Обстоятельства смягчающие отягчающие административное наказание

Статья 4.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, содержится в КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию ни законами субъектов Федерации, ни судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело (за исключением п.

Основанием приобщения имеющих место обстоятельств к категории отягчающих является увеличение общественной опасности тех последствий, которые повлек за собой совершенный проступок.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, корреспондирует статье 28.3 КоАП РФ, которая содержит перечень тех самых уполномоченных лиц, упоминающихся в данном случае. Хотя нельзя говорить, что данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию в рамках и на основании действующего законодательства РФ или субъектов РФ. К уполномоченным лицам можно отнести должностных лиц органов государственной власти и управления, а также других должностных лиц, имеющих соответствующие полномочия в сфере соблюдения установленных норм и правил. При совершении административных правонарушений в зоне проведения контртеррористических операций признак обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствует, так как действующими нормами предусмотрена самостоятельная административная ответственность (см. комментарий к статье 20.27 КоАП РФ).

Административное правонарушение считается повторным при совершении однородного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, в течение одного года, который исчисляется с момента окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (см. комментарий к статье 4.6 настоящего Кодекса). Повторность выражается в совершении двух или более самостоятельных административных правонарушений, что характеризует отношение лица к совершаемому или совершенному им административному проступку, и выступает отягчающим обстоятельством при привлечении лица к административной ответственности.

Особое внимание в данном случае необходимо обратить на четкое разграничение определений продолжаемого, длящегося и повторно совершенного административного правонарушения. Так, к длящимся относятся правонарушения, осуществляемые в течение продолжительного времени (см. комментарий к статье 4.5 КоАП РФ).

Относительно вовлечения несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения в виде обстоятельства, отягчающего административную ответственность, необходимо учитывать наличие самостоятельного состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.10 КоАП РФ, где говорится об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, вплоть до уголовной — статьи 150, 151 УК РФ.

Усиливают общественную опасность и групповые правонарушения, совершенные умышленно при совместном участии двух или более лиц. Где определяющую роль играет характер и степень фактического участия каждого лица в совершении общественно опасного деяния.

В условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах квалификацию состава административного правонарушения необходимо проводить с учетом положений ФКЗ от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) «О чрезвычайном положении» (Парламентская газета. 2001. 1 июня; Российская газета. 2001. 2 июня; СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277) и статьи 20.5, 20.6 КоАП РФ. Однако при выявлении признаков бюджетного, налогового правонарушения данное обстоятельство, являющееся по КоАП РФ отягчающим, не только не принимается во внимание, но и согласно п. 1 ст. 111 НК относится к обстоятельствам, исключающим вину юридического или физического лица в совершении налогового правонарушения. Так как стихийное бедствие или другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают привлечение к ответственности.

В свою очередь, квалификация административных правонарушений, а также преступлений, совершенных с превышением пределов крайней необходимости, всегда сопряжена с установлением объективной стороны соответствующего правонарушения и подтверждением соответствующих фактов, т.е. в этих случаях, в отличие от налогового проступка, необходимы специальные средства доказывания.

Состояние опьянения выступает самым распространенным отягчающим обстоятельством при совершении административного правонарушения, что устанавливается медицинским экспертным заключением (актом) на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2002 N 930 (ред. от 01.02.2005) «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов» (СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5233; Российская газета. 2002. 31 декабря) и Приказа Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 (ред. от 10.01.2006) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (Российская газета. 2003. 24 июля) (изменения внесены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.01.2006 N 1, которые опубликованы в Российской газете 02.03.2006), а в отдельных случаях на основании показаний свидетелей.

Необходимо отметить, что настоящий Кодекс содержит и самостоятельные составы административных правонарушений, связанных с состоянием опьянения, например ст. 11.9, 11.13, 12.8, 12.26.

Кроме того, статьей 27.12 КоАП РФ закреплен порядок отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования (см. комментарий).

Факт допустимости усмотрения суда, органа или должностного лица, назначающего административное наказание, является важной гарантией полного, объективного, всестороннего выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения.

2. Согласно части 2 комментируемой статьи обстоятельства не могут быть учтены как отягчающие ответственность, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака проступка соответствующими нормами об ответственности за совершение административного правонарушения, примеры которых были приведены выше.

§ 5. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Под обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение административного проступка, понимаются различного рода факторы, которые, во-первых, вызывают неадекватное поведение правонарушителя в момент совершения проступка (пункты 3, 4, 5 ст.

Все перечисленные в ст. 34 КУоАП обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут быть признаны таковыми только в том случае, если не предусмотрены в качестве квалифицирующего признака в статье Особенной части Кодекса. Например, несовершеннолетие лица не может рассматриваться в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, в таком административном проступке, как проживание без паспорта или без прописки лица, не достигшего восемнадцати лет — ст. 197 КУАП.

Первым в перечне обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение административного проступка, указано чистосердечное раскаяние виновного. Чистосердечное раскаяние виновного предполагает добровольное заявление о нем органу (должностному лицу), рассматривающему дело с объяснением обстоятельств и причин правонарушения.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, также является предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение им ущерба или устранение причиненного вреда. Очень важно в данном случае различать по содержанию три понятия, предложенных законодателем: «предотвращение виновным вредных последствий», «добровольное возмещение ущерба» и «устранение причиненного вреда».

О предотвращении виновным вредных последствий может идти речь, например, при совершении административного проступка, предусмотренного ст. 77 КУоАП — «Нарушение требований пожарной безопасности в лесах». Так, сначала в результате противоправных действий лица произошло возгорание леса, а затем благодаря активным действиям правонарушителя пожар был потушен, чем было предотвращено причинение вреда государственному лесному фонду.

Добровольное возмещение ущерба может осуществляться различными способами. Например, нарушитель может компенсировать ущерб выплатой денег (возмещение убытков) или своим имуществом.

Устранение причиненного вреда предполагает: во-первых, устранение дефектов вещи либо замену вещи за счет средств правонарушителя сразу же после совершения правонарушения или до его рассмотрения компетентным органом административной юрисдикции (например, отремонтировал перила в подъезде; восстановил ограду и т.п.); во-вторых, совершение в определенных случаях действий морального характера (например, принесение извинений в устной или письменной форме).

Совершение административного проступка под влиянием сильного душевного волнения признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В тех случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (ст. 20 КУоАП). Причинами возникновения у человека сильного душевного волнения могут быть: нанесение ему тяжкой обиды, оскорбления, совершение над ним насилия и т.п. Такое состояние влияет на психику человека, ослабляет контроль за личным поведением, снижает его возможность разумно оценивать неожиданно сложившуюся ситуацию71.

71 Интересным является тот факт, что в рамках уголовного законодательства совершение преступления под влиянием сильного душевного волнения также рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего уголовную ответственность (п. 7 ст. 66 УК). Но законодатель уточняет, что такое сильное душевное волнение будет признано обстоятельством, смягчающим

Стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств — это морально-этические и материальные затруднения, которые ослабляют волю лица, совершившего проступок, снижают его сопротивляемость в сложных условиях и служат побудительным мотивом к неправомерному действию или бездействию. Примером этого может быть несоблюдение или нарушение правил движения или иных общеобязательных правил лицом, которое находится под впечатлением смерти или тяжелой болезни близкого человека, переживает гибель своего имущества в результате пожара и т.п.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является и совершение административного проступка несовершеннолетним. Объясняется это тем, что несовершеннолетние обычно не обладают устоявшейся психикой, достаточным жизненным опытом, навыками правомерного поведения, не всегда осознают его вредность, легко поддаются влиянию других лиц, особенно старших по возрасту, которые нередко выступают организаторами или подстрекателями правонарушений, учитывается также и то, что несовершеннолетние легче поддаются воспи-

ответственность, только в том случае, если будет вызвано неправомерными или аморальными действиями потерпевшего. Также впервые Уголовный Кодекс закрепил понятие «ограниченная вменяемость», — это когда лицо при совершении преступления, в силу имеющегося у него психического расстройства, было не в состоянии в полной мере осознавать свои действия (бездействие) и (или) руководить ими. То есть если лицо, имеющее определенное психическое расстройство (остаточные явления черепно-мозговых травм, умственная отсталость, невротические расстройства и т.п.), которое было не в состоянии в полной мере осознавать свои действия (бездействие) и (или) руководить ими, совершит преступление, то оно признается согласно ст. 20 УК ограниченно вменяемым. Это значит, что лицо будет привлечено к уголовной ответственности, а ограниченная вменяемость будет учитываться как смягчающее обстоятельство при назначении наказания. Если это лицо совершит административный проступок, то согласно действующему законодательству об административной ответственности (ст. 20 КУоАП) такое лицо будет признано невменяемым, только по той причине, что в деянии правонарушителя есть признаки как медицинского, так и юридического критерия невменяемости, предусмотренной административным законодательством.

тательному воздействию и могут быть исправлены без применения жестких мер административного взыскания72.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность относится также совершение административного проступка беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Совершение правонарушения беременной женщиной признается одним из смягчающих ответственность обстоятельств, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, что может отразиться на поведении и привести к совершению административного проступка. Состояние беременности должно оцениваться как смягчающее обстоятельство только в том случае, когда административный проступок совершен именно под влиянием этого фактора. Наличие у женщины ребенка в возрасте до одного года также смягчает ответственность за совершение административного проступка, так как возникающие сложности в уходе за ребенком (например, бессонные ночи вследствие болезни грудного ребенка, отсутствия помощи со стороны других лиц и т.п.) подрывают здоровье матери, делают ее раздражительной, вспыльчивой, что может отразиться на ее поведении, толкнуть на совершение неправо-мерных действии .

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность не является исчерпывающим. Орган административной юрисдикции, рассматривающий дело об административном проступке, имеет право признавать смягчающими и такие обстоятельства, которые не указаны в Законе, но по существу являются таковыми (например, совершение проступка под влиянием угрозы или принуждения, в силу материальной, служебной или иной зависимости и т.п.).

72 Законодатель использует в п. 4 ст. 34 КУоАП термин «несовершеннолетние», однако для правильного понимания норм законодательства следует уточнить это положение и четко указать — совершение правонарушения лицом в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, как это, например, сделано в ч. 2 ст. 32 КУоАП, где законодатель определяет круг лиц, к которым не применяется такой вид взыскания, как административный арест.

73 Васильев А.С. Кодекс Украины об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий. — X.: ООО «Одиссей», 2002. — С. 115.

Статья 35 Кодекса Украины об административных правонарушениях дает исчерпывающий список обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Это значит, что орган административной юрисдикции не может по собственной инициативе то или иное обстоятельство, не указанное в ст. 35 КУоАП, рассмотреть в качестве отягчающего административную ответственность.

Под обстоятельствами, отягчающими административную ответственность за совершение административного проступка, понимаются различного рода факторы, изменяющие отношение, в первую очередь, к самому деянию, усиливая степень его общественной опасности, а также к личности правонарушителя.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, прежде всего, относится продолжение противоправного поведения, несмотря на требования уполномоченных на то лиц прекратить его (например, нарушение тишины в общественных местах в запрещенное решением городского совета время, вопреки требованию работника милиции прекратить противоправное поведение — ст.

Обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение административного проступка, является повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, либо совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление. Оба обстоятельства свидетельствуют об устойчивой противоправной установке нарушителя, в отношении которого не оказали своего воспитатель-

ного воздействия меры государственного принуждения, применявшиеся к нему в связи с совершением первого правонарушения (преступления или однородного административного проступка). При этом следует иметь в виду, что повторное совершение правонарушения может быть признано отягчающим обстоятельством только в том случае, если правонарушитель, к которому за однородное правонарушение были применены меры административного взыскания, в течение года вновь совершает однородный административный проступок. Если же лицо, ранее подвергшееся административному взысканию, совершает после этого иные административные проступки, то такой рецидив административным законодательством в качестве отягчающего ответственность обстоятельства не признается.

Не признается отягчающим обстоятельством и повторное совершение однородного административного проступка, если со дня совершения первого правонарушения прошло более года. В этом случае ответственность за совершение административного проступка определяется по общим правилам, без применения п. 2 ст. 35 КУоАП. Важно также помнить, что одним из условий признания по-вторности проступка является обязательное привлечение правонарушителя к административной ответственности за первое однородное правонарушение. Если же такого не было, то вторичное нарушение соответствующих правил не считается повторным и, следовательно, не может быть отнесено к отягчающим обстоятельствам.

Иногда повторное совершение административного проступка в течение года является квалифицирующим признаком состава правонарушения. В этом случае орган административной юрисдикции при назначении взыскания руководствуется санкцией соответствующей статьи, устанавливающей более суровое взыскание, и не учитывает данное обстоятельство в качестве отягчающего административную ответственность по смыслу ст. 35 КУоАП. Например, ч. 2 ст. 1851 КУоАП предусматривает ответственность за повторное в течение года после применения мер административного взыскания нарушение установленного порядка организации или проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций.

Если же административный проступок был совершен лицом, ранее совершившим преступление, то его деяние в любом случае рассматривается как совершенное при отяг-

чающих обстоятельствах, независимо от того, однородным ли было по характеру совершенное преступление и осужден ли виновный за него или дело еще только расследуется. Лишь в случаях отсутствия состава преступления, истечения сроков давности либо снятия (погашения) судимости за ранее совершенное преступление, данное обстоятельство не оценивается органом административной юрисдикции в качестве отягчающего административную ответственность.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность правонарушителя, является и вовлечение в правонарушение несовершеннолетнего. Это обстоятельство отягчает ответственность независимо от того, в какой форме осуществлялось вовлечение несовершеннолетнего (подстрекательство, обман, уговоры, использование зависимого положения и др.). Данное обстоятельство не должно рассматриваться в качестве отягчающего административную ответственность, если выступает в качестве квалифицирующего признака отдельного вида административного проступка. Например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения является отдельным правонарушением, за совершение которого ст. 180 КУоАП устанавливает административную ответственность.

Законодатель относит также к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, совершение административного проступка группой лиц. Это объясняется тем, что групповые правонарушения повышают общественную опасность и вредность противоправных деяний, формируют антиобщественную установку нескольких правонарушителей, которые совершают правонарушение нередко по предварительному сговору, с заранее обдуманным планом действий, с распределением ролей между соучастниками правонарушения. Административный проступок признается групповым, если он совершен не менее чем двумя лицами, действующими совместно. При назначении меры взыскания этим лицам необходимо учитывать как характер поведения, так и степень вины каждого из них. Совершение административного проступка группой лиц, иногда выступает в качестве квалифицирующего признака определенного состава правонарушения (например, участие водителей мотоциклов и других транспортных средств в групповом передвижении, остановке или стоянке — ст. 1221 КУоАП).

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является и совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах. Под стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами при этом понимаются различные факторы природного либо социального характера, которые резко осложняют социальную ситуацию и создают повышенную опасность для населения. Некоторые из этих факторов обусловлены действиями сил природы, не подвластных человеку (например, наводнение, землетрясение, оползни и т.п.), грубых нарушений установленных правил осуществления определенных видов производственной деятельности (при аварии, крушении поездов, пожаре и др.).

Лица, использующие чрезвычайные обстоятельства или стихийные бедствия для совершения административных проступков, должны нести повышенную административную ответственность в пределах санкции соответствующей статьи КУоАП. Однако, если административный проступок был совершен в условиях стихийного бедствия или при чрезвычайных обстоятельствах, но не был с ними непосредственно связан, применять п. 5 ст. 35 КУАП при назначении административного взыскания не следует. Например, расценивать в качестве отягчающего обстоятельства распитие спиртных напитков в общественных местах в условиях стихийного бедствия не имеет смысла, так как данное обстоятельство не повышает степень общественной опасности административного проступка. Данный фактор также не может рассматривается как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, если указывается в качестве обязательного признака, характеризующего объективную сторону административного проступка. Например, непредоставление транспортных средств работникам милиции и медицинским работникам в установленных законом неотложных случаях — ст. 1241 КУоАП.

Еще одним обстоятельством, отягчающим административную ответственность, является совершение правонарушения в состоянии опьянения. Под опьянением при этом понимается такое состояние человека, которое возникает в результате преднамеренного употребления алкогольных напитков, наркотических препаратов, психотропных или иных веществ, которые вызывают одурманивание, потерю адекватного контроля над поведением. Если же правонарушение было совершено лицом, доведенным до состояния

опьянения против его воли, то такие действия не считаются совершенными при отягчающих обстоятельствах.

Также необходимо иметь в виду, что не считаются совершенными при отягчающих обстоятельствах те административные проступки, для которых состояние опьянения правонарушителя является неотъемлемым квалифицирующим признаком состава (например, появление в общественных местах в пьяном виде — ст. 178 КУоАП, управление транспортным средством в состоянии опьянения — ст. 127 КУоАП и др.).

Согласно ч. 2 ст. 35 КУоАП представляет органам (должностным лицам), налагающим административные взыскания, право не признавать состояние опьянения отягчающим обстоятельством, если такая возможность обусловлена характером конкретного правонарушения и материалами дела.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Назначение административного наказания осуществляется в преде­лах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, а также с учетом обстоя­тельств, смягчающих и отягчающих административную ответствен­ность.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответствен­ность, ст. 4.2 КоАП РФ относит следующие:

• раскаяние лица, совершившего административное правонару­шение;

• добровольное сообщение им о совершенном административном правонарушении;

• предотвращение им вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущер­ба или устранение причиненного вреда;

• совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тя­желых личных или семейных обстоятельств;

• совершение административного правонарушения несовершенно­летним;

• совершение административного правонарушения беременной жен­щиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об адми­нистративном правонарушении, могут признать смягчающими и иные обстоятельства.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответствен­ность, ст. 4.3 КоАП РФ относит следующие:

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требова­ние уполномоченных лиц прекратить его;

• повторное совершение однородного административного правона­рушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, срок по которому не истек;

• вовлечение несовершеннолетнего в совершение административ­ного правонарушения;

• совершение административного правонарушения группой лиц;

• совершение административного правонарушения в условиях сти­хийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельст­вах;

• совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган или должностное лицо, назначающие административ­ное наказание, в зависимости от характера совершенного администра­тивного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Давность привлечения к административной ответственности уста­новлена ст. 4.5 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение таможенного, антимонопольного, валютного, природоохранного за­конодательства, законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе — по истечении 1 года со дня совершения ад­министративного правонарушения. За административные правона­рушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года со дня его совершения.

В течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о на­значении административного наказания лицо считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

В КоАП РФ дан перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, т.е. тех обстоятельств, которые усиливают либо ослабляют ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2 КоАП РФ):

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.3 КоАП РФ):

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Вышеназванные обстоятельства, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Административная ответственность: Видео

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного им административного правонарушения, для физического лица – личность виновного, его имущественное положение, для юридического лица также берется во внимание финансовое положение. Учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность (ст. 4.2 КоАП), относятся следующие обстоятельства:

– раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, – предполагает негативное отношение к содеянному и его последствиям, осознание противоправности своего действия или бездействия. Кроме того, это раскаяние должно сопровождаться добровольным объяснением обстоятельств и причин совершенного правонарушения судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело;

– добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

– добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении;

– оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство но делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

– предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

– добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

– добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

– совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

– совершение административного правонарушения несовершеннолетним – лицом, не достигшим возраста 14 лет. В данном случае комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может освободить его от административной ответственности и применить к нему иные специфические административные меры воспитательного воздействия, не связанные с административным наказанием;

– совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими также и иные обстоятельства.

В ст. 4.3 КоЛП определены обстоятельства, отягчающих административную ответственность, которые не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения, причем за судом, органом, должностным лицом, назначающим административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения оставлено право не признать данное обстоятельство отягчающим. Среди отягчающих обстоятельств КоАП называет следующие:

– продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, которое необходимо отличать от повторного совершения однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП, при этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства;

– вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения – установлено в качестве отягчающего обстоятельства в связи с повышенной общественной опасностью лица, вовлекающего несовершеннолетнего;

– совершение административного правонарушения группой лиц – квалифицируется при участии в совершении административного проступка двух и более лиц, при этом необходимо установить степень участия каждого лица, общественной опасности его роли в совершенном правонарушении;

– совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах – совершение правонарушения в обстановке, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

– совершение административного правонарушения в состоянии опьянения – является самым распространенным отягчающим обстоятельством при совершении административного правонарушения, которое устанавливается документально либо на основании свидетельских показаний.

Могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений.

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность приведены в главе 4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно в ст.ст. 4.2 и 4.3.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими и отягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правовое отделение УМВД России по г.Липецку

Смотрите еще:

  • Материнский капитал ипотека нижний новгород Как оформить ипотеку в банке «Ника» Нижнего Новгорода? Здравствуйте, Кристина! Постараемся Вам помочь с разрешением этого вопроса. Город Нижний Новгород давно был известен своими […]
  • Право требования долговое обязательство гк рф Долговые обязательства: факторинг у клиента ("Налоги" (газета), 2012, N 33) ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА: ФАКТОРИНГ У КЛИЕНТА По договору факторинга между клиентом и факторинговой компанией […]
  • Медали ск рф Приказ Следственного комитета РФ от 23 июня 2014 г. N 53 "О наградах и поощрениях Следственного комитета Российской Федерации и мерах по совершенствованию практики применения поощрений в […]
  • Доход от продажи основных средств Продажа основных средств: проводки Актуально на: 14 сентября 2017 г. Объекты основных средств (ОС) могут выбывать из организации в том числе при их продаже. В таком случае, естественно, […]
  • Работа юрист вакансии саратов Работа Юрист Саратов Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Саратов, часто требуется: Требования: аккуратность, коммуникабельность, внимательность new_releasesвысшее юридическое […]
  • Приказ ск рф no 76 Приказ ск рф no 76 СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 4 мая 2011 года N 76 О порядке представления в системе Следственного комитета Российской Федерации специальных донесений и […]