Закон рф о судебных приставах

Закон рф о судебных приставах

Федеральный закон «О судебных приставах» N 118-ФЗ — Скачать бесплатно

понедельник, 23 марта 2015 г.

Полный текст документа — Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4, Глава 5, Глава 6.

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ

Глава I — О судебных приставах — Общие положения

Статья 1. Задачи судебных приставов
Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов
Статья 2.1. Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний
Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава
Статья 4. Судебные приставы
Статья 5. Организация деятельности службы судебных приставов
Статья 6. Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов

Глава II — О судебных приставах — Полномочия по организации деятельности службы судебных приставов

Статья 7. Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации по организации деятельности службы судебных приставов
Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации
Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации
Статья 10. Полномочия старшего судебного пристава

Глава III — О судебных приставах — Обязанности и права судебных приставов

Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Статья 12. Обязанности и права судебных приставов — исполнителей
Статья 13. Соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций
Статья 14. Обязательность требований судебного пристава
Статья 15. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 16. Применение физической силы
Статья 17. Применение специальных средств
Статья 18. Применение огнестрельного оружия
Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью

Глава IV — О судебных приставах — Гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов

Статья 20. Страховые гарантии судебным приставам и право на возмещение ущерба
Статья 21. Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты судебных приставов

Глава V — О судебных приставах — Финансирование и материально — техническое обеспечение службы судебных приставов

Статья 22. Финансовое обеспечение деятельности службы судебных приставов
Статья 23. Материально-техническое обеспечение службы судебных приставов

Глава VI — О судебных приставах — Заключительные положения

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 25. Переходные положения

Актуальная полная версия — Редакция от 31.12.2014

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах»»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 3 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года

Внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3590; 2000, N 46, ст. 4537; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 10, ст. 1156; 2008, N 52, ст. 6235) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);

осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее — Федеральная служба судебных приставов).»;

2) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.»;

3) дополнить статьей 2 1 следующего содержания:

«Статья 2 1 . Использование словосочетания «судебный пристав»

Использование словосочетания «судебный пристав» допускается только в наименованиях Федеральной службы судебных приставов, ее структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, а также в наименованиях профессиональных союзов судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц.»;

4) в пункте 1 статьи 3 слова «двадцатилетнего возраста» заменить словами «возраста 21 год», после слов «старшего судебного пристава» дополнить словами «, заместителя старшего судебного пристава»;

5) статью 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 4. Судебные приставы

1. Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

2. Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

3. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Судебные приставы проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями.

5. Судебные приставы и иные должностные лица Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок ношения форменной одежды утверждается руководителем Федеральной службы судебных приставов — главным судебным приставом Российской Федерации (далее — главный судебный пристав Российской Федерации).

6. Судебным приставам присваиваются классные чины.

7. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации.

8. Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств, условия, порядок и пределы применения которых, в том числе для старшего судебного пристава и его заместителей, устанавливаются статьями 15, 17 и 18 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.»;

6) в пункте 1 статьи 6 слова «федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов» заменить словами «Федеральной службы судебных приставов»;

7) статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Полномочия главного судебного пристава Российской Федерации

1. Главный судебный пристав Российской Федерации возглавляет Федеральную службу судебных приставов.

2. Главный судебный пристав Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью Федеральной службы судебных приставов;

осуществляет контроль за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

осуществляет контроль за обеспечением установленного порядка деятельности судов и охраны зданий, помещений судов;

в случае необходимости принимает решение об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

осуществляет контроль за обеспечением безопасности при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения (далее — совершение исполнительных действий), производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;

осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов по розыску должника, его имущества или розыску ребенка;

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности Федеральной службы судебных приставов;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица Федеральной службы судебных приставов;

обеспечивает межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

при выполнении задач, возложенных на судебных приставов, организует взаимодействие с уполномоченными государственными органами по вопросам противодействия терроризму;

организует контроль в установленной сфере деятельности;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.»;

8) статью 9 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Полномочия главного судебного пристава субъекта Российской Федерации

1. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации возглавляет территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее — служба судебных приставов субъекта Российской Федерации).

2. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;

организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка;

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;

обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.»;

9) статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Полномочия старшего судебного пристава

1. Старший судебный пристав возглавляет подразделение службы судебных приставов субъекта Российской Федерации (далее — подразделение судебных приставов).

2. Старший судебный пристав:

организует работу подразделения судебных приставов;

обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;

взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;

организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений подразделения судебных приставов;

организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;

является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов);

осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

3. Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя.

4. При исполнении обязанностей судебного пристава-исполнителя на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные для судебных приставов-исполнителей настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.»;

10) статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11. Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов

1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

осуществлять охрану здания, помещений суда;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;

при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;

в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.»;

11) в пункте 2 статьи 12:

а) абзац девятый изложить в следующей редакции:

«в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;»;

б) дополнить новыми абзацами двенадцатым и тринадцатым следующего содержания:

«при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;»;

в) абзац двенадцатый считать абзацем четырнадцатым и изложить его в следующей редакции:

«совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».»;

12) статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Обязательность требований судебного пристава

1. Законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

2. Информация в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, с согласия судебного пристава может быть представлена на электронном носителе с использованием в случае необходимости организационных и технических мер для защиты информации.

4. Невыполнение законных требований судебного пристава, в том числе непредоставление информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, или предоставление недостоверной информации, а также действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей судебным приставом, влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.»;

13) в пункте 1 статьи 17:

а) в абзаце пятом слова «в милицию» заменить словами «в органы внутренних дел»;

б) абзац шестой изложить в следующей редакции:

«исполнения принудительного привода в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю лиц, уклоняющихся от выполнения законных требований по явке в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю.»;

14) в пункте 1 статьи 19 слова «Действия судебного пристава» заменить словами «Постановления, действия (бездействие) судебного пристава».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Организации, общественные объединения и должности, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не указанные в статье 2 [1] Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции настоящего Федерального закона) и содержащие в своем наименовании словосочетание «судебный пристав», должны быть переименованы либо ликвидированы в течение 90 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации
Д. Медведев

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 декабря 2014 года №497-ФЗ

О приостановлении действия пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О судебных приставах» в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя

(В редакции Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2015 г. №425-ФЗ)

Принят Государственной Думой 16 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Приостановить до 1 января 2018 года действие пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №30, ст. 3590; 2008, №52, ст. 6235; 2009, №29, ст. 3631; 2011, №50, ст. 7352; 2013, №27, ст. 3477; 2014, №11, ст. 1099) в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2015 г. №425-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

О состоянии и перспективах принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц

Заслушав и обсудив информацию директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации о состоянии и перспективах принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

В последние годы возросло количество исполнительных документов, поступающих на принудительное исполнение в Федеральную службу судебных приставов.

В 2017 году было возбуждено 60,2 млн. исполнительных производств, что больше на 6 млн. исполнительных производств, чем в 2016 году, и на 15 млн. исполнительных производств, чем в 2015 году. Всего на исполнении находилось 84,6 млн. исполнительных производств, что на 5,6 млн. исполнительных производств больше, чем в 2016 году. При этом более 57 процентов составляли исполнительные производства, возбужденные на основании актов несудебных органов и должностных лиц.

В 2017 году нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя составила почти 3600 исполнительных производств. Тем не менее было окончено или прекращено 57,9 млн. исполнительных производств, из которых 33,7 млн. исполнительных производств окончено фактическим исполнением.

Сумма, взысканная судебными приставами-исполнителями, составила более 663,6 млрд. рублей: в пользу граждан и юридических лиц взыскано 448,6 млрд. рублей, в консолидированный бюджет Российской Федерации перечислено более 215 млрд. рублей.

Особое внимание Федеральная служба судебных приставов уделяет исполнению социально значимых требований исполнительных документов. В результате остаток исполнительных производств о взыскании алиментов за год сократился с 874,8 тыс. до 844,9 тыс.

В то же время существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему повышению эффективности принудительного исполнения.

С развитием информационных технологий назрела необходимость упрощения процедур исполнения требований исполнительных документов.

Система уведомлений лиц, участвующих в исполнительном производстве, также нуждается в модернизации.

В связи с этим представляется целесообразным ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации разработанных депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке реализации права законодательной инициативы проектов федеральных законов, направленных на совершенствование порядка извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, и предусматривающих возможность направления судебным приставом-исполнителем процессуально значимых документов лицам, являющимся сторонами исполнительного производства, а также оповещения указанных лиц с их согласия о времени и месте совершения исполнительных действий посредством личного кабинета в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Следует совершенствовать законодательство в части исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.

По‑прежнему актуальной остается проблема повышения статуса должностных лиц Федеральной службы судебных приставов.

В настоящее время уровень социальной защищенности судебных приставов значительно уступает уровню социальной защищенности военнослужащих, сотрудников полиции и уголовно-исполнительной системы, что в свою очередь приводит к большой текучести кадров, а также создает предпосылки и условия для возникновения коррупционных рисков и совершения должностных преступлений.

Принимая во внимание изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение и принятие следующих проектов федеральных законов:

№ 221778–7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» (в целях исключения возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера в рамках исполнительного производства);

№ 221761–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности за несоблюдение уполномоченными органами и организациями требований о перечислении денежных средств, указанных в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, на специальный социальный банковский счет);

№ 223147–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“ (в целях исключения возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера);

№ 156687–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части передачи судебными приставами-исполнителями обнаруженного ребенка, в отношении которого объявлен розыск в рамках исполнения требований исполнительных документов об отобрании и (или) о передаче ребенка, органам опеки и попечительства при невозможности немедленной передачи ребенка лицу, которому он по решению суда должен быть передан);

№ 306915–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (о сроках содержания в соответствующих специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, и о порядке продления данных сроков, а также об особенностях исполнения и прекращения исполнения указанного административного наказания);

№ 295951–7 «О внесении изменения в статью 81 Федерального закона „Об исполнительном производстве“ (об оптимизации порядка уведомления судебного пристава-исполнителя о реквизитах счетов, арестованных на основании постановления);

№ 371567–7 «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (о предоставлении возможности проведения административного расследования при выявлении правонарушений в области законодательства о защите прав и интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности);

№ 430595–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении условий освобождения юридических лиц от административной ответственности и новой меры обеспечения производства по делу).

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

продолжить финансирование мероприятий по повышению качества принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в рамках государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации

от 15 апреля 2014 года № 312 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 370 с последующими изменениями), предусмотрев выделение дополнительных бюджетных ассигнований на обеспечение социальных гарантий работникам Федеральной службы судебных приставов;

проработать вопрос о местах содержания правонарушителей, задержанных должностными лицами Федеральной службы судебных приставов за совершение административных правонарушений;

рассмотреть возможность подготовки в порядке реализации права законодательной инициативы проекта федерального закона «О судебных приставах и порядке прохождения службы на должности судебного пристава», предусматривающего в том числе: право работников Федеральной службы судебных приставов и членов их семей на санаторно-курортное лечение; комплекс социальных гарантий по возмещению вреда, причиненного в связи с исполнением судебными приставами служебных обязанностей; страховые гарантии должностным лицам Федеральной службы судебных приставов, правомочным либо уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; право работников Федеральной службы судебных приставов на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения;

рассмотреть вопрос о возможности предоставления работникам Федеральной службы судебных приставов социальных гарантий в объеме, предусмотренном Федеральным законом

«О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной службой судебных приставов продолжить работу над:

проектом федерального закона, предусматривающего возможность оплаты взыскателем расходов по совершению исполнительных действий и применению мер принудительного исполнения с последующим их возмещением с должника;

проектами федеральных законов, направленных на изменение порядка принудительного исполнения штрафов, назначенных в качестве наказания за совершение преступления;

проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности“ и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“ в части закрепления полномочий должностных лиц Федеральной службы судебных приставов по истребованию у физических лиц, организаций и органов необходимой информации при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности;

организацией межведомственного электронного взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной нотариальной палаты.

4. Рекомендовать Министерству юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной службой судебных приставов и Федеральной налоговой службой организовать межведомственное электронное взаимодействие Федеральной службы судебных приставов и органов записи актов гражданского состояния.

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации:

представить в Правительство Российской Федерации для включения в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2018 год проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения идентификации физических и юридических лиц в исполнительных документах» и «О внесении изменений в статьи 28.2 и 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающих идентификацию сторон в исполнительном производстве;

предусмотреть в рамках работы над проектом федерального закона, устанавливающего унифицированные процедуры проведения торгов по реализации имущества, положения, направленные на совершенствование механизма принудительной реализации имущества должников.

6. Рекомендовать Федеральной службе судебных приставов:

проработать вопрос о создании в своих территориальных органах специальных помещений для содержания правонарушителей, задержанных должностными лицами Федеральной службы судебных приставов за совершение административных правонарушений;

продолжить совершенствование системы принудительного исполнения социально значимых требований исполнительных производств о взыскании алиментов, предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, взыскании задолженности по заработной плате.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

предусматривать при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации необходимые бюджетные ассигнования в целях исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам;

рассмотреть возможность установления дополнительных социальных гарантий работникам территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и членам их семей.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству проинформировать палату в период осенней сессии 2018 года о ходе реализации настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-фз»о судебных приставах»(с изменениями от 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта 2007 г.)

Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды), а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральным законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации.

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания: «Клянусь при осуществлении своих полномочий соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, честно и добросовестно исполнять обязанности судебного пристава».

3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 4. Судебные приставы

1. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (далее — судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (далее — судебный пристав-исполнитель). Полномочия и требования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей (далее — судебные приставы).

2. Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

3. Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются Правительством Российской Федерации.

4. Судебным приставам присваиваются классные чины.

О классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР см. Положение, утвержденное постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 июля 1991 г. N 1506-1

5. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы судебных приставов от 1 февраля 2006 г. N 9 утверждена Инструкция о порядке оформления, учета и выдачи служебных удостоверений работникам Федеральной службы судебных приставов

6. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Организация деятельности службы судебных приставов

См. Регламент Федеральной службы судебных приставов, утвержденный приказом Федеральной службы судебных приставов от 27 октября 2006 г. N 140

См. также Регламент Департамента судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденный распоряжением руководителя Департамента судебных приставов Минюста РФ от 3 августа 2001 г. N 21

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации определяется настоящим Федеральным законом и федеральными конституционными законами об этих судах.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 6. Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов

1. Руководитель федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (главный судебный пристав Российской Федерации) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

2. Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов определяется Президентом Российской Федерации.

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ наименование главы II настоящего Федерального закона изложено в новой редакции

См. текст наименования главы II в предыдущей редакции

Смотрите еще:

  • Гигиенические требования по организации учебного процесса Гигиенические требования к организации учебного процесса школьников Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 […]
  • Украинский закон о защите прав потребителей Закон Украины "О защите прав потребителей" Закон Украины "О защите прав потребителей" регулирует отношения между потребителями товаров и услуг и производителями, исполнителями, продавцами, […]
  • Закон о регистрации пенсионеров Закон Украины "О пенсионном обеспечении" Пенсионный Закон в соответствии с Конституцией Украины гарантирует всем нетрудоспособным гражданам Украины право на материальное обеспечение за […]
  • Отчет по производственной практике жкх юрист Отчет о прохождении производственной практики помощником юриста Отчет по практике (помощник юриста) - Weblancer Отчет по практике, Производственная практика в качестве помощника юриста. Я […]
  • Адвокат чусов леонид николаевич Адвокат чусов леонид николаевич Формат: Авторский семинар Лектор: Чусов Л.Н. Цена (с учетом НДС) : бесплатно . Дата и время проведения семинара: 21 ноября 2017 г., с 10:00 – 16:00, с […]
  • Гражданский кодекс часть 2 термины Правовой словарь: Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — систематизированный единый законодательный акт, регулирующий имущественные и […]