Мархгейм мВ конституционное право

Конституционное право Российской Федерации. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В.

Р. н / Д : СамГУ, 2007. — 4 45 с.

В учебнике раскрываются основные вопросы конституционного (государственного) права Российской Федерации: основы конституционного строя, правовой статус личности, федеративное устройство, государственный механизм и др.

Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разбираться в процессах, происходящих в Российской Федерации.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалиста по специальности «Юриспруденция».

Для студентов юридических вузов и факультетов, а также всех, кто интересуется проблемами современного российского конституционализма.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .3
Глава 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ —ОТРАСЛЬ ПРАВА И ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 5
1.1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права 5
1.2. Конституционно-правовые нормы и институты 9
1.3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты 15
1.4. Источники конституционного права: понятие и виды 17
1.5. Система конституционного права России и его место в системе национального права 21
1.6. Наука конституционного права в системе общественных наук 27
1.7. История развития науки конституционного права России 31
1.8. Конституционное право России как учебная дисциплина 33
Глава 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О КОНСТИТУЦИИ И СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА… 35
2.1. Понятие и значение конституции как базового закона 35
2.2. Структура, форма и функции конституции 41
2.3. Порядок принятия и изменения конституции 46
2.4. Виды конституций 49
2.5. Понятие и характеристики современного конституционализма 52
Глава 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ 55
3.1. Россия конца XVIII — начала ХГХ вв. — возникновение конституционного процесса 55
3.2. Развитие российского конституционализма в конце XIX — начале XX века 66
3.3. Этапы конституционного развития советской России. Конституции России 1918,1925,1937,1978 гг.: общее и особенное. 69
3.4. Конституционные реформы 1989—1993 гг. как фактор принятия новой конституции 73
3.5. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основные черты, особенности, функции и юридические свойства 76
3.6. Структура Конституции Российской Федерации . 83
3.7. Порядок принятия Конституции Российской Федерации 85
3.8. Пересмотр Конституции Российской Федерации и внесение в нее поправок 87
3.9. Гарантии реализации Конституции Российской Федерации. Прямое действие Конституции 97
3.10. Конституция России 1993 г. и нормы международного права 98
Глава 4. КОНСТИТУЦИОННЬ1Е ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 101
4.1. Понятие и сущность гражданского общества 101
4.2. Гражданское общество и государство 117
4.3. Гражданское общество и Россия 119
4.4. Конституционные основы формирования гражданского общества в России 135
Глава 5. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 139
5.1. Понятие и принципы конституционного строя . 139
5.2. Отечественный опыт развития и закрепления основ конституционного строя 144
5.3. Конституционное полновластие в демократическом государстве 148
5.4. Высшая конституционная ценность — человек, его права и свободы 154
5.5. Верховенство права и механизмы его реализации в контексте правового государства 157
5.6. Конституционные основы экономической системы Российской Федерации 161
5.7. Конституционные основы социальной системы в Российской Федерации 165
5.8. Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и многопартийности. 172
5.9. Общественные организации, движения и другие общественные объединения 174
5.10. Российская Федерация — суверенное государство 180
5.11. Россия — федеративное государство 183
5.12. Российская Федерация — светское государство. Свобода совести 186
Глава 6. КОНСТИТУ1ЩОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 191
6.1. Конституционные права и свободы человека и гражданина как элементы правового статуса 191
6.2. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации в структуре правового статуса 199
6.3. Гражданство Российской Федерации в контексте правового статуса лица 213
6.4. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина 226
6.5. Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ 231
6.6. Правовой статус вынужденных мигрантов в Российской Федерации 240
Глава 7. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 245
7.1. Разновидности конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 245
7.2. Личные права и свободы по Конституции РФ 248
7.3. Политические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ 250
7.4. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ 252
7.5. Конституционное право на получение образования и иные социально-культурные права человека и гражданина в Российской Федерации 254
Глава 8. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ: СИСТЕМА, СТРУКТУРА, ФОРМЫ 257
8.1. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в России 257
8.2. Правозащитная структура российского общества и государства 263
8.3. Конституционное право на самозащиту как первичная форма правозащитной деятельности 270
8.4. Обжалование в суд действий и актов государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан 274
8.5. Защита прав граждан в уголовном судопроизводстве 280
8.6. Судебная защита чести и достоинства, частной жизни граждан и неприкосновенности их жилища 283
8.7. Уполномоченный по правам человека 288
Глава 9. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 295
9.1. Территория Российской Федерации и конституционно-правовое закрепление ее целостности. Принципы федеративного устройства России 295
9.2. Российский федерализм: становление, особенности развития, специфические черты отечественной модели 305
9.3. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федераций 311
9.4. Конституционно-правовой статус территориальных субъектов Российской Федерации 317
9.5. Конституционно-правовой статус автономных образований в составе Российской Федерации 322
9.6. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации 325
9.7. Российская Федерация как субъект «постсоюзных» межгосударственных объединений 328
Глава 10. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 334
10.1. Понятие избирательной системы и избирательного права 334
10.2. Источники избирательного права РФ 336
10.3. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах 337
10.4. Стадии избирательного процесса по российскому законодательству. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан 340
Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 367
11.1. Понятие органа государственной власти, классификация и конституционная основа 367
11.2. Президент Российской Федерации 372
11.3. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, его структура 380
11.4. Законодательный процесс. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации 389
11.5. Правительство Российской Федерации, его состав, порядок формирования и деятельности 399
11.6. Конституционные основы судебной системы в Российской Федерации. Виды судебных органов, их функции 402
11.7. Прокуратура Российской Федерации: конституционные основы организации и надзорной деятельности 405
11.8.Адвокатура как конституционный институт Российской Федерации 408
Глава 12. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 411
12.1. История становления местного самоуправления в России 41
12.2. Понятие и функции местного самоуправления. Принципы местного самоуправления 412
12.3. Полномочия местного самоуправления 417
12.4. Ответственность местного самоуправления и правовые формы его защиты 420
12.6. Местное самоуправление — институт гражданского общества 423
Глава 13. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 429
13.1. Понятие конституционной законности ^429
13.2. Конституционный контроль 431
13.3. Конституционный Суд в Российской Федерации: правовой статус, прерогативы, организация деятельности 433
13.4 Акты Конституционного Суда: предмет, содержание, Акты юридическая сила 437

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Конституционное право Российской Федерации

  • Объем: 570 стр.
  • Жанр:к онституционное право, у чебники и пособия для вузов
  • Теги:к ниги для юристов, у чебное пособие для студентов

© Мархгейм М. В., Смоленский М. Б., 2003

© Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003

Особенность развития конституционного права Российской Федерации, как, впрочем, и других отраслей права, состоит в том, что на пути правовых реформ, в осуществлении которых так нуждается наше государство, законодательное оформление необходимых преобразований существенно оторвано от реалий времени и практической жизни.

Правовая реформа проводится в условиях, когда в обществе только начинает складываться единство коренных целей общественного развития и главных путей их достижения. За время действия Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 г., общество сумело избежать разрушительных потрясений, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия, хотя дальнейшее расслоение общества продолжается. Многое из уже сделанного нуждается в законодательном закреплении и корректировке. Это касается практически всех сфер нашей жизни и в области экономики, финансов, земельных отношений, и в области прав личности. Пока не приняты базовые законы, все правовое пространство непрочно и оказывается зыбким. Это ведет к нарушениям прав и законных интересов граждан в Российской Федерации. Сегодня можно с уверенностью говорить лишь о значительном улучшении кризисной ситуации в конституционной сфере, в сфере парламентаризма и в сфере федеративных отношений.

Сказанное позволяет особо подчеркнуть важность системного характера правовой реформы в рамках развития Конституции Российской Федерации, в последовательном осуществлении демократического курса государства и обеспечении верховенства Конституции РФ и ее прямого действия.

Необходимо в интересах укрепления целостности государства последовательно реализовать принцип федерализма в правовой системе, преодолевая как унитаристские, так и сепаратистские правовые тенденции.

Требуется дальнейшее совершенствование законодательного процесса, координация усилий всех субъектов законодательной инициативы, усиление контроля за изданием подзаконных актов.

Предстоит завершение институционализации судебной системы, принятие новых законов о Верховном Суде РФ, о роли мировых судей, так как совершенствование форм судопроизводства на основе демократических принципов должно быть ориентировано прежде всего на эффективную судебную защиту прав и законных интересов граждан. Особого внимания заслуживает не разрешенная до настоящего времени проблема развития института присяжных заседателей.

Назрела острая необходимость сформировать систему административной юстиции в России и в дальнейшем довести ее до создания административных судов.

Важнейшей целью правовой реформы является упорядочение и повышение эффективности государственных и общественных институтов. Конституционная характеристика Российской Федерации как правового государства требует новых подходов к пониманию государства и его роли в гражданском обществе. Сохраняется негативная тенденция: вместо обеспечения единства и взаимодействия разных видов государственных органов на основании принципа «разделения властей» нередко проводится курс на их искусственное противопоставление или попытку объединения.

Поддержание курса на развитие местного самоуправления требует решительных действий и серьезных усилий всех институтов общества, в том числе и самих граждан.

Несмотря на то, что теоретические положения курса «Конституционное право Российской Федерации» требуют дальнейшей разработки, его изучение поможет студентам систематизировать полученные знания, усвоить идеи и положения конституционной реформы и государственного строительства в Российской Федерации.

Глава 1
Конституционное право России – отрасль права и юридическая наука

1.1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права

Понятие «конституционное право» многогранно и употребляется в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т. е. совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки.

Конституционное право России как отрасль права – составная часть ее национальной правовой системы, совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления народовластия, охраняют основные права и свободы человека и учреждают в этих целях определенную систему государственной власти, основанную на принципе «разделения властей».

Одним из важнейших завоеваний демократического процесса в России является внедрение в сознание народа постулата: не народ существует для государства, а государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и обеспечивать благополучие. Но равновесие между властью и свободой необходимо соблюдать, так как свобода без прочной государственности превращается в анархию, а государство, построенное на отказе своих граждан от свободы, превращается в тоталитарное.

Найти баланс свободы народа и власти государства – главная задача и смысл конституционного права России.

Конституционное право России прочно переплетено с политикой и вообще со всей политической системой страны.

Властные отношения задевают права и свободы человека и сталкиваются с коллективными действиями людей, объединенных в партии и движения, которые путем выборов влияют на эти отношения. Отсюда огромный интерес к изучению институтов конституционного права и борьба мнений вокруг политических основ этой отрасли и ее институтов.

Как любая отрасль права, конституционное право России имеет свой предмет.

Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, в юридической лексике именуются ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является необходимой предпосылкой правильного понимания общих качеств, свойственных ее нормам и институтам, специфики правового регулирования.

Кроме того, без знания предмета каждой отрасли права невозможна правоприменительная деятельность. Надо четко установить, нормы какой отрасли подлежат применению.

Конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и др., но не все отношения целиком, а лишь определенный их слой, а точнее сказать – фундамент этих отношений.

К его предмету относятся те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из указанных сфер. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию, определяют структуру всего социального организма. Такого рода отношения выступают как системообразующие, обеспечивающие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства общества и государства.

Предмет конституционного права России охватывает две основные сферы общественных отношений:

1) охрану прав и свобод человека (в сфере отношений человека и государства);

2) устройство государства и государственной власти (отношения в сфере власти).

Баланс этих отношений и обеспечивает единство общества:

– лежащими в основе общества принципами, выражающими его качественную определенность, формы организации и функционирования;

– механизмом, посредством которого осуществляется управление всеми сферами жизнедеятельности общества. Конституционное право имеет своим предметом общественные отношения такого рода.

Рассмотрим их более подробно.

1. Конституционно-правовые нормы закрепляют прежде всего основные принципы, определяющие устройство общества: суверенитет, форму правления, форму государственного устройства, принадлежность власти, общие основы функционирования всей системы политической организации общества.

В обществе обязательно существуют единые основы экономической системы: допускаемые и охраняемые формы собственности, гарантии защиты прав собственников, способы хозяйственной деятельности, обеспечение государством потребностей в образовании, науке, культуре.

Совокупность основополагающих общественных отношений, определяющих устройство государства, закрепляющие их нормы в действующей Конституции России обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество не может существовать без единых основ правового статуса его членов, определения принципов взаимосвязи государства, общества и гражданина.

Предметом конституционного права являются такие отношения, которые определяют гражданство, принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, его права, свободы и обязанности. Эти отношения являются исходными для всех остальных сфер общественных отношений между людьми.

3. В России существует широкая сфера отношений между Федерацией в целом и ее субъектами, урегулирование которых составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства. Эти отношения также составляют предмет конституционного права.

4. Целостность и единство общества обеспечиваются и механизмом управления социальными процессами. В обществе это выражается через систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Конституционно-правовые нормы закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, судебной и исполнительной власти, порядок их образования; формы деятельности. Посредством такой правовой регламентации обеспечивается система управления обществом.

К предмету конституционного права России относится регулирование отношений, связанных с системой всех представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следовательно, конституционное право России – ведущая отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком (обществом) и государством.

1.2. Конституционно-правовые нормы и институты

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, необходимо отметить, что им свойственны общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, а также особенности, выделяющие их в самостоятельную часть всей системы права.

Специфика конституционных норм характеризуется: 1. Своим содержанием, т. е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены (например, человек (общество) и государство). В этой связи выделяют нормы-дефиниции (например, ст. 1 Конституции РФ, дающая сущностное определение России как государства), нормы-начала (например, ст. 3 Конституции РФ, устанавливающая, что единственным источником власти является многонациональный народ России), нормы-правила (например, ч. 2 ст. 95, определяющая общий подход к формированию Совета Федерации Федерального Собрания РФ), нормы-принципы (например, ст. 10 Конституции РФ, называющая ведущий принцип осуществления государственной власти в РФ).

2. Источниками, в которых они выражены. Об источниках мы будем говорить в дальнейшем, но самым главным источником, в котором выражены основополагающие, наиболее значимые нормы, является особый нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой во всей правовой системе, – Конституция Российской Федерации.

3. Своеобразием вида норм. В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общепринятого, а не конкретно регулирующего характера. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

4. Учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, т. е. обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей. Нормы конституционного права определяют и саму систему российских органов государственной власти.

5. Особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации).

6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Все субъекты конституционно-правовых отношений могут быть разделены на социальные и организационные. Социальные субъекты в свою очередь делятся на индивидуальные (например, человек, гражданин) и коллективные (например, многонациональный народ, национальные меньшинства, коренные малочисленные народы). Организационные субъекты бывают публичные (например, государство, органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления) и общественные (например, общественные организации, профессиональные союзы, политические партии). Вместе с тем, исходя из конституционного положения о высшей ценности человека, его прав и свобод, в качестве главного субъекта выступает человек.

7. Особенностями структуры. Для конституционно-правовых норм характерна двучленная структура (гипотеза и диспозиция) и лишь в отдельных случаях – трехчленная (гипотеза, диспозиция и санкция).

Конституционно-правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

1. По содержанию, т. е. по кругу регулируемых общественных отношений.

Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, другие – с закреплением основ правового статуса гражданина и человека, третьи – с федеративным устройством, четвертые – с системой органов государства. Существуют и другие взаимосвязанные комплексы норм, регулирующие относительно близкие сферы общественных отношений.

При применении норм важно установить все эти взаимосвязи, определить их место в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

2. По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, от места правовых актов данного вида в общей системе права, а также разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Наиболее значимые нормы выражены в федеральных конституционных актах, принимаемых по предметам исключительного ведения Российской Федерации по вопросам, прямо указанным в самой Конституции (например, ч. 2 ст. 56 устанавливает, что порядок ведения чрезвычайного положения на всей территории России или в отдельных ее местностях регулируется федеральным конституционным законом).

В соответствии с Конституцией РФ различают и федеральные законы, которые не могут противоречить Конституции РФ и конституционным законам. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты. От уровня юридической силы нормы зависит и юридическая база, на основе которой формируется ее содержание. Юридическая сила определяет и порядок отмены нормы, линию ее взаимодействия с другими нормами, их соотношение.

3. По территории действия. Существуют нормы, действующие на всей территории Федерации или в отдельных ее субъектах, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.

4. По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов производить предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Это все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов. К управомочивающим нормам можно отнести содержащиеся в Конституции РФ нормы-принципы (например, ст. 10), нормы-цели (например, ч. 1 ст. 7), нормы-задачи (например, ч. 2 ст. 55) и т. п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов действовать в контексте предусмотренных в них предписаний.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свои действия, поведение с установками данных норм, избирать вариант поведения, соответствующий их требованиям. К ним относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан (например, ст. 57, 58, ч. 1 ст. 59), и нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем предусмотренный в норме (например, п. «а» ст. 84, ч. 1, 4 ст. 111).

Запрещающие нормы содержат запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных (например, ч. 5 ст. 13, ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 55).

5. По степени определенности содержащихся в них предписаний. По этому признаку различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них определяется вариант поведения субъекта в данных обстоятельствах (например, ч. 1 ст. 54, ч. 3 ст. 56, ч. 1 ст. 75 Конституции РФ).

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств (например, ч. 3 ст. 59, ч. 3 ст. 67, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).

6. По назначению в механизме правового регулирования. Различают процессуальные и материальные нормы. Применение многих норм конституционного права сопряжено с необходимостью соблюдения процедурных правил, воплощенных в процессуальных нормах (например, ст. 93, ч. 2 ст. 108). Материальная норма предусматривает содержание действия по правовому регулированию общественных отношений (например, ч. 1 ст. 67, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ), а процедурная норма определяет порядок, в котором она должна быть реализована, организацию работы, процедуру принятия законов.

Правовой результат достигается действием не одной правовой нормы, а их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуются государственно-правовыми институтами.

Главным в объединении норм в правовой институт является признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. В качестве конституционно-правового института рассматриваются нормы, устанавливающие основы конституционного строя, основы статуса человека и гражданина и другие комплексы норм, выступающие как главные части системы отрасли.

В правовом институте объединяются нормы разных видов с учетом их классификации. В него могут входить нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по другим признакам.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, так как не каждая отдельная норма проявляет свойства, присущие институту в целом.

1.3. Конституционно-правовые отношения, их субъекты

В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Специфика конституционно-правовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем:

1. Они отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Обладают высоким политическим потенциалом. По существу, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе.

4. Реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Таким образом, конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

В результате реализации норм (правил поведения) возникают конкретные конституционно-правовые отношения с четко определенными субъектами, их взаимными правами и обязанностями.

Реализация таких видов норм, как нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели и т. п., порождает правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния, характерная черта которых – четкая определенность субъектов правоотношения. Но содержание взаимных прав и обязанностей субъектов конкретно не определено, оно выводится из общего массива действующих конституционно-правовых норм (состояние в гражданстве, состояние субъектов Федерации в составе РФ).

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных норм не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях (смерть гражданина прекращает отношения гражданства). Временные правоотношения возникают в результате реализации конкретных норм-правил поведения. С выполнением заложенной в правоотношении правообязанности они прекращаются (правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Особые виды конституционно-правовых отношений – материальные и процессуальные. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, через процессуальные – порядок реализации правовых действий, т. е. процедура.

По целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В первых реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношений, во вторых – права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт. Именно с него начинается реализация правовой нормы. Благодаря юридическому факту конкретный субъект становится участником данного правоотношения.

Юридический факт – это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.). Народ выступает в качестве субъекта правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов Государственной Думы, Президента РФ.

Субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и предоставляют права.

В качестве субъектов конституционно-правовых отношений в отдельных случаях могут выступать и иностранные граждане, и лица без гражданства (при подаче заявления о приобретении гражданства).

Смоленский, Мархгейм, Тонков: Конституционное право Российской Федерации: Учебник

Аннотация к книге «Конституционное право Российской Федерации: Учебник»

В учебнике раскрываются основные вопросы конституционного права Российской Федерации: основы конституционного строя, правовой статус личности, федеративное устройство, государственный механизм и др.
Сжатое и емкое изложение материала позволяет с наименьшими временными затратами получить тот объем знаний предмета, который поможет квалифицированно разбираться в процессах, происходящих в Российской Федерации.
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалиста по специальности «Юриспруденция».
Предназначен для студентов юридических вузов и факультетов, а также может быть полезен всем, кто интересуется проблемами современного российского конституционализма.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в России. Монография – М. В. Мархгейм (Глава 1)

Дата: 27.01.2012 Автор: М. В. Мархгейм

Мархгейм М.В.

Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в России. Монография

Москва

2004

Научный редактор:

доктор юридических наук, профессор Ю.М. Прусаков

Рецензенты:

доктор юридических наук, профессор А.В. Васильев

доктор юридических наук И.Н. Барциц

Мархгейм М.В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в России. Монография. / Под редакцией Ю.М. Прусакова. – Издательство Московского гуманитарного университета. – Москва, 2004. – 313 с.

Монография посвящена исследованию защиты прав и свобод человека гражданина в современной России с системных позиций в контексте Конституции Российской Федерации. В работе освещены теоретические и исторические аспекты формирования современной концепции защиты прав и свобод человека и гражданина, выявлены ее системообразующие элементы и ключевые параметры, охарактеризованы конституционные принципы и организационное обеспечение правозащитной деятельности, проанализировано российское правозащитное законодательство.

Адресована научным и практическим работникам, аспирантам и соискателям, студентам и слушателям, всем, кто интересуется вопросами защиты прав и свобод человека и гражданина в России.

© Мархгейм М.В., 2004

Содержание

ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ . 12

§ 1. Понятие, системообразующие элементы и ключевые параметры современной концепции защиты прав и свобод человека . 12

§ 2. Формирование современной демократической концепции защиты прав и свобод человека и гражданина в России . 29

ГЛАВА II. РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ . 47

§ 1. Конституционное регулирование защиты прав и свобод человека и гражданина 47

§ 2. Совершенствование законодательства о защите прав и свобод человека и гражданина в постсоветский период . 76

§ 3. Конституционная ответственность за нарушение прав и свобод человека 173

ГЛАВА III. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ . 196

§ 1. Президент Российской Федерации . 196

§ 2. Законодательные (представительные) органы власти . 211

Мархгейм мВ конституционное право

31 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содер­жание, вопросы становления). — М.: «Юрист», 1994. С. 19.

32 См: Большей юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорь­кина. В.Е. Крутских. — М.: ИНФРА-М, 1998. С. 436.

33 См: Кутафин О.Е. Основы общественного строя и политика Российской Федерации. — М., 1993. С. 108.

34 Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России // Консти­туционное развитие России. — Саратов, 1993. С. 5.

35 Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учебное посо­бие. — М., 1997. С. 99.

36 Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 117.

37 Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в струк­туре американского федерализма. — М., 1993. С. 108.

38 См.: Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Яценко И.С. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. — СПб.: Издательство «Юри­дический центр Пресс», 2003. С. 136.

39 См: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорь­кина, В.Е. Крутских. — М.: ИНФРА-М, 1998. С. 304.

40 Еллинек Г. Общее учение о государстве. — СПб., 1903. С. 335.

41 См: Большой юридический словарь. С. 305-306.

42 См: Румянцев О.Г. Указ. соч. — С. 28.

43 См- Конституционное право. Энциклопедический словарь. / Отв. ред. С.А. Авакьян. — И.: Издательство НОРМА, 2000. С. 405

44 См: Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв ред. Б.А. Страшун. Т. 1. — М.: БЕК, 1993. С. 129 .

144/Конституционное право Российской Федерации

45 См.: Конституционное право: Энциклопедический словарь / Под ред.

С.А. Авакьяна. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. С. 498.

46 Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. — М.: БЕК, 1995. С. 257.

47 См.: Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права. — М.: Юристъ, 1999. С. 119.

48 Керимов А.Д. Исполнительная власть в системе разделения властей // Гражданин и право. 2001. № 9, 10.

49 Барциц И.Н. О единстве государственной власти в Российской Федера­ции // Законодательство. 2001. № 9.

Конституционное право Российской Федерации

50 См., например: Опалева С.А. Права человека и конституционно-право­вое регулирование их допустимого ограничения // Гражданин и право. 2006. № 3; Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысле­ния) // Журнал российского права. 2005. № 7; Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретический аспект // Законода­тельство и экономика. 2003. № 8.

Мархгейм мВ конституционное право

Доп.точки доступа:
Смоленский, М.Б.; Мархгейм, М.В.; Третьяков, В.И.; Меликян, А.М.; Мерзаканов, С.А.
Экз-ры:

Доп.точки доступа:
Смоленский, М.Б.; Тонков, Е.Е.
Экз-ры:

Доп.точки доступа:
Смоленский, Михаил Борисович; Борисов, Геннадий Александрович; Мархгейм, Марина Васильевна; Тонков, Евгений Евгеньевич
Экз-ры:

Доп.точки доступа:
Смоленский, Михаил Борисович; Тонков, Евгений Евгеньевич; Мархгейм, Марина Васильевна; Котарева, Оксана Валерьевна
Экз-ры:

Доп.точки доступа:
Смоленский, Михаил Борисович; Тонков, Евгений Евгеньевич
Экз-ры:

Доп.точки доступа:
Смоленский, Михаил Борисович; Тонков, Евгений Евгеньевич; Мархгейм, Марина Васильевна; Грабовский, Иван Арсентьевич
Экз-ры:

Доп.точки доступа:
Смоленский, Михаил Борисович; Тонков, Евгений Евгеньевич
Экз-ры:

Уважаемые читатели!С 11 июля 2008 г. в холле 2-го этажа открыта книжная выставка изданий дальше>>

Смотрите еще:

  • Как выразить одним словом всё содержание закона Бог есть любовь: Христос умер за грехи наши, погребен был и воскрес в третий день, по Писанию. Итак, Бог повелевает покаяться. 101 Библейская загадка Вопросы: 1. Продолжи стих из библии […]
  • Комментарий к главе 7 гпк Глава 7 ГПК РФ. СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ Комментарии к ГПК РФ Комментарий к главе 1 ГПК РФ Комментарий к главе 2 ГПК РФ Комментарий к главе 3 ГПК РФ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ Комментарий к […]
  • Статья 18 часть 5 Виды и меры взысканий за нарушения Правил дорожного движения в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (жирным шрифтом выделены нарушения, за […]
  • На 3 ребенка какой вычет Стандартный налоговый вычет на 3 и 4 ребенка в 2018 году Последнее обновление 2018-05-31 в 13:24 Порядок расчета налогового вычета на третьего ребенка в 2018 году не претерпел изменений. […]
  • Отчет по производственной практике жкх юрист Отчет о прохождении производственной практики помощником юриста Отчет по практике (помощник юриста) - Weblancer Отчет по практике, Производственная практика в качестве помощника юриста. Я […]
  • Гк рф 1964 года это Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (ГК РСФСР) Информация об изменениях: Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 февраля 1987 г. в настоящий Кодекс внесены […]