Нормативно правовые акты как источники земельного права

Нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления как источники земельного права

Субъекты Федерации на основании ст. 10 Земельного кодекса РФ наделены следующими полномочиями в области земельных отношений:

  1. изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ;
  2. разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ;
  3. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ;
  4. иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами РФ в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать:

  1. Закон Свердловской области о регулировании земельных отношений от 6 декабря 1995 г.;
  2. Закон Воронежской области о регулировании земельных отношений от 25 мая 1995 г.;
  3. Законы «О земле», «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Республики Дагестан;
  4. Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996 г. Законодательным собранием Тверской области.

Конституция РФ обеспечивает гражданам самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических, географических и иных местных условий (ст. 130, 131 Конституции РФ).

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметом ведения местного самоуправления регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, контроль за исполнением земель на их территории, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (ст. 6).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 19).

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений ЗК РФ (ст. 11) относит:

  1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  2. установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
  3. разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;
  4. управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  5. иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Нормативно правовые акты как источники земельного права

44. Источники земельного права

Под источниками земельного права понимаются нормативно-правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие земельно-правовые нормы, цель которых – регулирование земельных отношений.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

К источникам земельного права относятся:

1) Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

2) международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т. д.;

3) законы – основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ), в котором особое место отводится регулированию охраны земли, закрепляется система правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю. В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель и т. п. К специальным источникам земельного права можно также отнести: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель», ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и др. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», закрепляющий порядок выдачи лицензий на пользование недрами, Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (ЛК РФ), дающий определение состава земель лесного фонда, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др. Также важное значения для регулирования земельных правоотношений имеют нормы Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая), признающие земельные участки недвижимым имуществом, закрепляющие принцип целевого использования земель, рассматривающие вопросы изъятия частных земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

4) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, Постановление Совета министров – Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 100 «О Государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993–1995 гг.»;

5) законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, поэтому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

6) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

uristinfo.net

9. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления как источники земельного права

Согласно п. «к» ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
В соответствии со ст. 9 ЗК РФ 2001 г. к полномочиям РФ в области правового регулирования земельных правоотношений относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков и др.
Согласно п. 3 ст. 2 органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, которые содержат нормы земельного права. К полномочиям относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ, и иные полномочия (ст. 103КРФ).
Самые крупные субъекты РФ — республики в составе РФ — имеют свои собственные конституции и законодательства, принимают земельные кодексы, которые ориентируются на национальные, региональные особенности той или иной республики.
Субъекты РФ имеют также право принимать в рамках предоставленных им полномочий и иные законодательные акты (при решении вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами, расположенными на территории республик, республики принимают нормативно-правовые акты, регулирующие соответственно земельные, водные, лесные отношения).
Согласно Конституции РФ государственная власть в краях, областях, автономных областях и округах РФ осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Нормативно-правовые акты, принятые законодательными (представительными) органами государственной власти данных субъектов РФ, сначала передаются на подпись главе правительства соответствующего субъекта, а далее обнародуются. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ принимают в пределах своей компетенции иные нормативно-правовые акты — постановления, распоряжения, инструкции, приказы и т. д.
Согласно п. 4 ст. 2 на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе землей, лесными, водными и другими природными ресурсами.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных правоотношений относятся следующие: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд; установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований и др.
По вопросам, которые отнесены к ведению местной администрации, глава муниципального образования принимает нормативноправовые акты — постановления и распоряжения, являющиеся источниками земельного права. При этом органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение, правовое регулирование только тех земельных участков, которые находятся в муниципальной собственности.

Источники земельного права

Понятие и виды источников земельного права

Источниках права в юридическом смысле, представляют собой внешнюю форму выражения права, т. е. нормативно-правовой акт, нормативный договор, юридический прецедент, правовой обычай, общие принципы права, идеи и доктрины, религиозные тексты. Не все эти источники права действуют одновременно и с одинаковой силой — на их действие влияют специфические черты правовых систем той или иной страны, периоды развития, традиции. Хотя для России характерно главенствование нормативных актов в большинстве отраслей права, но в последнее время начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи.

Так, в ст. 15 Конституции РФ обозначено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения (договоры) между государственными органами Федерации и ее субъектов.

К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и частью субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, так как в Конституции РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, например, «Соглашение о взаимодействии в рамках реализации подпрограммы “Создание системы кадастра недвижимости (2006–2011 годы)” Федеральной целевой программы “Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002–2007 годы)” между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Новосибирской областью» (заключено 6 июля 2006 г. № С-12/50, действует до момента полного выполнения мероприятий Подпрограммы).

Кроме того, примером нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах. Что касается правового обычая, то в земельном праве он занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений. Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю.

Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределении конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов. Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения. Нормативные акты имеют определенные преимущества перед остальными источниками права и составляют иерархическую систему, или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт. Среди нормативных актов различают законы и подчиняющиеся им подзаконные акты.

Закон как источник земельного права

Закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений. Конституция РФ занимает центральное место среди источников права и обладает высшей юридической силой. Ее нормы составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего отраслевого законодательства.

В Конституции РФ провозглашены использование и охрана земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, закреплена частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9). В ст. 36 предусмотрены право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Кроме того, в этой же статье закреплено положение об определении условий и порядка использования земли на основе федерального закона. В ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды. В ст. 42 провозглашено право каждого на благоприятную окружающую среду, а в ст. 58 — обязанность каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам. Положения Конституции РФ развертываются и конкретизируются в законах и иных нормативно-правовых актах.

Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты и иные законы РФ и субъектов РФ.

Земельный кодекс представляют собой систематизированный законодательный акт, регулирующие земельные отношения, правовые нормы которого располагаются в порядке, отражающем систему земельного права. К кодифицированным источникам земельного права следует также отнести ГК РФ, Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, Водный кодекс РФ (ВК РФ) от 3 июля 2006 г. № 74-ФЗ.

Значительное место среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения, приобрели отдельные некодифицированные законы. Их можно разделить на специальные законы, регулирующие только земельные отношения и законы других отраслей права, которые содержат нормы по поводу земли или так или иначе связаны с ней. К ним относятся: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»6; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»7 и другие.

Подзаконные акты как источники земельного права

На высшей иерархической ступени подзаконных актов находятся указы Президента РФ. Являясь главой государства, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на территории РФ. Указы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, они вступают в силу с момента их опубликования. По юридическому содержанию указы Президента РФ могут быть индивидуальными, применяющими норму права к конкретному случаю, и нормативными, устанавливающие новые правовые нормы и являющиеся источниками права. Указы Президента РФ предназначаются для оперативного регулирования, например, акты быстрого реагирования на ситуацию. Хотя указы Президента РФ имеют подзаконный характер, но в определенных случаях они могут принимать силу закона (при чрезвычайных ситуациях).

Значительное влияние на развитие земельных отношений оказали указы, принятые в период 2001–2003 гг. (до принятия нового ЗК РФ). Однако на сегодняшний день большинство из них утратили юридическую силу, так как по данным вопросам были приняты законы, которые в полной мере регулируют соответствующие отношения. Из действующих ныне указов можно назвать следующие: от 24 декабря 1993 г. № 2284 (ред. 7 октября 2013 г., с изм. от 04 июня 2014 г.) «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»; от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами»; от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства РФ, которые предназначены для осуществления исполнительной власти в Российской Федерации. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации. В ряде случаев в ЗК РФ прямо устанавливается круг отношений, которые должны регулироваться именно нормативными актами Правительства РФ. Так, Правительство РФ обязано определить порядок консервации земель с изъятием их из оборота, порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, вправе установить общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Таким образом, во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует большой объем актов Правительства РФ, принятых на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ, например, постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель»; постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков»; постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» и др.

К числу федеральных подзаконных актов, являющихся источниками земельного права, относятся приказы, инструкции, правила, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, федеральные службы и агентства. Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, но некоторые из них выходят за ее рамки, т. е. имеют надведомственный характер. С 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстиции России. Примером нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить: письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках», письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 27.06.2014 № 10-2050-КЛ «О проверке формы и содержания заявлений о кадастровом учете, межевых и технических планов с 30 июня 2014 г.» и т. п.

Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Они могут принимать законы и иные нормативные акты. Многие республики приняли свои земельные кодексы (например, Карелия). Новосибирская область тоже готовила свой кодекс, но он так и остался существовать в проекте. Отсутствие полноценного новосибирского земельного кодекса обусловило принятие Новосибирской областью закона от 12 декабря 1998 г. № 28-03 «О регулировании земельных отношений в Новосибирской области», а затем закона от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области».

По вопросам, относящимся к ведению субъектов и иным, нормативные акты принимает представительный орган государственной власти. Правовые акты, принятые представительным органом, передаются в установленные сроки на подпись главе Правительства НСО. Глава Правительства НСО подписывает и обнародует акты в сроки, определяемые представительными органами со дня поступления актов. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, принимают в пределах своей компетенции постановления и распоряжения. В ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

  • резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;
  • разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
  • иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно своей компетенции в Новосибирской области принят достаточно большой массив нормативно-правовых актов в отношении земли и других природных ресурсов, например: закон от 12 февраля 1996 г. № 31-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области в сфере недропользования»; закон от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области»; закон от 30 декабря 2003 г. № 162-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области»; закон от 17 декабря 2004 г. № 248-ОЗ «О предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для сенокошения и выпаса скота на территории Новосибирской области»; закон от 06 октября 2010 № 531-ОЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области», и ряд других нормативных актов.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимают решения в пределах своих полномочий. Исполнительно-распорядительные функции осуществляются главой местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. д.) непосредственно и через образуемые им органы местного самоуправления. К ведению местного самоуправления отнесено:

  • резервирование земель;
  • изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
  • разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  • управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • взимание платы за землю;
  • осуществление муниципального контроля за использованием и охраной земель;
  • иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Глава местного самоуправления в пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения. На сегодняшний день принят достаточно большой пакет нормативных документов по вопросам регулирования земельных отношений в г. Новосибирске.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что процесс формирования земельного законодательства в основном завершен, дальнейшее его развитие будет осуществляться в направлении совершенствования рыночных отношений, возрастания роли земельно-правового регулирования договоров, устранения пробелов.

Земельное право, как комплексная отрасль права, характеризуется особым многообразием ее источников. К числу основных законодательных источников относятся такие кодифицированные акты как Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс. Ответственность за совершение земельных правонарушений регламентируется Уголовным кодексом, Кодексом об Административных правонарушениях и Гражданским кодексом.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование земельных правоотношений. Законодательство Новосибирской области характеризуется отсутствием единого кодифицированного акта по данному вопросу.

Нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники земельного права

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование. Они могут принимать законы и иные нормативные акты. Многие республики приняли свои земельные кодексы (например, Карелия). Новосибирская область тоже готовила свой кодекс, но он так и остался существовать в проекте. Отсутствие полноценного новосибирского земельного кодекса обусловило принятие Новосибирской областью закона от 12 декабря 1998 г. № 28-03 «О регулировании земельных отношений в Новосибирской области», а затем закона от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. — 1998. — № 46. .

По вопросам, относящимся к ведению субъектов и иным, нормативные акты принимает представительный орган государственной власти. Правовые акты, принятые представительным органом, передаются в установленные сроки на подпись главе Правительства НСО. Глава Правительства

НСО подписывает и обнародует акты в сроки, определяемые представительными органами со дня поступления актов. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, принимают в пределах своей компетенции постановления и распоряжения. В ст. 10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

— резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации;

— разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;

— иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно своей компетенции в Новосибирской области принят достаточно большой массив нормативно-правовых актов в отношении земли и других природных ресурсов, например: закон от 12 февраля 1996 г. № 31-ОЗ «О полномочиях органов государственной власти Новосибирской области в сфере недропользования» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. — 1996. — № 8.; закон от 14 апреля 2003 г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» Там же. — 2003. — № 16.; закон от 30 декабря 2003 г. № 162-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области» Сов. Сибирь. — 2004. — 13 янв.; закон от 17 декабря 2004 г. № 248-ОЗ «О предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для сенокошения и выпаса скота на территории Новосибирской области» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. — 2004. — № 56. — С. 7.; закон от 06 октября 2010 № 531-ОЗ «Об охоте и сохранении

охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области» Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. — 2010. —

№ 51. — С. 4 ., и ряд других нормативных актов.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления принимают решения в пределах своих полномочий. Исполнительно-распорядительные функции осуществляются главой местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т. д.) непосредственно и через образуемые им органы местного самоуправления. К ведению местного самоуправления отнесено:

— изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;

— установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;

— разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;

— управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

— взимание платы за землю;

— осуществление муниципального контроля за использованием и охраной земель;

— иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Глава местного самоуправления в пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения. На сегодняшний день принят достаточно большой пакет нормативных документов по вопросам регулирования земельных отношений в г. Новосибирске.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что процесс формирования земельного законодательства в основном завершен, дальнейшее его развитие будет осуществляться в направлении совершенствования рыночных отношений, возрастания роли земельно-правового регулирования договоров, устранения пробелов.

Земельное право, как комплексная отрасль права, характеризуется особым многообразием ее источников. К числу основных законодательных источников относятся такие кодифицированные акты как Земельный кодекс, Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс. Ответственность за совершение земельных правонарушений регламентируется Уголовным кодексом, Кодексом об Административных правонарушениях и Гражданским кодексом.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование земельных правоотношений. Законодательство Новосибирской области характеризуется отсутствием единого кодифицированного акта по данному вопросу.

2.2.6. Ведомственные нормативные правовые акты

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают общеобязательные нормативные правовые акты, являющиеся источниками земельного права.

Нормативные правовые акты федеральных органов ис­полнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Такие акты издаются фе­деральными органами исполнительной власти в виде поста­новлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде пи­сем и телеграмм не допускается. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласо­ванию с другими.

С 1992 г. введена государственная регистрация норма­тивных актов министерств, государственных комитетов и ве­домств, затрагивающих права и законные интересы граждан или имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфи­денциального характера. До административной реформы 2004 года такая регистрация осуществлялась в Министерстве юстиции РФ, после — в Федеральной регистрационной службе РФ. В случае противоречия норм, содержащихся в актах фе­деральных органов исполнительной власти, актам высшей юридической силы действуют нормы, содержащиеся в актах высшей юридической силы.

В настоящее время полномочиями по регулированию земельных отношений наделены министерства. Важную роль в ведомственном регулировании земельных отношений иг­рают нормативные правовые акты таких органов исполни­тельной власти, как Министерство сельского хозяйства Рос­сийской Федерации, Министерство природных ресурсов Рос­сийской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство здраво­охранения и социального развития и др.

Так, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее — Минсельхоз России) обладает полномочиями по приня­тию правил и норм в области мелиорации земель; планов про­ведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна­чения; планов проведения мероприятий по реабилитации за­грязненных земель сельскохозяйственного назначения.

Министерство экономического развития и торговли РФ (да­лее — Минэкономразвития России) уполномочено на принятие нормативных правовых актов, определяющих состав докумен­тов государственного земельного кадастра и порядок их ведения; требования к кадастровому делению и порядок учета ка­дастровых единиц; порядок изменения границ кадастрового деления; порядок подготовки решений об условиях привати­зации имущественных комплексов унитарных предприятий, а также иных нормативных правовых актов по вопросам, отне­сенным к компетенции подведомственных ему агентств, осу­ществляющих государственное управление в области исполь­зования и охраны земель, — Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства по управ­лению федеральным имуществом. Так, Приказом Минэко­номразвития России от 12 августа 2006 г. № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимо­сти вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади зе­мельного участка.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации (далее — МПР России) вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, в том числе земель лесного фонда и земель водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий, а также принимать иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ком­петенции подведомственных ему агентств, наделенных от­дельными полномочиями по государственному управлению в области использования и охраны земель, — Федеральной службы по надзору в сфере природопользования; Федераль­ного агентства водных ресурсов; Федерального агентства лес­ных ресурсов.

До административной реформы 2004 года нормотворче­ство в данной области в основном осуществляли Федеральная служба земельного кадастра (Росземкадастр) по вопросам ве­дения государственного земельного кадастра, землеустройст­ва, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и ох­раной земель и др.; Министерство имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России) по во­просам приватизации, управления и распоряжения феде­ральным имуществом, в том числе земельными участками. Например, 26 сентября 2001 г. был принят приказ Росземкада-стра № П/166 «Об упорядочении деятельности по ведению Государственного земельного кадастра». Приказом Росземка-дастра от 2 октября 2002 г. № П/327 были утверждены требо­вания к оформлению документов о межевании, представляе­мых на государственный кадастровый учет. 27 января 2003 г. был принят приказ Росземкадастра № П/6 «Об утверждении бланков документов, необходимых для осуществления госу­дарственного земельного контроля» и др.

Определенную роль в регулировании земельных отно­шений играют государственные стандарты, строительные, са­нитарные, природоохранные нормы и правила, иные норма­тивно-технические акты, которые закрепляют обязательные технические требования и правила в целях обеспечения ра­ционального использования земель, недопущения причине­ния вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде. К их числу относятся ГОСТ «ССБТ. Строительство. Производ­ство земляных работ способом гидромеханизации. Требова­ния безопасности», введенный в действие постановлением Госстроя РФ от 21 января 2002 г. № 5; «Санитарно-эпиде­миологические требования к качеству почвы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного вра­ча РФ от 17 апреля 2003 г. № 53 (СанПиН 2.1.7.1287-03); «Сани-тарно-защитные зоны и санитарная классификация предпри­ятий, сооружений и объектов», утвержденные постановлени­ем Главного государственного санитарного врача РФ от 10 ап­реля 2003 г. № 38 (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) и ряд других.

2.2.7. Нормативные правовые акты субъектов РФ

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, вопросы вла­дения, пользования и распоряжения землей и другими при­родными ресурсами, земельное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Нормативное правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законода­тельной, так и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предме­там совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются феде­ральные законы и принимаемые в соответствии с ними зако­ны и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам — в случае такого про­тиворечия действует федеральный закон.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регу­лирование земельных отношений с учетом политических, со­циально-экономических, природно-климатических, экологи­ческих, исторических и иных особенностей регионов.

Нормативные правовые акты субъектов РФ принимают­ся субъектами РФ в разных формах. В одних субъектах РФ (как правило, республиках в составе Российской Федерации) действуют земельные кодексы (Татарстан, Башкортостан, Ка­релия и др.). В других — законы о земле или законы о регули­ровании земельных отношений (Саратовская, Самарская, Во­ронежская области и др.)

В г. Москве основным нормативным правовым актом в данной области является Закон города Москвы от 14.05.03 г. № 27 «О землепользовании и застройке в городе Москве», имею­щий комплексный характер. Кроме того, действует ряд других специальных законов в данной области, таких как Закон города Москвы от 26.05.04 г. № 35 «Об особенностях использования зе­мельных участков в целях сохранения научно-промышленного потенциала города Москвы», Закон города Москвы от 24.11.04 г. № 74 «О земельном налоге» (в ред. от 01.06 05 г.) и др.

В Московской области в настоящее время действуют та­кие нормативные правовые акты, как: Закон Московской об­ласти от 07.06.96 г. «№ 23/96-ОЗ (в ред. от 11.10.01 г.) «О пре­доставлении земельных участков, находящихся в государст­венной собственности, для осуществления предпринимательской и некоммерческой деятельности на территории Москов­ской области», регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением на территории Московской области земельных участков, находящихся в государственной собст­венности, для осуществления предпринимательской и неком­мерческой деятельности; Закон Московской области от 15.05.01 г. № 90/2001-ОЗ «Об областной целевой программе «Развитие земельной реформы в Московской области на 2001-2003 годы» (в ред. от 14.03.03 г.), утвердивший соответствую­щую областную программу; Закон Московской области от 18.04.95 г. № 6/49-ОЗ «Об отнесении земель сельскохозяйст­венного назначения к особо ценным и ценным»; постановле­ние Правительство Московской области от 17.02.05 года № 103/6, утвердившее, в целях упорядочения процедуры принятия решений о предоставлении земельных участков и решений о переводе земель из одной категории в другую, пе­речни документов, необходимых для принятия указанных решений; постановление Правительства Московской области от 18.08.03 г. № 484/30 «О нормативной цене земли в Москов­ской области в 2003 году» и ряд других нормативных право­вых актов, принятых как законодательной, так и исполни­тельной органами власти Московской области.

Смотрите еще:

  • Законы и практика сми Примечания: См.: Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). — М., 1996. С. 164-222. Корзунав Ю. В. Принцип гласности и «общественный документ»: шведский […]
  • Воинская часть в моздоке 01860 Моздок 01860 видео - h qо оригинал минусовки а хоралов заброшенный лес В конце февраля на базе в/ч 01860 в Моздоке на видео улетели в Моздок. 2000-2002. 429 МСП, В\Ч 01860, г. Моздок. […]
  • Ленинский мировой суд г саранск Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия Ленинский районный народный суд г.Саранска был образован 25 сентября 1972г. приказом №119 Министра юстиции Мордовской АССР после […]
  • Ст 144 ук рф 1995 г ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА ПО ДЕЛАМ О ХИЩЕНИЯХ В. МАЛКОВ, А. РАМАЗАНОВВ. Малков, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права Казанского университета.А. Рамазанов, […]
  • Государственная тайна гк рф Неразглашение тайны Неразглашение охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной). Охрана государственной тайны осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 […]
  • Буденновск ставропольский край воинская часть Воинская часть 74814 — город Буденновск Воинская часть 74814 дислоцируется в Ставропольском крае городе Буденновск. Полное название – 205-я отдельная мотострелковая казачья бригада. В […]