Ответственность рекламодателя за нарушение законодательства о рекламе

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ в статью 31 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2002 г.

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

1. Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.

Истцы по искам о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей рекламой здоровью, имуществу, чести, достоинству и деловой репутации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

2. Ненадлежащая реклама, совершенная повторно в течение года после наложения административного взыскания за те же действия, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заведомо ложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившая существенный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан, влечет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в следующем соотношении:

40 процентов — в федеральный бюджет;

60 процентов — в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.

Уплата штрафа не освобождает рекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или от исполнения решения об осуществлении контррекламы.

4. Рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подача указанного заявления не приостанавливает исполнение предписания или решения федерального антимонопольного органа (его территориального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения названных актов.

См. комментарий к статье 31 настоящего Федерального закона

О практике рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37

Ответственность участников рекламного процесса за нарушение законодательства о рекламе

В качестве участников рекламного процесса выступают: рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. Закон о рекламе определяет ответственность каждого участника рекламного процесса.

  • Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части содержания информации, представляемой для создания рекламы. При этом необходимо доказать, что нарушение законодательства произошло не по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
  • Ответственность рекламопроизводителя возникает, если им допущено нарушение рекламного законодательства в части оформления, производства и подготовки рекламы.
  • Распространитель рекламы несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Участники рекламного процесса, как юридические лица, так и граждане, несут ответственность за нарушение законодательства о рекламе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе и с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы (контррекламы).

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
  • на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда;
  • на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных средств или их прекурсов влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);
  • на должностных лиц — от сорока до пятидесяти МРОТ;
  • на юридических лиц — от четырехсот до пятисот МРОТ.

Статья 22. Закона о рекламе обязывает рекламопроизводителей и рекламораспространителей требовать от рекламодателя, если его деятельность подлежит лицензированию, представления лицензии или ее надлежаще заверенной копии. Однако в законе прямо не установлена ответственность за изготовление и распространение рекламы при отсутствии лицензии на изготовление и продажу рекламируемого товара или оказываемой услуги.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Все субъекты рекламного рынка в соответствии со статьей 38 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» несут гражданскую и административную ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Государственный контроль за соблюдением рекламного законодательства возложен на Федеральную антимонопольную службу (статья 33 Закона №38-ФЗ). Регламентирован порядок рассмотрения федеральной антимонопольной службой дел по признакам нарушения законодательства о рекламе и принятия по ним соответствующих решений. При этом предусмотрена возможность обжалования решений антимонопольного органа.

Согласно пункту 4 статьи 38 Закона №38-ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;

— на должностных лиц в размере от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

— на юридических лиц в размере от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Перечисленные размеры административных штрафов действуют с 1 января 2006 года, в связи с внесенными изменениями в статью 14.3 КоАП РФ Федеральным законом от 21 июля 2005 года №113-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Более подробно познакомится с вопросами рекламных услуг, особенностями их бухгалтерского учета и налогообложения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Рекламные услуги как вид деятельности ».

Ответственность за нарушение законодательства Российской федерации о рекламе

В настоящей части нашего изложения мы поговорим о той ответственности, которая предусмотрена для участников рекламной деятельности, при условии нарушения ими положений действующего российского законодательства о рекламе.

Реклама, как средство, непосредственно влияющее на значительное количество лиц, может быть использована для незаконных целей или может ущемить, чьи либо чувства или интересы. Эти и еще множество подобных соображений подтолкнули российского законодателя к принятию определенных мер по регулированию ответственности субъектов рекламной деятельности за незаконную или недобросовестную рекламу Баширов Н.Г. Рекламное время. — М.: АБВ, 2008. С. 56. .

Перед рассмотрением ответственности участников рекламной деятельности за нарушение отечественного законодательства в этой области, рассмотрим некоторые актуальные вопросы, связанные с отечественным рекламным рынком.

Сразу отметим, что Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. внес ряд изменений и уточнений в нормы, регламентирующие рекламную деятельность, и увеличил полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по контролю за исполнением действующего законодательства.

Ужесточение законодательства о рекламе вызвало необходимость поиска рекламопроизводителем новых форм и видов презентации продукции и товаров в обход закона.

Сегодня Федеральная антимонопольная служба пристально следит за исполнением действующего закона «О рекламе» наряду с ФЗ «О защите конкуренции», выделив их в одну группу как приоритетные направления в государственном строительстве конкурентоспособной промышленности и цивилизованного рынка. При этом четкость и полнота закона становятся определяющими факторами при рассмотрении дел, вынесении справедливых решений и как следствие — избрании адекватных мер ответственности для нарушителей Пузыревский С.А. Государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе // Российский рекламный ежегодник. — 2008. — С. 25. .

В первую очередь, необходимо подчеркнуть, что Российское рекламное законодательство содержит разделение юридической ответственности между участниками рекламных правоотношений — рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем. Разберем подробнее этих участников Приводится по: Некрасова И.В. Правовое регулирование рекламы // Адвокат. — 2007. № 7. — С. 24-25.:

— Рекламодатель — это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.

Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям ФЗ «О рекламе», в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации. В то же время — требование рекламораспространителя о предоставлении рекламодателем указанных сведений — это его право, а не обязанность. Но, если рекламораспространитель потребовал предоставления подтверждения, то рекламодатели обязаны предоставить указанные сведения.

Следовательно, со стороны рекламораспространителя отсутствует нарушение каких-либо норм Закона при принятии от рекламодателей объявлений без пометки, например, что товар подлежит обязательной сертификации. Поэтому в части отсутствия пометки о сертификации товара предписание антимонопольного органа должно быть адресовано рекламодателю, а не рекламораспространителю, за исключением случаев, когда по вине последнего соответствующая пометка была изъята из полученного им текста рекламы.

— Рекламопроизводитель. В соответствии с действующим Законом «О рекламе», рекламопроизводитель — это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части оформления, производства, подготовки рекламы. Рекламопроизводитель может быть привлечен к ответственности за нарушение требований, предъявляемых к рекламодателю и рекламораспространителю в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Рекламораспространитель. В соответствии с Законом «О рекламе», рекламораспространитель — это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, несущее ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе в части, касающейся времени, места и средств размещения рекламы.

Таким образом, рекламораспространитель несет ответственность:

— за сходство рекламы с дорожными знаками, за скрытую рекламу, за рекламу в учебниках;

— за рекламу запрещенных товаров; за отсутствие сведений о продавце при дистанционном способе продажи; о порядке проведения стимулирующих мероприятий;

— за сроки хранения материалов;

— рекламу на ТВ, радио, в печати, при кино- и видео обслуживании, по сетям электросвязи и по почте;

— размещение рекламы на транспорте и др.

Ознакомившись с основными участниками рекламной деятельности, перейдем к другим вопросам отечественного правового регулирования ответственности в сфере рекламы.

Участники рекламной деятельности, за нарушение правил рекламной деятельности несут административную ответственность. Кроме того, необходимо отметить, что Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая контроль в сфере рекламной деятельности, получила в последние годы существенные рычаги для воздействия на нарушителей законодательства в виде предписаний и наложения штрафов Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе. М.: Спутник+, 2005. С.18-20. .

Ужесточающиеся в последние годы требования к качеству и содержанию рекламы привели к тому, что рекламопроизводители стали уделять гораздо больше внимания защите от различного рода административных рычагов государственного воздействия.

Чтобы обезопасить себя, товаропроизводитель должен иметь гарантию того, что реклама его продукции произведена с учетом всех требований закона. В этом ему оказывают содействие институты саморегулирования рекламной деятельности. При территориальных службах ФАС России организованы экспертные советы, которые готовы рассмотреть рекламные продукты до их распространения на предмет соответствия закону. Также по предложению Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и Содружества производителей фирменных торговых марок в России («РусБренд») в этом году создан Консультативный совет по вопросам функционирования рынка услуг по распространению рекламы.

Часть рекламопризводителей осознанно стремится использовать подобные приемы с совершенно конкретной целью продвижения товаров, услуг своих заказчиков. Тем более что действующий закон пока несовершенен. Но очень скоро будут восполнены пробелы и арсенал необходимых средств законодательства, а не слишком ответственные и благодушные товаропроизводители, заказывающие рекламный продукт у недобросовестных или не признающих закон рекламопризводителей, будут поставлены перед необходимостью отвечать за допущенные нарушения Некрасова И.В. Правовое регулирование рекламы // Адвокат. — 2007. № 7. — С. 31. .

Отметим, что чтобы не заводить себя в правовой тупик, товаропроизводителю-рекламодателю необходимо очень ответственно подходить к выбору производителя рекламы своей продукции. Уважающее себя и ценящие свой авторитет на рынке рекламопроизводители не станут использовать приемы, граничащие с нарушением закона или норм морали Там же, стр. 32. .

Подведем еще одни промежуточные выводы нашего изложения.

— реклама, как средство, непосредственно влияющее на значительное количество лиц, может быть использована для незаконных целей или может ущемить, чьи либо чувства или интересы. Эти и еще множество подобных соображений подтолкнули российского законодателя к принятию определенных мер по регулированию ответственности субъектов рекламной деятельности за незаконную или недобросовестную рекламу;

— федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. внес ряд изменений и уточнений в нормы, регламентирующие рекламную деятельность, и увеличил полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по контролю за исполнением действующего законодательства;

— участники рекламной деятельности, за нарушение правил рекламной деятельности несут административную ответственность. Кроме того, необходимо отметить, что Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая контроль в сфере рекламной деятельности, получила в последние годы существенные рычаги для воздействия на нарушителей законодательства в виде предписаний и наложения штрафов;

— ужесточающиеся в последние годы требования к качеству и содержанию рекламы привели к тому, что рекламопроизводители стали уделять гораздо больше внимания защите от различного рода административных рычагов государственного воздействия, что в свою очередь привело к постепенному росту качества рекламы на российском рынке.

Раздел 4. Контроль за соблюдением и ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Статья 26. Контроль за соблюдением законодательства о рекламе.
1. Контроль за соблюдением законодательства Украины о рекламе осуществляют в пределах своих полномочий:

  • специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей — по вопросам защиты прав потребителей;
  • Антимонопольный комитет Украины — по вопросам соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции;
  • Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания — в отношении телерадиоорганизаций всех форм собственности.

2. По требованию органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, рекламодатели, производители и распространители рекламы обязаны предоставлять документы, устные или письменные объяснения, видео- и звукозаписи, а также иную информацию, необходимую для осуществления соответствующими органами полномочий по контролю.
Органы государственной власти обязаны сообщать рекламодателям, производителям и распространителям рекламы о рассмотрении дел о нарушении ими законодательство о рекламе не позднее, чем за три дня до такого рассмотрения, а в безотлагательных случаях — не позднее, чем за один день.
3. Рекламодатели, производители и распространители рекламы во время рассмотрения вопроса о нарушении настоящего Закона имеют право:

  • присутствовать на заседании органа государственной власти во время рассмотрения вопроса о нарушении ими настоящего Закона;
  • предоставлять необходимые документы, давать объяснение;
  • получать копию протокола заседания и решения органа государственной власти, принятого в отношении них;
  • обжаловать действия или бездействия исполнительного органа контроля и его должностных лиц в суд.

4. С целью координации деятельности субъектов рекламного рынка Кабинет Министров Украины создает Совет по вопросам рекламы, в состав которой входят представители органов государственной власти, объединений граждан, объединений предприятий в отрасли рекламы. Члены этого Совета работают в нем на общественных началах.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
1. Лица, виновные в нарушении законодательства о рекламе, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законом.
2. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе несут:

  1. рекламодатели, виновные:
  • в заказе рекламной продукции, производство или обращение которой запрещено законом;
  • в предоставлении недостоверной информации производителю рекламы, необходимой для производства рекламы;
  • в заказе распространения рекламы, запрещенной законом;
  • в несоблюдении установленных законом требований относительно содержания рекламы;
  • в нарушении порядка распространения рекламы, если реклама распространяется ими самостоятельно;
  1. производители рекламы, виновные в нарушении прав третьих лиц при изготовлении рекламы;
  2. распространители рекламы, виновные в нарушении установленного законодательством порядка распространения и размещения рекламы.

3. С целью защиты интересов общества, государства, потребителей рекламы и участников рекламного рынка органы государственной власти, указанные в статье 26 настоящего Закона, могут обращаться в суд с исками о запрете соответствующей рекламы и ее публичном опровержении.
4. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальные органы в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по представлению органов государственной власти, указанных в статье 26 настоящего Закона, или самостоятельно в случаях, предусмотренных данной статьей, кроме тех случаев, которые отнесены исключительно к компетенции Антимонопольного комитета Украины и которые регулируются законодательством по вопросам авторского права и смежных прав, налагают штрафы в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, на:

  • рекламодателей за совершение действий, предусмотренных пунктом 1 части второй настоящей статьи, — в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы;
  • производителей рекламы за совершение действий, предусмотренных пунктом 2 части второй настоящей статьи, — в размере пятикратной стоимости изготовления рекламы;
  • распространителей рекламы за совершение действий, предусмотренных пунктом 3 части второй настоящей статьи, — в размере четырехкратной стоимости распространения рекламы.

Повторное в течение года совершение перечисленных нарушений влечет за собой наложение штрафа в двойном от предусмотренного за эти нарушения размере.
5. Стоимость распространенной рекламы определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости без учета суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), которые установлены Законом Украины «О системе налогообложения».
6. За непредоставление или представление заведомо недостоверной информации о стоимости распространенной рекламы и / или изготовления рекламы и / или стоимости распространения рекламы специально уполномоченному центральному органу исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальным органам, необходимой для осуществления ими предусмотренных настоящим Законом полномочий, на рекламодателей, производителей рекламы и распространителей рекламы налагается штраф в размере 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.
7. В случае невозможности установления стоимости рекламы, распространенной с нарушением требований настоящего Закона, на рекламодателей и распространителей рекламы решением специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей налагается штраф в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан.
8. Решение о наложении штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 300 и более необлагаемых минимумов доходов граждан принимается исключительно специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей.
9. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальные органы вправе требовать от рекламодателей публикации сведений, уточняющих, дополняющих рекламу, и обращаться с иском в суд относительно противоправных действий рекламодателей, производителей и распространителей рекламы.
10. Антимонопольный комитет Украины возлагает на рекламодателей ответственность за нарушение законодательства о защите от недобросовестной конкуренции.
11. Решения по делам о нарушении законодательства о рекламе могут быть обжалованы в суд.
12. Положения настоящей статьи не ограничивают прав потребителей рекламы, которым был нанесен вред недобросовестной и неправомерной сравнительной рекламой, на возмещение вреда в соответствии с законодательством Украины.

Статья 28. Публичное опровержение недобросовестной и неправомерной сравнительной рекламы.
1. Публичное опровержение недобросовестной и неправомерной сравнительной рекламы осуществляется добровольно или по решению суда.
2. Публичное опровержение недобросовестной и неправомерной сравнительной рекламы осуществляется за счет виновного лица.
3. Публичное опровержение недобросовестной и неправомерной сравнительной рекламы осуществляется в там же порядке, в котором она была размещена.

Статья 29. Права объединений граждан, объединений предприятий в отрасли рекламы.
Объединение граждан и объединение предприятий в отрасли рекламы имеют право:

  • осуществлять независимую экспертизу рекламы и правовых нормативно актов по вопросам рекламы относительно соответствия требованиям законодательства Украины и давать соответствующие рекомендации рекламодателям, производителям и распространителям рекламы;
  • обращаться в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления по вопросам нарушения законодательства о рекламе;
  • обращаться с иском в суд в интересах рекламодателей, производителей и распространителей рекламы в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством;
  • представлять своих членов в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Эти санкции (штрафы) относятся к административно-хозяйственным санкциям, поэтому могут быть применены к субъектам хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее 1 года со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законами (ст. 250 ХКУ).

Кроме Закона о рекламе, финансовые санкции за нарушение законодательства о рекламе содержит КУоАП. Такие санкции (штрафы) могут быть взысканы не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — через 2 месяца со дня его выявления (ст. 38 КУоАП). Порядок применения административной ответственности рассмотрен в теме Процедура применения административной ответственности контролирующими органами.

УК не содержит уголовной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Ответственность, установленная законодательством о рекламе

Виды нарушений, предусмотренные п. 2 ст. 27 Закона о рекламе, можно представить в виде таблицы.

Участник рынка рекламных услуг

Заказ рекламы продукции, производство (обращение) которой запрещено законом

Предоставление производителю недостоверной информации, необходимой для изготовления рекламы

Заказ распространения рекламы, запрещенной законом

Несоблюдение установленных законом требований о содержании рекламы

Нарушение порядка распространения рекламы при ее самостоятельном распространении

Нарушение прав третьих лиц во время изготовления рекламы

Нарушение установленного законодательством порядка распространения и размещения рекламы

Порядок № 693 содержит подробный перечень нарушений законодательства о рекламе отдельных видов продукции и услуг, за которые предусмотрены штрафные санкции:

  • лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (п. 3 Порядка № 693);
  • алкогольных напитков, табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми они выпускаются (п. 4 Порядка № 693);
  • оружия (п. 5 Порядка № 693);
  • услуг, связанных с привлечением денежных средств населения (п. 6 Порядка № 693);
  • ценных бумаг (п. 7 Порядка № 693);
  • объектов строительства с целью продажи жилых или нежилых помещений (п. 7 1 Порядка № 693).

Дополнительно отметим, что ни Закон о рекламе, ни Порядок № 693 не устанавливают ответственности за нарушение требований п. 8 ст. 22 Закона о рекламе, согласно которой рекламодатели обязаны направлять на производство и распространение социальной рекламы о вреде табакокурения и злоупотребления алкоголем не менее 5 % денежных средств, израсходованных ими на распространение рекламы табачных изделий и алкогольных напитков в пределах Украины.

Таким образом, требование есть, а ответственность за неотчисление денежных средств в бюджет не установлена. То есть Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей не может привлекать к ответственности субъектов хозяйствования за неисполнение этого требования (письмо Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей от 18.11.2016 г. № 603-154-2/21341).

Хотя Минюст в письме от 24.11.2016 г. № 41516/1396-0-2-16/8 указал, что контроль за взиманием поступлений в бюджет по коду бюджетной классификации 24060500 (по актам проверок) возложен на ГФС. При этом в письме не разъясняется, как должны действовать налоговые органы при проверке в случае обнаружения несоблюдения требований п. 8 ст. 22 Закона о рекламе, а указывается, что главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной финансовой и бюджетной политики, является Минфин.

Минфин ответ на данный вопрос пока не предоставил.

Размер финансовой санкции

За совершение вышеперечисленных нарушений п. 4 ст. 27 Закона о рекламе предусмотрен штраф в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы, а при повторном нарушении в течение года — в двойном размере, то есть в размере десятикратной стоимости распространенной рекламы.

Для расчета суммы штрафа стоимость распространенной рекламы определяется согласно п. 5 ст. 27 Закона о рекламе исходя из договорной (контрактной) стоимости без учета суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей). При этом следует учитывать, что согласно п. 6 ст. 27 Закона о рекламе за непредставление или представление заведомо ложной информации относительно стоимости рекламы на участников рынка рекламных услуг налагается штраф в размере 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1 700 грн.).

В случае невозможности установления стоимости рекламы, распространенной с нарушением требований Закона о рекламе, согласно п. 7 ст. 27 Закона о рекламе на рекламодателей и распространителей рекламы налагается штраф в размере до 300 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (5 100 грн.).

Контролирующий орган, осуществляющий взыскание финансовой санкции

Контроль за соблюдением законодательства о рекламе согласно ст. 26 Закона о рекламе осуществляют в пределах своих полномочий следующие органы:

  • центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей (относительно защиты прав потребителей);
  • Антимонопольный комитет Украины (относительно соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции);
  • Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания (относительно телерадиоорганизаций всех форм собственности);
  • центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную финансовую политику, (относительно рекламы государственных ценных бумаг);
  • Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (относительно рекламы на фондовом рынке);
  • центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере строительства, архитектуры (относительно сооружения жилого дома);
  • центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о занятости населения (относительно рекламы о вакансиях (приеме на работу)).

По требованию вышеперечисленных органов рекламодатели, производители и распространители рекламы обязаны представлять документы, устные или письменные объяснения, видео- и аудиозаписи, а также другую информацию, необходимую для осуществления ими контроля.

Согласно п. 8 Порядка № 693 налагать штрафы на рекламодателей, производителей и распространителей рекламы имеют право председатель Госпотребстандарта, его заместители, начальники территориальных органов Госпотребстандарта и их заместители. Решения о наложении штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 300 и более не облагаемых налогом минимумов доходов граждан принимаются исключительно уполномоченным должностным лицом Госпотребстандарта.

В статье также освещаются следующие вопросы:

    • Порядок рассмотрения дела о правонарушении и принятия решения
    • Административная ответственность
    • Ответственность за нарушение требований относительно запрета рекламы и спонсорства табачных изделий
    • Ответственность за нарушение определенного законодательством порядка согласования установления рекламоносителей на автомобильных дорогах, улицах, железнодорожных переездах
    • Ответственность за нарушение порядка размещения агитационных материалов или политической рекламы либо размещение их в запрещенных законом местах

Смотрите еще:

  • Решение суда 1 инстанции при встречном иске Определение президиума Челябинского областного суда от 30 июня 2004 г. (надзорное производство 4г04-1775) Встречный иск может быть предъявлен только в суде первой инстанции до принятия […]
  • Нешатаева т н международный гражданский процесс м 2001 Нешатаева т н международный гражданский процесс м 2001 После долгих лет работы в 2002 году были приняты новые Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный […]
  • Международное усыновление литература Правовые проблемы усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.03, кандидат юридических наук Дзугаева, […]
  • Уголовная статья 202 Уголовная статья 202 1. Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных […]
  • Описание работы адвокат Профессия адвокат Описание профессии Адвокат (лат. advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам […]
  • Пример протокол осмотра места несчастного случая происшедшего Пример протокол осмотра места несчастного случая происшедшего Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г . N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета […]