Что означает наказание ограничение свободы

Ограничение свободы

Ограничение свободы (ст. 53 УК)

Ограничение свободы (ст. 53 УК) заключается в установлении судом в отношении осужденного предусмотренных уголовным законом требований, ограничивающих свободу его местонахождения, передвижения и общения без изоляции его от общества, но в условиях осуществления надзора за ним со стороны представителей специального государственного органа (уголовно-исполнительной инспекции).

Осужденный к ограничению свободы отбывает наказание по месту своего жительства, соблюдая установленные судом ограничения и являясь в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации и в необходимых случаях по вызову для дачи устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания (ч. 1 ст. 53 УК, ч. 1 и 2 ст. 50 УИК).

Суд устанавливает в отношении осужденного следующие ограничения:

  • не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток;
  • не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;
  • не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;
  • не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;
  • не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей надзор за отбыванием данного наказания. При этом установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным (ч. 1 ст. 53 УК).

В период отбывания ограничения свободы суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей надзор за отбыванием ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения (ч. 3 ст. 53 УК).

Уголовный закон (ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст. 53 УК) предусматривает применение ограничения свободы как в качестве основного, так и в качестве дополнительного наказания.

При этом его применение как основного наказания связывается с категорией преступления: этот вид наказания назначается па срок от 2 месяцев до 4 лет лишь за преступления небольшой и средней тяжести. Как основное наказание ограничение свободы может быть назначено в случаях, когда оно указано в санкциях статей Особенной части УК, а также в порядке замены по основаниям, предусмотренным ст. 46, 64, 80 УК.

В качестве дополнительного наказания ограничение свободы назначается на срок от шести месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса, причем в сочетании только с основным наказанием в виде лишения свободы (ч. 2 ст. 53 УК). В санкциях статей Особенной части УК это дополнительное наказание предусматривается за совершение преступлений разных категорий, включая тяжкие и особо тяжкие (см., например, ч. 1,2 ст. 105, ч. 2-4 ст. 111 УК).

Важно иметь правильное представление о функциональных возможностях дополнительных наказаний (см. об этом § 2 главы 17 учебника) и правильно, эффективно использовать возможности данного, по сути нового, вида наказания. Применение дополнительного наказания в виде ограничения свободы после отбытия осужденным значительного срока лишения свободы, по мнению автора этих строк, предназначено и наиболее эффективно может быть использовано для постепенной (в условиях так называемой полусвободы) ресоциализации осужденного после освобождения из мест лишения свободы, его реадаптации к условиям нормальной жизни на свободе.

При этом необходимо, чтобы правоприменительные органы (как суд, так и органы, призванные исполнять ограничение свободы как дополнительное наказание) понимали необходимость применения данного наказания для решения указанной задачи, а законодательство (уголовное и уголовно-исполнительное), предусматривало соответствующие условия и порядок исполнения данного вида наказания как дополнительного (в этом смысле оно нуждается в дальнейшем совершенствовании).

Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством РФ, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 53 УК).

Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция (ч. 1 ст. 471 УИК).

Уголовно-исполнительная инспекция ведет учет осужденных, разъясняет им порядок и условия отбывания наказания, осуществляет надзор за их повелением и соблюдением установленных судом ограничений, принимает меры по предупреждению с их стороны нарушений порядка отбывания наказания, оказывает осужденным помощь в трудоустройстве, проводит с ними воспитательную работу, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания, вносит в суд представления об отмене частично либо о дополнении ранее установленных для осужденных ограничений, а также о замене осужденным, уклоняющимся от отбывания наказания, неотбытой части ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы (ч. I ст. 54 УИК).

Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством РФ (ч. 1 ст. 60 УИК).

При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении (ч. 2 ст. 60 УИК).

Ограничение свободы не может быть назначено военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ (ч. 6 ст. 53 УК).

В случае постного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей надзор за отбыванием данного наказания, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы (ч. 5 ст. 53 УК). Злостное уклонение от отбывания ограничения свободы в качестве дополнительного наказания влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 58 УИК).

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается:

  • осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений;
  • осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля;
  • скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней;
  • осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с установленным предписанием (ч. 4 ст. 58 УИК).

Что такое ограничение свободы и как его применяют?

00:00, 08 июля 2011г, Происшествия 14419

«Ограничение свободы — одно из самых новых видов применяемой уголовной ответственности. Но уже прошло какое-то время с тех пор, как его начали применять в крае. Хотелось бы узнать, насколько удачен опыт его применения.
Ирина С., Барнаул».

На этот вопрос отвечает старший прокурор управления по рассмотрению уголовных дел судами прокуратуры края Наталья Попова:

— Как таковое ограничение свободы в российском законодательстве предусмотрено Уголовным кодексом РФ (УК РФ), вступившим в силу 1 января 1997 года. Изначально предполагалось содержание осужденных, достигших совершеннолетия, в специальных исправительных центрах в условиях надзора, с соблюдением определенных ограничений и привлечением к труду, но в отличие от лишения свободы без изоляции от общества.

Применение такого наказания было отсрочено до 2005 года, однако материальная база для его исполнения создана не была. Лишь спустя 13 лет федеральным законом № 377-ФЗ от 27.12.2009 введено в действие ограничение свободы, взгляды на характер и природу которого в условиях реформы, направленной на гуманизацию уголовного законодательства, принципиально пересмотрены. Положения закона действуют с января 2010 года.

Ограничение свободы в новом качестве заключается в установлении признанному виновным в совершении преступления определенных запретов. Их соблюдение контролируется специализированным органом – уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства или пребывания осужденного. К обязательным ограничениям, без которых наказание считается неназначенным и не подлежит исполнению, относится запрет на изменение места жительства или пребывания без согласия инспекции, а также выезд за пределы территории соответствующего города или района. Кроме того, суд может запретить осужденному уходить из дома в определенное (как правило, ночное) время суток, посещать места проведения массовых и иных мероприятий, участвовать в таких мероприятиях, изменять место учебы или работы без согласия инспекции и т.п. Также суд обязывает осужденного являться на регистрацию в инспекцию от одного до четырех раз в месяц.

В случае нарушения осужденным таких запретов судом по представлению уголовно-исполнительной инспекции ограничение свободы может быть заменено лишением свободы, срок которого определяется из расчета 1 день лишения свободы за 2 дня ограничения свободы. В период отбывания наказания по представлению инспекции осужденному могут быть установлены дополнительные ограничения.

В отличие от первоначальной редакции УК РФ законодатель предусмотрел возможность назначения ограничения свободы как в качестве основного наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, так и в качестве дополнительного — наряду с лишением свободы за совершение ряда преступлений (как правило, тяжких и особо тяжких). При этом в первом случае это наказание может быть назначено осужденным независимо от возраста, во втором (дополнительное наказание) – только достигшим к моменту совершения преступления возраста 18 лет.

Согласно статистическим данным за 2010 год и 1 квартал текущего года ограничение свободы на территории края назначено в качестве основного наказания 75 осужденным за угрозу убийством, причинение вреда здоровью средней тяжести, грабежи, угоны, а также преступления, связанные с незаконным приобретением и хранением наркотиков, сбытом спиртосодержащих жидкостей и др.

В качестве дополнительного наказания ограничение свободы назначено 14 осужденным, совершившим убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования и насильственные действия сексуального характера, кражи и др.

Дополнительное наказание в виде ограничения свободы исполняется после освобождения осужденного из исправительного учреждения. За злостное уклонение от отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы предусмотрена уголовная ответственность (ст. 314 УК РФ).

Пока в общей массе уголовных наказаний на ограничение свободы приходится менее одного процента. Оно не конкурирует с условным лишением свободы, доля которого составляет почти 50 процентов. По своей природе условное осуждение аналогично ограничению свободы и заключается в соблюдении установленных судом обязанностей в течение испытательного срока, несоблюдение которых влечет продление испытательного срока или отмену условного осуждения и реальное исполнение назначенного судом наказания. Но в силу длительного применения и, как следствие, более отлаженного механизма исполнения, в том числе реагирования на нарушения, допущенные условно осужденными в период испытательного срока, осуждение к условному лишению свободы более распространено.

Возможно, с течением времени ограничение свободы получит более широкое применение, как, например, обязательные работы, доля которых относительно общей массы наказаний за период с 2005 по 2010 год возросла с одного до девяти процентов. Влияние этого нововведения на правосознание и исправление осужденных еще предстоит оценить.

Глава 13. Исполнение наказания в виде ограничения свободы.

Статья 56. Места отбывания наказания в виде ограничения свободы.
1. Лица, осужденные к ограничению свободы, отбывают наказание в исправительных центрах, как правило, в пределах административно-территориальной единицы в соответствии с их постоянным местом жительства до осуждения.
2. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны содействовать администрации исправительных центров в трудовом и бытовом устройстве осужденных.
3. Управление (отделы) Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Автономной Республике Крым, областях, городе Киеве и Киевской области по согласованию с органами местного самоуправления определяют пределы исправительных центров.

Статья 57. Направление осужденных к ограничению свободы для отбывания наказания.
1. Лица, осужденные к ограничению свободы, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Уголовно-исполнительная инспекция согласно приговору суда вручает осужденному предписание о выезде к месту отбывания наказания. Не позднее трех суток со дня получения предписания осужденный обязан выехать к месту отбывания наказания и прибыть туда в соответствии с указанным в предписании сроком.
2. С учетом лица и других обстоятельств дела суд может направить осужденного к ограничению свободы к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы. В этом случае осужденный освобождается из-под стражи при прибытии к месту отбывания наказания.
3. Осужденные, которым ограничение свободы назначено в соответствии со статьями 82 и 389 Уголовного кодекса Украины, направляются исправительной колонией или уголовно-исполнительной инспекцией к месту отбывания наказания в порядке, предусмотренном частями первой и второй настоящей статьи.
4. Осужденный, уклоняющийся от получения предписания о выезде или не выехавший в установленный срок к месту отбывания наказания, по представлению уголовно-исполнительной инспекции задерживается органом внутренних дел для установления причин нарушения порядка следования к месту отбывания наказания.
В случае невыезда без уважительных причин суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции направляет осужденного к месту отбывания наказания в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы.
5. В случае неприбытия осужденного к месту отбывания наказания органом внутренних дел по представлению уголовно-исполнительной инспекции объявляется его розыск. После задержания осужденный направляется к месту отбывания наказания в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы.

Статья 58. Исчисление срока наказания в виде ограничения свободы.
1. Срок наказания исчисляется со дня прибытия и постановки осужденного на учет в исправительном центре.
2. В срок наказания по правилам, предусмотренным в статье 72 Уголовного кодекса Украины, засчитывается время предварительного заключения под стражей, а также время следования под стражей к исправительному центру.

Статья 59. Порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы.
1. Осужденные к ограничению свободы имеют право: носить гражданскую одежду, иметь при себе деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без ограничений;
отправлять письма, получать посылки (передачи) и бандероли, получать краткосрочные свидания без ограничений, а длительные свидания — до трех суток один раз в месяц.
2. Осужденным могут быть разрешены кратковременные выезды за пределы исправительного центра при обстоятельствах, предусмотренных законом для лиц, осужденных к лишению свободы, а также по другим уважительным причинам в следующих случаях:
при необходимости обратиться в медицинское учреждение по поводу заболевания или лечения при наличии соответствующего медицинского заключения;
для сдачи экзаменов в учебном заведении;
по вызову судебных и следственных органов — на период производства следствия или дознания;
для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения — сроком до семи суток, без учета времени на дорогу;
при возникновении иных жизненно необходимых обстоятельств, требующих присутствия осужденного.
3. Лица, осужденные к ограничению свободы, обязаны:
выполнять законные требования администрации исправительного центра, касающиеся порядка отбывания назначенного наказания;
добросовестно работать в месте, определенном администрацией исправительного центра;
постоянно находиться в пределах исправительного центра под надзором, покидать его пределы лишь по специальному разрешению администрации этого центра, проживать по личному удостоверению, выдаваемому взамен паспорта;
проживать, как правило, в специально назначенных общежитиях. Нахождение осужденного в свободное от работы время вне общежития допускается с разрешения администрации исправительного центра, которая по этому вопросу выносит мотивированное постановление.
4. Осужденным к ограничению свободы запрещается: доставлять и хранить на территории, где они проживают, предметы, изделия и вещества, перечень которых определен нормативно-правовыми актами Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний. В случае выявления таких предметов, изделий и веществ у осужденного они подлежат изъятию и хранению, вещи, изъятые из обращения, уничтожаются, деньги, ценности и другие вещи по решению суда могут быть обращены в доход государства. Об изъятии предметов, изделий и веществ должностным лицом исправительного центра составляется протокол;
употреблять спиртные напитки и пиво, наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги либо другие одурманивающие средства.
5. Осужденные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а их вещи, поступившие посылки, передачи и бандероли — досмотру. Осмотры и обыски помещений, где проживают осужденные с семьями, производятся при наличии установленных законом оснований, по мотивированному решению суда.
Жилое помещение, где проживает осужденный, может посещаться, как правило, в дневное время, уполномоченными работниками исправительного центра.
6. Осужденные, не допускающие нарушений установленного порядка исполнения наказания в виде ограничения свободы и имеющие семьи, после отбывания шести месяцев срока наказания могут по постановлению начальника исправительного центра проживать вне пределов общежития со своими семьями.
Эти лица обязаны от одного до четырех раз в неделю являться в исправительный центр для регистрации.
7. Лица, указанные в части шестой настоящей статьи, могут проживать со своими семьями в арендуемых квартирах или приобретать жилье в пределах территории исправительного центра.
8. В отношении лица, признанного после постановления приговора инвалидом первой или второй группы или достигшего пенсионного возраста, а также забеременевшей женщины уголовно-исполнительная инспекция вносит в суд представление об освобождении такого лица от отбывания наказания.
9. Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы и надзора за осужденными определяются нормативно-правовыми актами Государственного департамента Украины по вопросим исполнения наказаний.

Статья 60. Условия труда осужденных к ограничению свободы.
1. Осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду, как правило, на производстве исправительных центров, а также на договорной основе на предприятиях, в учреждениях или организациях всех форм собственности при условии обеспечения надлежащего надзора за их поведением.
2. Труд осужденных к ограничению свободы регулируется законодательством о труде, за -исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу.
3. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом по согласованию с администрацией исправительного центра.
4. Осужденным независимо от всех отчислений положено выплачивать не менее семидесяти пяти процентов общей суммы заработка.

Статья 61. Обязанности администрации исправительного центра.
1. Администрация исправительного центра ведет учет осужденных, разъясняет порядок и условия отбывания наказания, организует трудовое и бытовое устройство осужденных; обеспечивает соблюдение условий труда осужденных, порядка и условий отбывания наказания; осуществляет надзор и меры предупреждения нарушений порядка отбывания наказания; проводит с осужденными социально-воспитательную работу; применяет установленные законом меры поощрения и взыскания; осуществляет работу по подготовке осужденных к освобождению.
2. Порядок осуществления указанных полномочий определяется нормативно-правовыми актами Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний.

Статья 62. Обязанности собственника предприятия, учреждения, организации или уполномоченного им органа по месту работы осужденных к ограничению свободы.
1. Собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган по месту работы осужденных к ограничению свободы обязан обеспечить их привлечение к общественно полезному труду с учетом состояния здоровья и, по возможности, специальности, организовывать первичную профессиональную подготовку и создать необходимые бытовые условия.
2. Об опоздании осужденного на работу и его отсутствии на работе по неизвестным причинам собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган обязан немедленно уведомить администрацию исправительного центра.
3. Собственнику предприятия, учреждения, организации или уполномоченному им органу, где работают осужденные, запрещается увольнять их с работы, кроме следующих случаев:
— освобождение от отбывания наказания на основаниях, предусмотренных Уголовным кодексом Украины;
— перевод осужденного на работу на другое предприятие, в учреждение или организацию или для дальнейшего отбывания наказания в другой исправительный центр;
— вступление в законную силу приговора суда, по которому лицо, отбывающее наказание в виде ограничения свободы, осуждено к лишению свободы;
— невозможность выполнения данной работы по состоянию здоровья.

Статья 63. Медицинское обслуживание осужденных к ограничению свободы.
1. Лечебно-профилактическая и противоэпидемическая работа в исправительных центрах организуется и проводится на общих основаниях в соответствии с законодательством о здравоохранении органами и учреждениями здравоохранения.
2. Направление осужденных в лечебные учреждения определяется согласно порядку обслуживания населения органами здравоохранения.

Статья 64. Материально-бытовое обеспечение осужденных к ограничению свободы.
1. Осужденные, содержащиеся в исправительных центрах, обеспечиваются индивидуальным спальным местом, инвентарем и постельными принадлежностями, а продукты питания и вещевое имущество приобретают за собственные средства. Норма жилой площади на одного осужденного не может быть меньше четырех квадратных метров. Коммунально-бытовые и иные услуги оплачиваются осужденными на общих основаниях.
2. Осужденным, не работающим в связи с заболеванием, а также по не зависящим от них причинам, и не получающим за это время заработной платы или иных доходов, питание и коммунально-бытовые услуги предоставляются по установленным нормам за счет исправительного центра.
3. Осужденные, направленные на лечение в лечебные учреждения здравоохранения, обеспечиваются этими лечебными учреждениями всеми видами довольствия на общих основаниях. 4. В необходимых случаях администрация исправительного центра или предприятия, учреждения либо организации, где трудоустроен осужденный, может выдавать ему аванс с последующим возмещением.
5. С осужденных, содержащихся в дисциплинарных изоляторах, взимается полная стоимость питания, предоставленного им по установленным нормам.

Статья 65. Социально-воспитательная работа с осужденными к ограничению свободы.
1. С лицами, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, администрацией исправительного центра, а также собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом, где работают осужденные, и общественными организациями проводится социально-воспитательная работа.
2. Активное участие осужденных в воспитательных мероприятиях поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Статья 66. Участие осужденных к ограничению свободы в самодеятельных организациях.
1. Осужденные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, могут создавать самодеятельные организации осужденных и принимать участие в их работе.
2. В исправительных центрах запрещается деятельность политических партий и профсоюзов.

Статья 67. Меры поощрения, применяемые к лицам, осужденным к ограничению свободы.
1. За добросовестное поведение и отношение к труду к осужденным могут применяться следующие меры поощрения:
благодарность;
награждение похвальной грамотой;
денежная премия;
награждение подарком;
досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
разрешение на выезд к близким родственникам за пределы исправительного центра на праздничные, нерабочие и выходные дни.
2. Осужденные, ставшие на путь исправления или добросовестным поведением и отношением к труду доказавшие свое исправление, могут быть в установленном законом порядке представлены к замене неотбытой части наказания более мягким или к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания.

Статья 68. Меры взыскания, применяемые к лицам, осужденным к ограничению свободы.
1. К осужденным, нарушающим трудовую дисциплину и установленный порядок отбывания наказания, администрация исправительного центра может применять следующие меры взыскания:
— предупреждение;
— выговор;
— строгий выговор;
— назначение на внеочередное дежурство по уборке общежития и прилегающей к нему территории;
— запрет проживать вне общежития сроком до трех месяцев;
— запрет выхода за пределы общежития в свободное от работы время на срок до’ трех месяцев;
— помещение в дисциплинарный изолятор сроком до десяти суток.
2. В отношении лица, самовольно покинувшего место ограничения свободы или злостно уклоняющегося от работ, либо систематически нарушающего общественный порядок или установленные правила проживания, администрация исправительного центра направляет прокурору материалы для решения вопроса о привлечении осужденного к уголовной ответственности в соответствии со статьей 390 Уголовного кодекса Украины.

Статья 69. Порядок применения мер поощрения и взыскания к лицам, осужденным к ограничению свободы.
1. Меры поощрения и взыскания налагаются письменно и устно и отражаются в личном деле осужденного.
2. При поощрении к осужденному применяется одна мера поощрения.
3. Разрешение на выезд к близким родственникам на праздничные, нерабочие и выходные дни может быть предоставлено осужденному не более одного раза в месяц.
4. При назначении мер взыскания учитываются мотивы и обстоятельства совершения нарушения, количество и характер ранее наложенных взысканий, а также объяснения осужденного по существу проступка. Наложенные взыскания должны соответствовать тяжести и характеру проступка осужденного.
5. Взыскание может быть наложено только на лицо, совершившее проступок, не позднее десяти суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с проступком проводилась проверка, то со дня ее окончания, но не позднее шести месяцев со дня выявления проступка.
6. Наложенное взыскание обращается к исполнению как правило, немедленно, но не позднее одного месяца со дня его наложения.
7. Если в течение шести месяцев со дня отбывания взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он признается не имеющим взыскания. Наложенное в этот период новое взыскание на осужденного прерывает течение указанного срока и его исчисление продолжается снова со дня отбывания последнего взыскания.
8. Осужденным, которым запрещен выход за пределы общежития в свободное от работы время, в течение срока действия запрета выход из общежития может быть разрешен в исключительных случаях и на установленное время для:
— получения медицинской помощи;
— приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости;
— посещения бани, прачечной или парикмахерской;
— получения почтовых отправлений;
— посещения учреждений и организаций, учебных заведений.

Статья 70. Должностные лица, применяющие меры поощрения и взыскания, и объем их полномочий.
1. Правом применения мер поощрения и взыскания, предусмотренных статьями 67 и 68 настоящего Кодекса, пользуются в полном объеме начальник исправительного центра, а также его прямые начальники. Меры поощрения и взыскания могут применять также заместитель начальника исправительного центра и начальник отделения социально-психологической службы исправительного центра в пределах, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.
2. Заместитель начальника исправительного центра имеет право применять меры поощрения в виде объявления благодарности, досрочного снятия ранее наложенного им взыскания и разрешения на выезд к близким родственникам за пределы исправительного центра на праздничные, нерабочие и выходные дни, а также меры взыскания в виде предупреждения, выговора и строгого выговора.
3. Начальник отделения социально-психологической службы исправительного центра имеет право применять в устной форме меры поощрения в виде объявления благодарности и досрочного снятия ранее наложенного им взыскания, а также меры взыскания в виде предупреждения, выговора и строгого выговора.

Ограничение свободы в Украине: что нужно знать об этом виде наказания

Опубликовано 26 июля 2013

Многие до сих пор путают ограничение свободы с лишением свободы, однако это отдельный вид наказания, предусмотренный ст. 51 УК Украины. Он является основным видом наказания и может быть назначен лишь в случаях…

Ограничение свободы является новым видом уголовного наказания для отечественной правоприменительной практики. Как известно, этот вид наказания был введен действующим Уголовным кодексом, который вступил в силу с 1 сентября 2001 г., что стало реальным отражением евроинтеграционного курса Украины в сфере гуманизации уголовного законодательства, переориентации его на применение наказаний, альтернативных лишению свободы. Законодательное закрепление порядка исполнения этого вида наказания окончательно было закреплено Уголовно-исполнительным кодексом Украины.

Многие до сих пор путают ограничение свободы с лишением свободы, однако это отдельный вид наказания, предусмотренный ст. 51 УК Украины. Он является основным видом наказания и может быть назначен лишь в случаях, предусмотренных санкцией статьи Особенной части действующего УК Украины. Ограничение свободы не может быть назначено несовершеннолетним, беременным женщинам и женщинам, имеющих детей до 14 лет, инвалидам I и II групп, лицам пенсионного возраста, военнослужащим срочной службы.

Согласно ст. 61 УК, наказание в виде ограничения свободы заключается в содержании лица в уголовно-исполнительных учреждениях открытого типа без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним надзора и с обязательным привлечением к труду. Согласно ст. 56 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные отбывают наказание в исправительных центрах, как правило, в пределах административно-территориальной единицы, где находилось их постоянное место жительства до осуждения.

Ограничение свободы как мера уголовного наказания назначается на срок от 1 до 5 лет. В данном случае осужденные не изолируются от общества, как при лишении свободы. Они, конечно, ограничены в свободе передвижения, но это заключается в том, что нельзя покидать территорию исправительного центра и определенную местность без разрешения администрации.

Ограничение свободы может быть применено в порядке замены неотбытой части наказания другим его видом. Так, лицу, осужденному к лишению свободы, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить неотбытую часть наказания более мягким его видом – ограничением свободы в порядке ст. 82 УК.

Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы регламентируются ст. 56–70 УИК и Инструкцией «Об организации порядка и условий исполнения наказания в виде ограничения свободы», которая утверждена указом государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний №27 от 5.03.2005.

Исполнение наказания

Направление в места отбывания наказания лиц, осужденных к ограничению свободы, которые на момент вынесения приговора не находились под стражей, возлагается на подразделения уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденных. Осужденные направляются к месту отбывания наказания самостоятельно за счет государства. Уголовно-исполнительная инспекция в соответствии с приговором суда вручает осужденному предписание о выезде к месту отбывания наказания.

В распоряжении указывается место и время прибытия осужденного, а также предупреждение о последствиях уклонения от выезда в установленный срок. Не позднее 3 суток со дня получения предписания осужденный обязан выехать к месту отбывания наказания и прибыть туда в соответствии с указанным в предписании сроком.

Если лица, осужденные к ограничению свободы, находятся под стражей, они освобождаются из следственного изолятора после вступления приговора в законную силу. Администрация СИЗО вручает им предписание о выезде к месту отбывания наказания. В случае невыезда без уважительных причин осужденный задерживается и направляется к месту отбывания наказания в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы. В случае неприбытия осужденного он объявляется в розыск.

Срок наказания исчисляется со дня прибытия лица к месту отбывания наказания и постановки на учет в исправительном центре. По правилам, предусмотренным ст. 72 УК, в срок наказания засчитывается время предварительного заключения под стражей, а также время следования под стражей в исправительный центр при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Уклонение от отбывания наказания

Согласно ст. 390 УК Украины, самовольное оставление места ограничения свободы или злостное уклонение от работ, или систематическое нарушение общественного порядка либо установленных правил проживания, совершенные лицом, осужденным к ограничению свободы, карается лишением свободы на срок до 3 лет. Невозвращение к месту отбывания наказания лица, осужденного к ограничению свободы, которому был разрешен краткосрочный выезд, по истечении срока выезда, карается ограничением свободы на срок до 2 лет или лишением свободы на тот же срок.

Невозвращение к месту отбывания наказания лица, которому был разрешен краткосрочный выезд, по истечении срока выезда, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. Преступление, предусмотренное ст. 390 УК Украины, является длящимся – оно начинается с того момента, когда осужденный должен был явиться в место ограничения свободы, и признается оконченным с момента возвращения виновного или его задержания. Незначительное опоздание, в силу ч. 2 ст. 11 УК, не признается преступлением, предусмотренным данной статьей.

КОММЕНТАРИЙ

Алексей Бондаренко, заместитель начальника ГПтС Украины

– Согласно действующему законодательству, по решению суда осужденному можно заменить неотбытый срок наказания более мягким (например, ограничением свободы). Инициатором такой замены выступает колония. Если суд выносит соответствующее постановление, осужденный отбывает дальнейшее наказание в исправительном центре, куда его переводят в соответствующем порядке.

Исправительный центр отличается тем, что это учреждение открытого типа. Осужденные находятся там не под вооруженной охраной, а под надзором, имеют право свободного передвижения и могут выходить за территорию организованными группами в сопровождении сотрудников ИЦ. Они также могут свободно пользоваться деньгами в своих нуждах, имеют право на кратковременные отпуска, которые могут проводить дома, в кругу семьи, пользуются рядом других возможностей, предусмотренных законом. Также за осужденным остается право на применение к ним ст. 81 УК Украины (условно-досрочное освобождение) – разумеется, если он не нарушает порядок и имеет поощрения.

Замена неотбытой части наказания в виде лишения свободы на более мягкое (ограничение свободы) возможна после фактического отбытия осужденным:

а) не менее 1/3 срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести, а также за неосторожное тяжкое преступление;

б) не менее 1/2 срока наказания, назначенного судом за умышленное тяжкое преступление или неосторожное особо тяжкое преступление, а также в случае, когда лицо ранее отбывало наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление и до погашения или снятия судимости вновь совершило умышленное преступление, за которое было осуждено к лишению свободы;

в) не менее 2/3 срока наказания, назначенного судом за умышленное особо тяжкое преступление, а также лицу, ранее освободившемуся условно-досрочно и совершившему новое умышленное преступление в течение неотбытой части наказания

Наказание в виде ограничения свободы введено в РФ с воскресенья

МОСКВА, 10 янв — РИА Новости. Изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ, которые вводят наказание в виде ограничения свободы, вступают в силу с 10 января. Это нововведение спасет от тюрьмы сотни тысяч человек — они смогут отбывать наказание за нетяжкие преступления под «домашним арестом».

Как полагают правозащитники, подобное наказание будет особенно эффективным для подростков.

Нововведение

Осужденный на ограничение свободы не сможет уходить из дома или квартиры в определенное время суток, без уведомления надзорного органа изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия.

Суд возлагает на осужденного определенные обязанности — ему надо будет от одного до четырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор.

Наказание в виде ограничения свободы будет назначаться на срок от двух до четырех месяцев в качестве основного вида наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет — в качестве дополнительного наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений, в частности, за посягательство на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства.

При этом ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории России.

Надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Чувства безнаказанности у осужденного возникнуть не должно — суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания, может отменить частично или дополнить ранее установленные ограничения.

За злостное нарушение обязанностей осужденным ограничение свободы может быть заменено на ее лишение — из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения.

За хорошее поведение и добросовестное поведение осужденный может получить благодарность и разрешение уезжать на выходные, праздники и в отпуск.

Грабитель под домашним арестом

В Федеральной службе исполнения наказаний полагают, что «домашний арест» спасет от тюрьмы сотни тысяч человек. Этот вид наказания может быть назначен примерно 113 тысячам осужденным ежегодно.

Сейчас ограничение свободы как основной вид наказания предусмотрен санкциями 66 статей Уголовного кодекса. Новый закон вводит ограничение свободы как основной вид наказания еще в 21 статью УК РФ и как дополнительный вид наказания в 22 статьи УК РФ.

В частности, ограничение свободы может быть назначено за клевету, оскорбление, кражу, мошенничество, присвоение или растрату.

Впрочем, под домашний арест можно попасть и за грабеж (статья 161 УК РФ).

За тяжкие преступления ограничение свободы может быть назначено как дополнительное наказание.

Заключенных станет меньше

По состоянию на 1 ноября 2009 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы России содержались 875,8 тысячи человек, в том числе в 755 исправительных колониях отбывали наказание 731,4 тысячи человек, в 7 тюрьмах — 2,9 тысячи человек, а в 62 воспитательных колониях для несовершеннолетних находились 6,3 тысячи человек. В 225 следственных изоляторах содержались 135,2 тысячи человек.

Однако снижаться численность населения колоний будет постепенно — понадобится время, чтобы судьи стали в полной мере применять ограничение свободы в виде наказания.

Как напоминает в этой связи «Российская газета», после введения такого наказания, как обязательные работы, в 2005 году к нему были приговорены всего 17 тысяч человек. В 2006 году к общественному труду приговорили уже 34 тысячи осужденных, в 2008 — 52,4 тысячи человек, в 2009 — уже более 60 тысяч.

Для надзора за осужденными предполагается использовать, в том числе, и электронные браслеты. Подобный эксперимент проводится в Воронеже, а в этом году электронные браслеты планируется опробовать еще в одном регионе. Производство браслетов налаживают в России.

Закон разрешает использовать и другие технические средства контроля, например, аудиовизуальные. Конкретный перечень технических средств контроля будет определен отдельным постановлением правительства.

Вместе с тем вопросы по исполнению нового вида наказания есть у сотрудников ФСИН.

«Подскажите, где этот перечень (средств контроля) можно посмотреть?» — интересуется одна из сотрудниц ведомства на форуме в интернете fsin.ru. Непонятно и каким образом проверять, не отсутствует ли осужденный дома — «выезжать на дом к осужденному ежедневно?».

«Нам сказали, будем бегать ножками и работать в две смены. Машины у нас нет, а ездить на автобусе (конечно, придется) — зарплаты не хватит. У нас город совсем не маленький», — отвечает другой сотрудник ФСИН.

По мнению специалистов, новый вид наказания «достаточно объемный для исполнения», и, видимо, для несовершеннолетних его будут применять сплошь и рядом.

Обращается внимание и на проблемы с обеспечением техникой подразделений ведомства.

«Закон-то приняли, а единиц не дали! . 2010 обещает быть веселым годом», — пишут сотрудники ФСИН.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Смотрите еще:

  • Статья 18 часть 5 Виды и меры взысканий за нарушения Правил дорожного движения в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (жирным шрифтом выделены нарушения, за […]
  • Уголовная статья 202 Уголовная статья 202 1. Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных […]
  • Ст 397 399 упк рф Статья 397 УПК РФ. Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора Суд рассматривает следующие вопросы, связанные с исполнением приговора: 1) о возмещении вреда […]
  • Гк 1811 гк рф Гк 1811 гк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита […]
  • Алименты по новому законодательству Какие изменения внес новый закон об алиментах в Украине Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу): Кратко по теме: новый закон об алиментах 2017 в Украине Статья […]
  • Кредиты под залог недвижимости в рк Кредиты под залог недвижимости в рк Условия кредитования: Валюта: тенге Сумма кредита: от 3 000 000 до 30 000 000 тенге: не более 50% от стоимости залоговой недвижимости (с […]