем может быть только физическое лицо, а производителем фонограмм (видеограмм) и организаций вещания – как физическое, так и юридическое лицо. Необходимо отметить, что права производителей фонограмм (видеограмм) и организаций вещания не носят авторского характера. В связи с этим такие субъекты смежных прав не приобретают неимущественных прав. Дело в том, что деятельность производителя фонограмм (видеограмм) и организации вещания носит сугубо организационно-технический характер.

Смежные права являются зависимыми. Это значит, что исполнитель осуществляет свои права только в том случае, когда соблюдаются права авторов исполняемых произведений и исполнителей этих произведений. А вот организации вещания осуществляют свои права, при условии соблюдения прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм.

Для возникновения смежных прав действующее законодательство не требует выполнения каких-либо формальностей. Права возникают с момента исполнения произведения, производства фонограммы (видеограмм), обнародования программы (передачи) организации вещания.

В целях оповещения о своих смежных правах исполнители, производители фонограмм и видеограмм имеют право на экземплярах фонограмм и видеограмм (или их упаковке) использовать знак охраны смежных прав, который состоит из следующих элементов:
— латинской буквы «Р» в круге;
— имени (названия) лица, которое имеет смежные права на фонограмму (видеограмму);
— года первой публикации фонограммы (видеограммы).

В Законе ничего не сказано о том, может ли организация вещания использовать знак охраны смежных прав для оповещения о своих правах. По всей видимости, это очередной ляпус наших законодателей. По моему мнению, использование знака охраны смежных прав организации вещания не повредит.

Отсутствие знака охраны не лишает субъекта смежных прав возможности его защиты.

Срок действия смежных прав равен 50 годам (ст. 456 ГКУ).

По аналогии с авторским правом к смежным правам может применяться норма, в соответствии с которой охраняется часть объекта (ст. 9 Закона Украины об авторском праве и смежных правах). Это значит, что смежными правами охраняется часть исполнения, фонограммы (видеограммы) и программы (передачи) организации вещания. Таким образом, охрана смежных прав и защита смежных прав — это одни из наиболее сложных сфер в юриспруденции и многим не ясна но, надеемся, что благодаря нашим статьям Вы найдёте для себя ответы на все вопросы.

Смежные права

Смежные права

С английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные (related). И на самом деле, смежные представляют собой права, которые обусловлены существованием авторских прав.

Смежные права позволяют в той или иной степени контролировать использование исполнений — результатов творческой деятельности артистов-исполнителей, фонограмм и передач вещательных организаций.

Статья 1304 ГК РФ устанавливает пять видов объектов смежных прав:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Законодательством предусматривается возможность использования специального знака правовой охраны смежных прав (Статья 1305 Г.К РФ):

«Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы „Р“ в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы».

Обладателями смежных прав являются:

Правовое регулирование сферы смежных прав представляется наиболее сложным по сравнению с областью авторских прав, поэтому в большей степени требует участия специалистов в решении того или иного вопроса, связанного с использованием смежных прав.

Статьи и новости по теме:

Эдуард Успенский скончался в середине августа, оставив после себя значительное авторское наследие >>>

2 февраля 2017 года в Брюсселе будут обсуждать реформу авторского права. Мероприятие организовано совместно Европейским советом писателей, Федерацией европейских издателей и Международной федерацией авторско–правовых организаций по копированию >>>

Арбитражным судом Москвы принято решение об отклонении иска Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) к столичному Макдональдсу за, как считает истец, «незаконное использование фонограмм» >>>

Как известно, в настоящее время в Евросоюзе активно готовятся к реформам в сфере авторского и смежных прав. Чтобы новое законодательство учитывало интересы всех заинтересованных сторон, с 5 декабря 2013 г. до 5 марта 2014 г. Европейская Комиссия проводила общественные консультации. И вот, результат >>>

Спорные моменты доклада вице-президента Европейской Комиссии Нелли Крус на международной конференции в институте информационного права IViR (Нидерланды). Нелли Крус высказала довольно либеральную позицию, предусматривающую существенное расширения круга исключений и ограничений авторских прав и свободный доступ пользователей к охраняемым материалам >>>

Социальная сеть ВКонтакте выигрывает в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области у ООО «Никитин Медиа Диджитал Контент». Обвинения в нарушении исключительных смежных прав истца с требованием штрафной компенсации в 750 тысяч рублей судом, на закрытом по требованию ответчика заседании, отвергнуто >>>

С просьбой о проведении закрытого заседания к Арбитражному суду обратились представители социальной сети ВКонтакте , мотивируя просьбу тем, что в ходе процесса собираются продемонстрировать оригинальную технологию и программные средства, с помощью которых блокируется доступ к аудиофайлам, нарушающим права авторов >>>

Исследование, проведенное учёными Джо Караганис и Леннартом Ренкема из Колумбийского университета показало, что несмотря на суровость законов об авторском праве, многие жители США и Германии не «брезгуют» нелегальным контентом в Интернете >>>

Андрей Колесников, директор Координационного центра домена .Ру, выступая на селигерском форуме предположил, что звукозаписывающие лейблы отомрут за ненадобностью, а авторы и исполнители вновь станут зарабатывать исключительно концертной деятельностью >>>

В начале мая Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям опубликован доклад о текущей ситуации и перспективах книжного рынка России. Одна из его глав посвящена электронному изданию, авторским правам и дистрибуции цифровых книг в России, странах ЕС и США >>>

Защита смежных прав: актуальные способы

Особенности защиты смежных прав в РФ

Общие положения

Само название – «смежные с авторскими» — говорит о том, что речь идет об иных объектах защиты, нежели авторские права, но близких им, как бы находящихся рядом.

Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В других странах для обозначения понятия используются термины «related rights», «neighboring rights», при их переводе можно использовать прилагательные «связанные», «соседствующие», «родственные». В итальянском законе 1941 года был использован термин «примыкающие права». А впервые они были законодательно урегулированы в Законе об авторском праве Австрии в 1936 году, где впервые объектами защиты признаны фонограммы и исполнения.

Смежные права – это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

3. сообщения передач;

Виды смежных прав

1.​ Исключительное право – возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

2.​ Личные неимущественные права -права авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Могут принадлежать только физическим лицам – исполнителям или режиссерам-постановщикам.

3.​ Иные – права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

Субъекты смежных прав

1.​ Исполнитель — это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

2.​ Изготовитель фонограммы — лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного таковым признается тот, чье имя или наименование указаны обычным образом на ее экземпляре и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 ГК РФ.

3.​ Вещательная организация или организация эфирного или кабельного вещания — юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.

4.​ Изготовитель базы данных — юридическое лицо или гражданин, организовавшее ее создание и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

5.​ Публикатор — гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Отдельно стоит сказать о коллективах исполнителей (например, актеров, оркестрантов), совместно принимающих участие в создании, например, спектакля. Права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива, а при его отсутствии – участники совместно. Постоянно функционирующие коллективы исполнителей обычно зарегистрированы в качестве юридических лиц, заключающих трудовые договоры с участниками. Все их исполнения при этом будут считаться служебными, а права на них переходят коллективу.

Договор с пользователем о передаче прав на исполнения коллектива, подписанный руководителем коллектива, является основанием для освобождения пользователя от претензий участников коллектива по поводу нарушения их исключительных прав. В то же время, члены коллектива могут обратиться с соответствующими требованиями к руководителю, если нарушены условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны — для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами.

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик – до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

-на четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

-в случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя — 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого — в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций – в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

4.Для изготовителя базы данных — в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

6.Личные неимущественные права — авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

​ Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске. Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества — компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Смежные права публикации

Сфера действия смежных прав

Права исполнителя признаются за ним, если:

  • исполнитель является гражданином Республики Беларусь;
  • исполнение впервые имело место на территории Республики Беларусь;
  • исполнение записано на фонограмму;
  • исполнение, не записанное на фонограмму, включено в передачу в эфир или передачу по кабелю;
  • в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Права производителя фонограммы признаются за ним, если:

  • производитель фонограммы является гражданином или юридическим лицом Республики Беларусь;
  • фонограмма впервые опубликована на территории Республики Беларусь;
  • в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории Республики Беларусь и осуществляет передачи с передатчиков, расположенных на территории Республики Беларусь, а также в иных случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.

Объекты смежных прав

Смежные права распространяются на исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания.

К исполнениям относятся исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдение каких-либо формальностей.

Субъекты смежных прав

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнитель осуществляет принадлежащие ему права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют принадлежащие им права в пределах прав, полученных по договорам с исполнителем и автором записываемого либо передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

При отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве исполнителя или производителя фонограммы на каждом экземпляре фонограммы.

Исполнитель и производитель фонограммы, а также иной обладатель права на исполнение или фонограмму для оповещения о своих правах вправе по своему усмотрению использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

  • латинской буквы «P» в окружности;
  • имени (наименования) правообладателя;
  • года первого опубликования фонограммы.

Права на исполнение

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежат личные неимущественные права:

  • право авторства в отношении исполнения, то есть право признаваться исполнителем;
  • право на имя, то есть право использовать или разрешать использовать исполнение под подлинным именем исполнителя, вымышленным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);
  • право на неприкосновенность исполнения, то есть право, обозначающее, что без согласия исполнителя не допускается внесение в его исполнение любых изменений, сокращений и дополнений, за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Исполнитель вправе возражать против всякого искажения или иного изменения своего исполнения, способных нанести ущерб его репутации.

Личные неимущественные права принадлежат исполнителю независимо от исключительного права на исполнение и сохраняются за ним в случае перехода (передачи) исключительного права к другому лицу.

Личные неимущественные права исполнителя неотчуждаемы и непередаваемы. Любые соглашения, направленные на отказ от личных неимущественных прав исполнителя, ничтожны.

Исполнителю или иному правообладателю принадлежит исключительное право на исполнение.

Исключительное право на исполнение означает право исполнителя или иного правообладателя использовать исполнение по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом исполнителю или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать исполнение.

Использованием исполнения признаются:

  • запись исполнения;
  • воспроизведение записи исполнения;
  • распространение записи исполнения посредством продажи или иной передачи права собственности. Если запись исполнения была произведена с разрешения исполнителя или экземпляры записи исполнения были правомерно введены в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия исполнителя или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения;
  • прокат оригинала или экземпляров записи исполнения;
  • публичное исполнение записи исполнения, а также публичное исполнение постановки режиссера-постановщика спектакля или ее записи;
  • передача исполнения или его записи в эфир;
  • передача исполнения или его записи по кабелю;
  • иное сообщение исполнения для всеобщего сведения;
  • иные возможные способы использования исполнения.

Исключительное право на исполнение не действует в отношении воспроизведения, передачи в эфир или передачи по кабелю, а также публичного исполнения записи исполнения в случае, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, передача в эфир или передача по кабелю либо публичное исполнение осуществляются в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.

Заключение договора на исполнение в составе аудиовизуального произведения между исполнителем и производителем аудиовизуального произведения влечет предоставление исполнителем производителю аудиовизуального произведения исключительного права на использование исполнения в составе аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором.

Предоставление исполнителем такого права ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если иное не предусмотрено договором, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

Исполнитель (наследники исполнителя) имеет право на получение вознаграждения за каждый способ использования исполнения третьими лицами, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и (или) договором. Размер вознаграждения, выплачиваемого исполнителю (наследникам исполнителя) за использование исполнения, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

Смежные права на совместное исполнение

Смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно членам коллектива исполнителей, принимавшим участие в его создании, в том числе режиссеру-постановщику спектакля, дирижеру, артистам-исполнителям, независимо от того, образует ли такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Смежные права на совместное исполнение реализуются руководителем коллектива исполнителей, а при его отсутствии – совместно членами коллектива исполнителей, если иное не предусмотрено договором между ними.

Если совместное исполнение образует неразрывное целое, то ни один из членов коллектива исполнителей не вправе без достаточных оснований запретить другим членам коллектива исполнителей использование этого исполнения.

Элемент совместного исполнения, использование которого возможно независимо от других элементов, то есть элемент, имеющий самостоятельное значение, может быть использован создавшим его исполнителем по своему усмотрению, если иное не предусмотрено договором между членами коллектива исполнителей.

Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих смежных прав на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Права на служебное исполнение

К правам на служебное исполнение, в том числе на совместное служебное исполнение, применяются по аналогии положения статьи 17 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Служебным исполнением является исполнение, осуществляемое по заданию нанимателя или в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором.

Исключительное право на служебное исполнение с момента его создания переходит к нанимателю, если иное не предусмотрено договором между ним и исполнителем.

В случаях, предусмотренных договором между нанимателем и исполнителем, если исключительное право на служебное исполнение принадлежит нанимателю, исполнитель (наследники исполнителя) имеет право на получение вознаграждения за использование этого исполнения.

Если наниматель в течение пяти лет со дня, когда к нему перешло исключительное право на служебное исполнение, не начнет использование этого исполнения или не передаст исключительное право на это исполнение другому лицу, исключительное право на служебное исполнение переходит к исполнителю, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и исполнителем.

После ликвидации юридического лица – нанимателя, а также в случае смерти физического лица – нанимателя при отсутствии у него наследников исключительное право на служебное исполнение автоматически переходит к его исполнителю, в случае смерти исполнителя – к его наследникам в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Исполнитель служебного исполнения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем, а также реализовать принадлежащее ему право на отзыв.

Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное исполнение, имеет право при использовании служебного исполнения указывать свое имя или наименование либо требовать их указания.

Наниматель, обладающий исключительным правом на служебное исполнение, имеет право вносить в него изменения, сокращения и дополнения, вызванные необходимостью адаптации исполнения к конкретным условиям его использования, без получения на это согласия исполнителя служебного исполнения, если иное не предусмотрено договором между нанимателем и исполнителем. При этом наниматель обязан указать в исполнение об осуществленной им адаптации.

Исключительное право на фонограмму

Производителю фонограммы или иному правообладателю принадлежит исключительное право на фонограмму.

Исключительное право на фонограмму означает право производителя фонограммы или иного правообладателя использовать фонограмму по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом производителю фонограммы или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать фонограмму.

Использованием фонограммы признаются:

  • воспроизведение фонограммы;
  • распространение оригинала или экземпляров фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности. Если экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены с разрешения производителя фонограммы или иного правообладателя в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия производителя фонограммы или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения;
  • импорт экземпляров фонограммы, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя фонограммы или иного правообладателя;
  • прокат оригинала или экземпляров фонограммы;
  • публичное исполнение фонограммы;
  • передача фонограммы в эфир;
  • передача фонограммы по кабелю;
  • сообщение фонограммы для всеобщего сведения;
  • переработка фонограммы;
  • иные возможные способы использования фонограммы.

Производитель фонограммы или иной правообладатель имеют право на получение вознаграждения за каждый способ использования фонограммы третьими лицами, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и (или) договором. Размер вознаграждения, выплачиваемого производителю фонограммы или иному правообладателю за использование фонограммы, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

Исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания

Организации эфирного или кабельного вещания или иному правообладателю принадлежит исключительное право на передачу.

Исключительное право на передачу означает право организации эфирного или кабельного вещания или иного правообладателя использовать передачу по своему усмотрению в любой форме и любым способом. При этом организации эфирного или кабельного вещания или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать передачу.

Использованием передачи признаются:

  • запись передачи;
  • воспроизведение записи передачи;
  • распространение записи передачи или экземпляров записи передачи посредством продажи или иной передачи права собственности. Если экземпляры правомерно опубликованной записи передачи введены с разрешения организации эфирного или кабельного вещания или иного правообладателя в гражданский оборот на территории Республики Беларусь посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия организации эфирного или кабельного вещания или иного правообладателя и без выплаты им вознаграждения;
  • прокат экземпляров записи передачи;
  • публичное исполнение передачи в местах с платным входом;
  • передача в эфир или передача по кабелю другой организацией эфирного или кабельного вещания;
  • сообщение передачи для всеобщего сведения;
  • иные возможные способы использования передачи.

Исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания не действует, если:

  • запись передачи была произведена с согласия организации эфирного или кабельного вещания;
  • воспроизведение записи передачи осуществляется в тех же целях, для которых была произведена ее запись, в соответствии с ограничениями, установленными Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Организация эфирного или кабельного вещания или иной правообладатель имеют право на получение вознаграждения за каждый способ использования передачи третьими лицами, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и (или) договором. Размер вознаграждения, выплачиваемого организации эфирного или кабельного вещания или иному правообладателю за использование передачи, не может быть ниже размера, установленного Советом Министров Республики Беларусь.

Сроки действия смежных прав

Личные неимущественные права исполнителя охраняются бессрочно.

Исключительное право на исполнение действует в течение пятидесяти лет с момента осуществления исполнения, либо первой записи исполнения, либо первой передачи исполнения в эфир, или по кабелю, или иным способом сообщения для всеобщего сведения.

Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет с момента первого опубликования фонограммы или в течение пятидесяти лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Исключительное право на передачу организации эфирного или кабельного вещания действует в течение пятидесяти лет соответственно с момента осуществления передачи в эфир или с момента осуществления передачи по кабелю.

Исчисление сроков, указанных выше, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения соответствующего срока.

Переход объектов смежных прав в общественное достояние

Истечение срока действия исключительного права на объекты смежных прав означает переход этих объектов в общественное достояние.

Объекты смежных прав, которым на территории Республики Беларусь охрана никогда не предоставлялась, также считаются перешедшими в общественное достояние.

Объекты смежных прав, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым физическим или юридическим лицом без выплаты вознаграждения. При этом должны соблюдаться личные неимущественные права исполнителей.

Переход исключительного права по наследству или в порядке иного правопреемства. Охрана личных неимущественных прав исполнителей после их смерти

Исключительное право на объекты смежных прав переходит по наследству или в порядке иного правопреемства, если иное не предусмотрено Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».

Охрана личных неимущественных прав исполнителей после их смерти осуществляется без ограничения срока их наследниками или исполнителями завещания, а при их отсутствии – уполномоченным республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.

Смотрите еще:

  • Письмо на возмещение расходов приложение 1 Типовой образец заявления о выделении денежных средств на выплату страхового обеспечения Заявление о выделении денежных средств на осуществление страхового обеспечения лиц, добровольно […]
  • Приватизация услуги юриста цены Бесплатная юридическая консультация по телефону +7 (495) 749 -88-39 Учащаются случаи отказа в приватизации квартир В силу вступил закон о банкротстве физ. лиц, по которому […]
  • Какие документы нужны чтобы получить права после лишения Всё о том, какие документы нужны для получения водительских прав после лишения за пьянку Лишение прав никогда не было приятным событием для автомобилиста. Но любое лишение водительского […]
  • Заявление в гибдд на утерю птс Восстановление ПТС на авто при утере Процедура восстановления паспорта технического средства необходима при утрате вследствие кражи или собственной неосмотрительности. Во всех остальных […]
  • Договор дарения дома и земельного участка образец 2014 росреестр Как правильно составить договор дарения дома и земельного участка: образец и бланк документа Чтобы владение подаренными домом и земельным участком не доставило проблем, необходимо знать, […]
  • В покачах есть юрист Юристы в Покачах Расстояние от центра: 13.4 км. 0 ✉ Адрес Ханты-Мансийский АО, Покачи г., ул. Таёжная, 18 ☎ Телефон +7 (34669) 7-13-33 ⌚ Часы работы пн-пт 08:30-18:00, […]