Гк рф ст861

Статья 861. Наличные и безналичные расчеты

1. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

3. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее — банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Комментарий к статье 861 Гражданского Кодекса РФ

1. Расчеты — это осуществление платежей между лицами по поводу совершенных ими сделок и исполнения других обязательств. Расчеты могут осуществляться двумя способами — наличными деньгами и в безналичном порядке. Субъекты права могут по своему усмотрению выбирать способ расчетов, если это не противоречит установленным в законе ограничениям.

Наличные расчеты осуществляются непосредственно между лицами — участниками обязательства на основании основного договора или иного предусмотренного законом основания. Как правило, наличные расчеты являются исполнением основного обязательства. Форма наличных расчетов — передача денежных банкнот и монет одним лицом другому. Платеж наличными является окончательным и безотзывным. В России в соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона о ЦБ РФ единственным законным средством платежа на территории Российской Федерации являются банкноты и монеты Банка России.

Безналичные расчеты — это способ расчетов, связанный с возникновением обособленных от основного договора расчетных отношений между стороной по договору и расчетной организацией по поводу осуществления расчетов путем списания денежных средств со счета плательщика и зачисления их на счет получателя. В отличие от наличных расчетов, где предметом выступают вещи — наличные деньги, при безналичных расчетах предметом являются не вещи, а безналичные деньги, т.е. права требования. Основанием безналичных расчетов является сложный юридический состав, включающий, во-первых, договор о передаче товаров (работ, услуг) или требование закона и, во-вторых, договоры об обслуживании клиентов банками или иными кредитными организациями (договор банковского счета, банковского вклада, об открытии аккредитива, о расчетно-кассовом обслуживании, о чековом обслуживании и др.).

2. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами и в безналичном порядке по выбору самих граждан.

Безналичные расчеты между гражданами регулируются Положением ЦБ РФ N 222-П, которое предусматривает следующие способы безналичных расчетов: по банковским счетам на основании договора банковского вклада, по банковским счетам на основании договора банковского счета, без открытия банковского счета. При отсутствии денежных средств на счете физического лица расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются.

3. Расчеты с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производятся по общему правилу в безналичном порядке, так как названные субъекты обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках. Безналичные расчеты между названными лицами регулируются Положением ЦБ РФ N 2-П. Если хотя бы одной стороной в расчетах является гражданин, то Положение ЦБ РФ N 2-П не применяется, а действует Положение ЦБ РФ N 222-П.

Расчеты между юридическими лицами наличными деньгами допускаются, если иное не предусмотрено законом. В настоящее время законом предусмотрены следующие ограничения наличных расчетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
1) расчеты наличными деньгами в рамках одного договора могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У // Вестник Банка России. 2007. N 39);
2) каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме, которая применяется для учета движения денег в кассе (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. N 18 «Об утверждении Порядка ведения кассовых операций» // Экономика. 1993. N 42 — 43);
3) названные лица могут хранить наличные деньги только в пределах лимитов, которые устанавливаются ежегодно банком, обслуживающим данную организацию, по согласованию с ее руководителем (Положение от 5 января 1998 г. N 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России. 1998. N 1). Сверх лимита в кассе хозяйствующего субъекта могут находиться не свыше трех дней средства, предназначенные для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий;
4) наличные деньги, поступившие в кассу за проданные товары (работы, услуги), и страховые премии могут расходоваться на заработную плату, иные выплаты работникам, стипендии, командировочные расходы, оплату возвращенных товаров (работ, услуг) в пределах 100 000 рублей по одному договору. Наличные деньги, поступившие в кассу в качестве платежей в пользу третьих лиц, не могут расходоваться на названные цели и подлежат к сдаче в полном размере в кассы кредитных организаций (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У // Вестник Банка России. 2007. N 39);
5) в предусмотренных законом случаях хозяйствующий субъект должен применять контрольно-кассовую технику (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 1957);
6) оформление наличных расчетов осуществляется с использованием расчетных документов. Основными расчетными документами при наличных расчетах являются приходный кассовый ордер (оформляющий прием наличных денег лицом) и расходный кассовый ордер (оформляющий выдачу наличных денег из кассы), а также могут использоваться другие документы: платежные ведомости, расчетно-платежные ведомости, заявления на выдачу денег, счета и др.

3. Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации путем открытия в них банковских счетов и осуществления расчетных операций по таким счетам (зачисление на счет, перечисление на другой счет, списание со счета и др.).

Иные способы осуществления безналичных расчетов могут быть предусмотрены законом и обусловливаются формой расчетов. Так, без открытия банковского счета могут осуществляться переводы денежных средств по поручению физического лица, если расчеты не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 1.2 Положения ЦБ РФ N 222-П). В соответствии с п. 2 ст. 863 ГК к таким расчетам применяются нормы о расчетах платежными поручениями. Другой способ расчетов предусмотрен Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697). В соответствии со ст. 16 названного Закона оператор почтовой связи по договору оказания услуг почтовой связи обязуется по заданию отправителя осуществить перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Почтовый перевод денежных средств — это услуга организации федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и телеграфной связи (ст. 2 названного Закона).

Статья 861 ГК РФ. Наличные и безналичные расчеты (действующая редакция)

1. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами с учетом ограничений, установленных законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами.

3. Безналичные расчеты осуществляются путем перевода денежных средств банками и иными кредитными организациями (далее — банки) с открытием или без открытия банковских счетов в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним банковскими правилами и договором.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 861 ГК РФ

1. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Наличные денежные расчеты — это расчеты, произведенные с использованием средств наличного платежа. Законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль.

Законодательство ограничивает расчеты между субъектами гражданского права посредством наличных денежных средств. Допускается расчет наличными денежными средствами без учета предельных размеров при наличии двух условий:

— если хотя бы одним из субъектов правоотношений является гражданин;

— если расчеты не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах расчеты наличными денежными средствами могут производиться без ограничения суммы.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, также могут осуществляться наличными денежными средствами в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.

Порядок осуществления юридическими лицами наличных расчетов строго регламентирован законодательством и в обязательном порядке отражается в бухгалтерском учете организации.

Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) обязано хранить деньги на банковских счетах. Наличные деньги в кассе организации не должны превышать 100 тысяч рублей. Установленный лимит может быть превышен в дни выплат заработной платы, в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

2. По общим правилам расчетов между юридическими лицами предусмотрен безналичный порядок их осуществления, расчеты наличными деньгами также могут иметь место, если иное не предусмотрено законом. Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, будучи одним из механизмов организации наличного денежного обращения, само по себе не является препятствием для свободного перемещения финансовых средств, поскольку не лишает юридические лица возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом.

Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке.

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:

— расчетов платежными поручениями;

— расчетов по аккредитиву;

— расчетов инкассовыми поручениями;

— расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

— расчетов в форме перевода электронных денежных средств.

Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами.

Для осуществления безналичных расчетов в гражданских правоотношениях участвует третья сторона — банк или иная кредитная организация. При этом кредитная организация не является стороной сделки, по которой производятся расчеты. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов.

Средством осуществления расчетов в безналичной форме является счет, открытый плательщиком (получателем) в соответствующей кредитной организации (если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов).

3. Применимое законодательство:

— ФЗ от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;

— ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;

— ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

— ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

— Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И;

— указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У;

— указание Банка России от 24.12.2012 N 2945-У;

— Положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П;

— Положение Банка России от 24.12.2004 N 266-П.

4. Судебная практика:

— Определение Конституционного Суда РФ от 13.04.2000 N 164-О;

— решение ВС РФ от 28.06.2010 N ГКПИ10-497;

— Определение ВС РФ от 29.04.2003 N КАС03-160;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 по делу N А28-2959/2010;

— Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.02.2010 по делу N А28-16681/2009.

Статья 861. Наличные и безналичные расчеты

1. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

2. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

3. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее — банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Комментарий к Ст. 861 ГК РФ

1. Комментируемая статья открывает главу, посвященную расчетным правоотношениям. Специфика расчетных отношений состоит в их субъектном составе (в безналичных расчетах обязательными участниками являются кредитные организации), а также в их вспомогательном характере применительно к возмездным сделкам .

———————————
О принципах расчетных отношений см.: Новоселова Л.А. Расчеты (гл. 46) // Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 464 — 465.

В основном ГК РФ определяет особенности безналичных расчетов, наличным расчетам уделено лишь два пункта комментируемой статьи.

Наличные денежные расчеты в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении контрольно-кассовой техники) представляют собой произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.

Только банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.

Наличные расчеты производятся в соответствии со ст. 140 ГК РФ в рублях с использованием как купюр, так и монет. Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.

Всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр. Исключения из данного правила предусмотрены ст. 2 Закона о применении контрольно-кассовой техники.

Для физических лиц ограничений в наличных расчетах не предусматривается, если это не связано с предпринимательской деятельностью (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Организация наличного обращения возлагается на Банк России в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России). Наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется Положением о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Вестник Банка России. 1998. N 1.

Для наличных расчетов с участием юридических лиц действуют ограничения. В соответствии с п. 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей.

———————————
Вестник Банка России. 2007. N 39.

Поскольку в п. 1 указания ЦБ РФ N 1843-У используется категория «в рамках одного договора», запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тыс. рублей, распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.

Указание не устанавливает каких-либо временных ограничений для осуществления расчетов наличными деньгами (например, один рабочий день), а содержит ограничение по сумме (100 тыс. рублей) в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, независимо от срока действия договора и периодичности осуществления расчетов по нему.

Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выражающееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Административная ответственность применяется в том случае, если по одному договору размеры наличных денежных средств превысили 100 тыс. рублей. При этом возникает вопрос о форме договора. Форма договора определяется ГК РФ и может быть как устной, так и письменной в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Так, например, сделки с участием юридических лиц требуют письменной формы (ст. 161 ГК). В то же время в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ, если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность. Не всегда законодатель требует совершения договора в виде единого документа. Письменная форма может быть соблюдена при обмене письмами, телеграммами и т.д. Это должно быть учтено в разъяснениях и правоприменительной практике ЦБ РФ, других кредитных организаций, налоговых органов.

Наличие разных договоров с установленными пределами денежных сумм освобождает участников договора от административной ответственности. Однако если суд признает, что воля сторон фактически была направлена на заключение одного договора, то формальное подписание нескольких договоров будет свидетельствовать о действительной воле сторон на заключение одного договора (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18 марта 2008 г. по делу N А28-9126/2007-60/18, ФАС Поволжского округа от 3 декабря 2008 г. по делу N А72-3587/2008). Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2010 г. N А33-20038/2009 в то же время было указано, что сам по себе факт заключения сходных по содержанию договоров не является основанием для вывода о совершении обществом одной сделки и превышении установленного размера расчета наличными деньгами.

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в его пользу.

Спорным является вопрос о расчетах между юридическим лицом и гражданином, который не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляет предпринимательскую деятельность, а также о расчетах таких граждан между собой. В соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данная норма не распространяется на указания ЦБ РФ. Таким образом, однозначного ответа на данный вопрос нет, а исходя из изложенного представляется, что ограничение по расчетам наличными деньгами не распространяется на указанные отношения.

2. Некоторые особенности наличных расчетов раскрываются в официальном разъяснении Банка России от 28 сентября 2009 г. N 34-ОР «О применении отдельных положений указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» . В соответствии с п. 2 этого указания юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы, за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на выплату заработной платы, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, возврат наличных денег за возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, оплаченные ранее за наличный расчет, на выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц. В связи с этим продавец (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) не вправе расходовать поступившие в его кассу наличные деньги на выплату покупателю за возвращенный товар, приобретенный ранее в безналичном порядке.

———————————
Вестник Банка России. 2009. N 58.

Последнее положение, на наш взгляд, противоречит п. 1 комментируемой статьи.

3. Норма п. 2 комментируемой статьи была предметом оспаривания в Конституционном Суде РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2000 г. N 164-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.Г. Лобанова на нарушение его конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 861 ГК Российской Федерации и пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» было отмечено, что «общим правилом расчетов между юридическими лицами является безналичный порядок их осуществления, расчеты наличными деньгами также могут иметь место, если иное не предусмотрено законом. Обязанность осуществлять расчеты в одинаковом для всех юридических лиц и на всей территории государства безналичном порядке, быстрота которого гарантируется законом (статья 849 ГК РФ), не может рассматриваться как ограничение свободы перемещения финансовых средств.

Введение определенных правил наличных расчетов также не нарушает принципов, закрепленных статьями 8 (часть 1) и 74 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, будучи одним из механизмов организации наличного денежного обращения, само по себе не является препятствием для свободного перемещения финансовых средств, поскольку не лишает юридические лица возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом».

4. Положения об ограничении расчетов наличными деньгами в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ распространяются на индивидуальных предпринимателей. Также на индивидуальных предпринимателей при совершении ими кассовых операций распространяется действие Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (письмо ФНС России от 30 августа 2006 г. N ММ-6-06/[email protected] «О письме Банка России от 17 июля 2006 г. N 08-17/2540″ ).

———————————
Официальные документы. 12.09.2006. N 35 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).

5. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает проведение безналичных расчетов через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Исключением из этого правила является норма п. 2 ст. 863 ГК РФ, согласно которой правила настоящего параграфа (о расчетах платежным поручением) применяются к отношениям, связанным с перечислением денежных средств через банк лицом, не имеющим счета в данном банке, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или не вытекает из существа этих отношений.

Открытие и ведение банковских счетов физических лиц являются банковскими операциями, правовое регулирование осуществления которых закреплено в положениях Центрального банка РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» , от 24 декабря 2004 г. N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее — Положение ЦБ РФ N 266-П) и иных нормативных актах Банка России.

———————————
Вестник Банка России. 2003. N 24.

Вестник Банка России. 2005. N 17.

Как отмечается в Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках, содержащееся в норме п. 3 комментируемой статьи «общее правило, требующее открытия для проведения безналичных расчетов банковского счета, идеологически основано на сложившемся в советском праве подходе, который вытекал из особенностей регулирования денежного обращения (строгая централизация, контроль банков за соблюдением расчетной дисциплины). Под банковским счетом в данном случае понимается не счет в бухгалтерском смысле, а наличие отношений по договору банковского счета. В настоящее время это правило создает необоснованные препятствия для целого ряда расчетных операций, которые по своему характеру не требуют обязательного наличия договора банковского счета (например, открытие аккредитива на основании разового поручения) и широко распространены в зарубежной и международной банковской практике. В настоящее время исключения из общего правила предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) в отношении граждан. Исключение требований об обязательном открытии банковского счета для проведения безналичных расчетов для юридических лиц требует одновременного решения вопроса о характере контроля за операциями в целях борьбы с отмыванием доходов, полученных незаконным путем» .

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.

Вестник гражданского права. 2009. N 2.

5. В перспективе развития безналичных расчетов — принятие проекта Федерального закона «О национальной платежной системе» , призванного унифицировать нормы об электронных расчетах как разновидности безналичных расчетов. Проектом предлагается введение понятия «национальная платежная система», охватывающего совокупность операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, платежных агентов (субагентов), операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников финансовых рынков, органы федерального казначейства и организации федеральной почтовой связи при осуществлении ими деятельности, связанной с переводом денежных средств (субъекты национальной платежной системы).

———————————
Проект Федерального закона N 455931-5 «О национальной платежной системе», внесенный Правительством РФ 15 ноября 2010 г.

Законопроектом вводится термин «электронные деньги», под которыми предлагается понимать «денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, может передавать распоряжения с использованием электронных средств платежа».

Такое определение может создать проблемы в правоприменении, поскольку термин «деньги» может обозначать только такой объект, который рассматривается участниками гражданского оборота как универсальное средство платежа и посредством передачи которого можно исполнить любое денежное обязательство, однако тот объект, который называется в законопроекте «электронные деньги», может существовать и использоваться исключительно в рамках конкретной платежной системы. Кроме того, так называемые электронные деньги по своей правовой природе сходны с безналичными денежными средствами, так как и те и другие представляют собой права требования. Поэтому, очевидно, следует вести речь о том, что «электронные деньги» являются разновидностью безналичных денежных средств, и именовать их соответствующим образом.

Должно быть четко определено, в чем состоит обязательство лица, которому предоставлены денежные средства и которое учитывает информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета.

Нельзя согласиться с предложенным законопроектом термином «электронные средства платежа», поскольку по уже устоявшейся традиции средствами платежа принято именовать сами объекты, которые передаются в целях совершения платежа одним лицом другому. В законопроекте, где речь идет об «электронных средствах платежа», имеются в виду некие технические средства и устройства, которые позволяют совершить платеж, т.е. передать тот или иной объект.

Поправки в ГК: расчёты

Привет всем! Продолжаем читать Федеральный закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступает в силу с 1 июня 2018 года.

Расчёты: общие положения

Новые положения ГК РФ о расчётах были давно ожидаемы, особенно – в отношении аккредитивов. Собственно, аккредитивом законодатель в основном и занялся, а заодно и платёжными поручениями. Раньше ждали ещё поправок по инкассо, но с тех пор, как усилиями Банка России (см., в частности, «Положение о правилах осуществления перевода денежных средств», утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П) инкассовое поручение было отделено от платёжного требования, получилось так, что необходимость в поправках отпала сама собой.

В общих положениях о расчётах правки больше технические: «обычаи делового оборота» заменены на «обычаи», безналичные расчёты осуществляются не «через банки», а «путем перевода денежных средств банками». Самое интересное, наверное – это упоминание в общих положениях (п. 3. ст. 861 ГК РФ) возможности осуществления безналичных расчётов без открытия банковских счетов. (Ранее об этом говорилось конкретно в статье о платёжных поручениях). Точно так же в п. 3 ст. 863 ГК РФ в качестве общего положения вынесли право банка-плательщика привлекать другие банки (банки-посредники) для исполнения платежного поручения плательщика (ранее оно было в ст. 865 ГК РФ).

Платёжное поручение

Мягко говоря, всё приведённое выше – не революционные нововведения – впрочем, как и все изменения по платёжным поручениям, при всей их обширности. Просто в более корректных и выверенных выражениях, более детально, описывается действующая схема приёма к исполнению и исполнения платёжного поручения. Для этой цели изложены в новой (я бы сказал – пространной) редакции ст. 864 и 865 ГК РФ, сообразно переименованные. Характер изменений можно представить себе уже по этому переименованию: так, ст. 865 ГК РФ вместо «Исполнение поручения» с 1 июня 2018 года будет называться «Исполнение банком платежного поручения». Более точно, более правильно – и абсолютно без разницы с практической точки зрения. Разве что у студентов меньше шансов перепутать с договором поручения.

Ст. 864 ГК РФ «Прием к исполнению банком платежного поручения» – это подробное описание процедуры, явное порождение банковских инструкций. Проверить правильность оформления платёжного поручения – удостовериться в праве плательщика распоряжаться денежными средствами – убедиться в достаточности средств на счёте – перейти к исполнению. Если проверка не пройдена – отказать в приёме поручения к исполнению и уведомить плательщика в срок не позднее дня, следующего за днем получения платежного поручения. Вариант: платежное поручение может быть отозвано плательщиком до наступления момента безотзывности перевода денежных средств.

Чистый механизм, роботизированная система. Уходит в прошлое гуманистическая оговорка в п.2 ст. 864 ГК РФ о запросе банка плательщику с просьбой уточнить содержание поручения, если оно не соответствует требованиям. «Эй, плательщик, вы там в бухгалтерии ничего не напутали? Исправьте скорее, и деньги уйдут поназначению!» Это человеку свойственно ошибаться (и исправляться), а элементы механизма таким свойством не обладают. Просто: «Ошибка. Запрос отклонён».

Ст. 865 ГК РФ «Исполнение банком платежного поручения» – продолжение алгоритма. Просто перечень возможных действий по исполнению поручения (ой, простите – возможных действий банка по исполнению платёжного поручения – так ведь теперь правильно). Единственное, в пункте 2 обращает на себя внимание изменение срока, в течение которого банк обязан информировать плательщика об исполнении его платежного поручения. Вместо пока ещё действующего «незамедлительно … по его требованию» с 1 июня 2018 года будет «в срок не позднее дня, следующего за днем исполнения платежного поручения». Не сбиваясь с ног, чтобы успеть незамедлительно, но зато и без какого-либо требования – размеренно, в установленном ритме, согласно заданной программе.

Для случаев, когда программа всё-таки дала сбой и встаёт вопрос об ответственности банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежного поручения (ст. 866 ГК РФ), тоже есть нововведение – пункт второй этой статьи. Да, банк несёт ответственность перед клиентом, как и раньше – но теперь есть возможность переложить эту ответственность на другое (виновное) лицо без лишних шагов виде судебных разбирательств между банками – участниками расчётной цепочки. Пожалуй, это самое ценное из нововведений, касающихся расчётов платёжными поручениями, поэтому процитирую:

«В случаях, если неисполнение или ненадлежащее исполнение платежного поручения имело место в связи с нарушением банком-посредником или банком получателя средств правил перевода денежных средств или договора между банками, ответственность перед плательщиком может быть возложена судом на банк-посредник или банк получателя средств, которые в этом случае отвечают перед плательщиком солидарно. Банк плательщика может быть привлечен к солидарной ответственности в указанных случаях, если он осуществил выбор банка-посредника».

По-моему, очень здраво. Всё равно итог был бы тот же – но с несколькими дополнительными, «промежуточными», судебными разбирательствами. Снижение нагрузки на судебную систему – уже полезный эффект.

Ст. 866.1. ГК РФ «Особенности расчетов без открытия банковского счета» – новая для ГК РФ, но абсолютно банальная для банковской практики. По сути, краткое обобщение норм центробанковского «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств», включенное в кодекс просто для порядка – чтобы было:

«При переводе денежных средств без открытия банковского счета банк плательщика обязуется перевести без открытия банковского счета плательщику-гражданину на основании его распоряжения предоставленные им наличные денежные средства получателю средств в этом или ином банке.

Достаточность денежных средств для исполнения распоряжения о переводе без открытия банковского счета определяется исходя из суммы предоставленных банку плательщиком наличных денежных средств».

Но вот, наконец, нормы о расчётах платёжными поручениями заканчиваются – и начинается долгожданный, предвкушаемый тортик аккредитив.

Аккредитив

Ст. 867 ГК РФ «Общие положения о расчетах по аккредитиву», раздобрев до 3000 знаков, сама по себе тянет на статью журнальную. Оно, в общем, и неудивительно: если аккредитивами заниматься серьёзно, можно по этой тематике написать не одну диссертацию. Втиснуть всё необходимое в жёсткие рамки нескольких статей кодекса – задача нелёгкая. Что же сумели дополнительно вместить в ст. 867 ГК РФ и что в ней поменялось?

Во-первых, закреплённый в п. 1 ст. 867 ГК РФ перечень действий, которые должен совершить банк-эмитент во исполнение аккредитива, перестал быть закрытым. Двойной эффект: введя в статью формулировку «либо совершить иные действия», законодатель разом и убирает ограничения сферы применения аккредитива, и уменьшает объём текста за счёт удаления лишних деталей списка.

Второе, что бросается в глаза – детальное регулирование отношений между банком-эмитентом и исполняющим банком. До сих пор их взаимные обязательства и расчёты в основном оставались «за кадром»: кодекс ставил во главу угла отношения клиента с банком-эмитентом. Теперь же оговаривается, например, право исполняющего банка принять или не принять поручение банка-эмитента об исполнении аккредитива, порядок принятия поручения, и так далее:

«Частичный отказ исполняющего банка от исполнения поручения не допускается. Исполняющий банк считается принявшим поручение банка-эмитента, если он прямо выразил на это согласие, в том числе путем совершения действий в соответствии с условиями аккредитива».

Подробно регламентируются расчёты между банками. В дополнение к существующим нормам о депонированном и гарантированном аккредитиве, оговаривается, что «при исполнении непокрытого аккредитива исполняющий банк вправе не осуществлять исполнение аккредитива до поступления денежных средств от банка-эмитента, за исключением случая подтверждения аккредитива исполняющим банком».

Несколько уточнили и расширили (перенеся его из ст. 870 ГК РФ) ответ на вопрос – за чей счёт, собственно, этот банкет:

«Банк, дающий инструкции другому банку по совершению действий по аккредитиву, обязан оплачивать или компенсировать любые комиссии или затраты такого банка, связанные с выполнением им полученных инструкций. Банк-эмитент, пользующийся услугами другого банка для выполнения инструкций плательщика, делает это за счет плательщика и на его риск. Плательщик обязан возместить банку-эмитенту все расходы, понесенные им в связи с выполнением его инструкций по аккредитиву».

«Другой банк» – это не только исполняющий банк, но и банк-посредник в случае, если банк-эмитент и исполняющий банк не имеют друг у друга корреспондентских счетов. Помню, как платёж из Санкт-Петербурга в Латвию по аккредитиву в подобном случае проходил через BankofNewYork. Обратите внимание на добавившееся «на его риск»: и раньше всё делалось за счёт плательщика, но теперь прямо в кодексе дополнительно сказано – если в отношениях с третьим банком что-то пошло не так, банк-эмитент перед плательщиком не отвечает. Напротив, если у банка-эмитента в результате возникли какие-то потери, вполне реально предъявить их клиенту –риски-то на нём. Надо думать, популярности сложным аккредитивным схемам это не добавит.

В ст. 868 и 869 ГК РФ об отзывном и безотзывном аккредитиве, помимо уточнения – по чьей инициативе может быть отозван аккредитив (по поручению плательщика) и пояснения, что безотзывный аккредитив не может быть не только отменён, но и изменен банком-эмитентом без согласия получателя средств, произошла, наконец, долгожданная рокировка. П. 3 ст. 868 ГК РФ (о том, что аккредитив по умолчанию является отзывным) сменил знак на противоположный и переметнулся в статью 869 ГК РФ, куда и был принят на правах пункта 4:

«Аккредитив является безотзывным, если в его тексте не предусмотрено иное».

О целесообразности такого изменения за последние годы не говорил и не писал только ленивый: элементарный здравый смысл подсказывает, что в условиях, когда каждый получатель средств требует указания в аккредитиве на его безотзывность, стоит сделать это из исключения общим правилом. Рад, что это в конце концов произошло.

Нормы о подтверждённом аккредитиве из п. 2 ст. 869 ГК РФ развернули в полноценную ст. 870 ГК РФ «Подтвержденный аккредитив», предварительно вычистив оттуда (с расселением по другим статьям) исконное содержимое. Получилось, как мне кажется, неплохо: статьёй устранены пробелы, ранее заставлявшие толковать нормы и догадываться об их смысле. Так, теперь чётко установлено, что подтверждающий банк становится обязанным перед бенефициаром по аккредитиву в пределах подтвержденной им суммы и солидарно с банком-эмитентом. Больше нет указания на то, что подтверждающим банком может быть только исполняющий банк. Оговаривается, что происходит в случае изменения подтверждённого аккредитива (подтверждающий банк становится обязанным на измененных условиях аккредитива, если он дал на это согласие, а если не дал, то считается обязанным на прежних условиях). В общем, статью 870 ГК РФ в новой редакции можно показывать студентам в качестве примера правильного баланса между лаконичностью и содержательностью.

Ст. 870.1. ГК РФ, как следует уже из её номера – совершенно новая, и вводит в Гражданский кодекс ранее неизвестный термин: «переводной (трансферабельный) аккредитив». Для финансистов, впрочем, ничего нового в трансферабельном аккредитиве нет: загляните хотя бы в публикуемые Международной торговой палатой «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» в любой редакции. Суть в том, что получатель средств может указать другое лицо (или несколько таких лиц) в качестве «вторых получателей средств», как это названо у нас, или «вторых бенефициаров», как их называют в международной практике. Позволю себе процитировать для начала не наш Гражданский кодекс, а Унифицированные правила как, увы, более понятный в данной части документ:

«По просьбе бенефициара («первого бенефициара») переводный аккредитив может полностью или частично подлежать исполнению в пользу другого бенефициара («второго бенефициара»)».

В отечественном варианте это звучит гораздо более длинно и обстоятельно:

«Исполнение аккредитива может осуществляться лицу, указанному получателем средств, если возможность такого исполнения предусмотрена условиями аккредитива и исполняющий банк выразил свое согласие на такое исполнение (далее – переводной (трансферабельный) аккредитив). При этом получатель средств вправе определить документы, которые должны быть представлены указанным им лицом для исполнения переводного (трансферабельного) аккредитива. Эти документы могут быть не предусмотрены условиями переводного (трансферабельного) аккредитива».

«Получатель средств вправе указать лицо, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива (далее – второй получатель средств) до момента представления им документов, соответствующих условиям открытого в его пользу аккредитива, в заявлении, представляемом в исполняющий банк. Получатель средств вправе указать несколько вторых получателей средств».

Принято считать, что переводной аккредитив как платёжный инструмент создан для обслуживания интересов всевозможных посредников, в особенности в торговле: оптовик может сразу предоставить возможность получения средств покупателя своим более мелким поставщикам, при условии представления ими подтверждения исполнения обязательств.

Возможно, в отечественных условиях из переводного аккредитива даже получится сделать интересный инструмент для борьбы с неплатежами… но вряд ли при имеющейся редакции ст. 870 ГК РФ (без уточнений и разъяснений). Насколько я только что похвалил ст. 870 ГК РФ, настолько могу покритиковать 870.1. Она обходит молчанием ряд очень важных вопросов. Так, абсолютно непонятно: может ли получатель средств («первый бенефициар») передать «второму получателю средств» («второму бенефициару») право получить исполнение по аккредитиву только полностью – или можно и частично? Может ли получатель средств не просто указать несколько «вторых бенефициаров», но и распределить между ними подлежащие выплате суммы – кому сколько? Или они выступают солидарными кредиторами? А может быть, прибежавший в банк первым получает всё? Может ли «первый бенефициар», передавший «вторым бенефициарам» не весь объём требований по аккредитиву, сохранить какую-то часть (собственно, свою маржу от основной сделки) за собой? И так далее. Хорошо, что в статье оговорены хотя бы две вещи: неприменимость к переводным аккредитивам общих правил о перемене лиц в обязательстве и запрет дальнейшей передачи «вторым бенефициаром» прав на получение средств по такому аккредитиву (за исключением возврата этих прав «первому бенефициару»). В остальном – добро пожаловать в мир банковских правил, там давно всё проработано до мелочей. Жаль, что не в кодексе.

Ст. 871 ГК РФ, которая пока ещё называется «Отказ в принятии документов», после 1 июня 2018 года превращается в пункт приёма беженцев из ст. 870 ГК РФ и меняет вывеску на привезённую ими с собой – «Исполнение аккредитива». Теперь здесь будет собрано всё: и как представляются документы на исполнение (в том числе в электронной форме), и как они проверяются (по-прежнему только по внешним признакам, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения), и куда отсылаются после. А также, разумеется, как и за чей счёт производится исполнение и какие межбанковские расчёты за этим следуют. В общем, вся процедура, «коротенько» – на полноразмерную страничку вместо нынешних жалких двух абзацев.

Ст. 872 ГК РФ «Ответственность банков» выдерживает ранее обозначенную общую линию: даже её название, где единственное число заменяется множественным, подсказывает, что в число возможных ответственных лиц добавлен подтверждающий банк, который теперь отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение аккредитива перед получателем средств — солидарно с банком-эмитентом. Напомню, что в нынешней редакции статьи закреплена своего род цепочка: банк-эмитент отвечает перед плательщиком, исполняющий банк – перед банком-эмитентом, подтверждающий банк забыт вовсе, и лишь по усмотрению суда можно потянуть за цепочку с другой стороны, возложив ответственность перед получателем средств на исполняющий банк. После 1 июня 2018 года получатель средств, в случае чего, может идти с иском к банку-эмитенту и подтверждающему банку, минуя стадию ненужных (декоративных) разбирательств с исполняющим банком и плательщиком.

Последняя статья – 873 ГК РФ, «Закрытие аккредитива» – получила в основном редакционные и технические правки (вроде нумерации подпунктов и вновь потерявшегося слова «незамедлительно»), но кое-что есть и по существу. В частности, указано на полное исполнение аккредитива как на основание для его закрытия (нет, мы так-то и раньше догадывались), а также оговорено, что при истечении срока действия аккредитив закрывается за исключением случая, когда в пределах этого срока были представлены документы по аккредитиву. Правда, несколько странным в свете ранее продемонстрированной дотошности в формулировках выглядит исчезновение оговорок «если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива» и «если такой отзыв возможен по условиям аккредитива» из подпунктов про отказ получателя от использования аккредитива и про отмену или отзыв аккредитива по заявлению плательщика. Первое ещё более-менее логично: не хочет денег – пусть отказывается, но второе… Надо полагать, это сделали из-за введения общего правила о безотзывности аккредитива – вроде как оговорка больше не нужна – однако в результате получился источник коллизии – вроде как в статье 873 ГК РФ будет закреплено неограниченное право плательщика инициировать закрытие аккредитива:

«1. Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится: …

4) по заявлению плательщика об отмене или отзыве аккредитива».

Понятно, каким будет толкование и правоприменение – но с точки зрения юридической техники неплохо было бы поправить, введя всё-таки оговорку (хотя бы с общей ссылкой на нормы ).

На этом придираться к нормам о расчётах заканчиваем. Впереди ещё обещанный разбор новой главы 47.1. «УСЛОВНОЕ ДЕПОНИРОВАНИЕ (ЭСКРОУ)» – после чего обзор нововведений в ГК, наконец, можно будет считать завершённым.

Смотрите еще:

  • Выплаты на рождение 2 го ребенка Выплаты за второго ребенка в 2019 году Рождение второго ребенка – шаг очень ответственный, потому что каждая мама хочет быть уверена, что на выплаты, которые предоставляются за второго […]
  • Что потребовать при увольнении Документы от работодателя при увольнении 2018 Статьи по теме Если сотрудник увольняется, необходимо оформить и выдать ему документы в соответствии с требованиями трудового […]
  • Ст 140 ук рф отказ в предоставлении гражданину информации Уголовный кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 140 1. Ответственность за отказ в предоставлении информации гражданину введена в уголовное законодательство России впервые. Это […]
  • Гпк рф меры обеспечения Гпк рф меры обеспечения Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Статья 140 ГПК РФ. Меры по обеспечению иска 1. Мерами по обеспечению иска могут быть: 1) наложение ареста на […]
  • Земельный участок в костроме и костромском районе Купить земельный участок в Костроме в Костромском районе 383 объявления за месяц по умолчанию На портале «МИР КВАРТИР» вы найдете 285 объявлений о продаже участков в Костроме. Средняя цена […]
  • Налоговые вычеты при покупке земельного участка 2014 Правила предоставления налогового вычета при покупке земельного участка Налоговая система предполагает выполнение двух функций: Обеспечение деятельности каждого государственного […]