Права и обязанности депутатов

§ 1. Права и обязанности депутата

В интересах повышения эффективности работы де­путатов в представительных органах государственной власти, создания наиболее благоприятных условий для осуществления ими своих полномочий российским зако­нодательством установлен статус депутата соответ­ствующего органа власти. Под статусом депутата пони­маются закрепленные законодательством права и обя­занности депутата, а также основные правовые и соци­альные гарантии осуществления им депутатской дея­тельности.

Рассмотрим основные положения правового статуса депутата на примере федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государ-

ственной Думы Федерального Собрания Российской Фе­дерации» от 8 мая 1994 г. Закон определяет прежде все­го наиболее принципиальные черты правового положе­ния депутатов. Среди них:

а) четкое закрепление основной задачи депутатской деятельности -. осуществления законодательной власти -соответственно в Совете Федерации или Государственной Думе, а также иных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом о ста­тусе депутата;

б) установление правила о том, что в своей депутат­ской деятельности депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, рег­ламентом соответствующей палаты Федерального Собра­ния России, предвыборной программой и своими убеж­дениями;

в) определение срока полномочий депутата и осно­ваний их досрочного прекращения. Срок полномочий депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекра­щается с момента начала работы вновь сформированных Совета Федерации и Государственной Думы. Полномо­чия депутата прекращаются досрочно только в следую­щих случаях: письменного заявления депутата о сложе­нии своих полномочий; утраты депутатом гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, яв­ляющегося депутатом; смерти депутата. Для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы установлены, кроме того, дополнительные основа­ния: избрание его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного са­моуправления (в случае если сам депутат в связи с этим не сделал письменного заявления о сложении депутат­ских полномочий); поступление депутата на государ­ственную службу, занятие им другой оплачиваемой, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельностью; роспуск Государственной Думы в случа­ях, предусмотренных Конституцией Российской Феде­рации.

Федеральный закон «О статусе депутата Совета Фе­дерации и статусе депутата Государственной Думы Фе­дерального Собрания Российской Федерации» определя­ет основные формы депутатской деятельности:

а) участие в заседаниях соответственно Совета Фе­дерации и Государственной Думы, в совместных заседа­ниях палат Федерального Собрания;

б) участие, в работе соответствующих комитетов и комиссий палат Федерального Собрания; согласитель­ных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Госу­дарственной Думой;

в) участие в выполнении поручений соответствую­щей палаты Федерального Собрания и ее органов (коми­тетов и комиссий);

г) участие в парламентских слушаниях;

д) работа с избирателями.

Кроме того, формами депутатской деятельности де­путата Государственной Думы являются:

а) участие в работе депутатских объединений -фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Такие фракции или группы образуются из числа депу­татов — представителей политических партий и избира­тельных объединений;

б) обращение с вопросом к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думы.

Депутатская деятельность может осуществляться и в других формах, предусмотренных Конституцией Рос­сийской Федерации, федеральными законами и регла­ментами палат Федерального Собрания.

Законодательством о статусе депутата установлены его основные права и обязанности. К числу основных прав депутата Совета Федерации и депутата Государ­ственной Думы относятся:

а) право избирательной инициативы. Это право осуществляется путем внесения депутатами в Государ­ственную Думу законопроектов и поправок к ним, зако­нодательных предложений о разработке и принятии но­вых федеральных законов, а также законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие зако­ны Российской Федерации либо о признании этих зако-

нов утратившими силу. Кроме того, группа депутатов не менее одной пятой депутатов Совета Федерации или Го­сударственной Думы может вносить предложения о по­правке и пересмотре положений Конституции Россий­ской Федерации;

б) право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой Феде­рального Собрания РФ. Это право обеспечивается лич­ным участием каждого депутата в работе соответствую­щей палаты парламента России;

в) право на участие в работе комитетов и комис­сий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Депутаты, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на засе­даниях комитетов и комиссий вопросов;

г) право на получение и распространение инфор­мации. Депутаты обеспечиваются всеми документами, принятыми палатами Федерального Собрания, а также документами, информационными и справочными мате­риалами, официально распространяемыми Администра­цией Президента России, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом и другими выс­шими судебными органами страны, иными государ­ственными органами и общественными объединениями. При обращении депутата в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, в учреждения, организа­ции (в том числе воинские части, организации и учреж­дения Министерства обороны РФ) должностные лица обеспечивают его по вопросам, связанным с его депутат­ской деятельностью, необходимой информацией и доку­ментацией независимо от степени ее секретности с со­блюдением, конечно, условий, предусмотренных феде­ральным законодательством о государственной тайне. Кроме того, руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны предоставить депутату возмож­ность воспользоваться консультацией специалистов по вопросам, также связанным с его депутатской деятель­ностью. Право депутата на распространение информации реализуется путем предоставления ему преимуществ при

выступлении по вопросам депутатской деятельности в государственных средствах массовой информации. При этом установлено правило, что материалы, представляе­мые депутатом по поручению соответствующих палат, комитетов и комиссий палат Федерального Собрания, а также депутатских объединений (фракций) в Государ­ственной Думе, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой, информа­ции в срок, согласованный с депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Следует отметить, что ре­дактирование (правка) представленных депутатом мате­риалов без его согласия не допускается.

К числу важнейших обязанностей депутата за­конодательство относит поддержание им постоянной связи с избирателями. Так, федеральный закон о ста­тусе депутатов парламента России устанавливает прави­ло, что депутаты Совета Федерации и избранные по од­номандатным избирательным округам депутаты Госу­дарственной Думы поддерживают связь с избирателями своих округов. Депутаты Государственной Думы, из­бранные по федеральному избирательному округу, под­держивают связь с избирателями того региона, который определен им для этого соответствующим депутатским объединением (фракцией). При этом, конечно, учиты­вается, с каким краем, городом была связана политиче­ская и трудовая деятельность депутата Государственной Думы. Организация встреч депутатов с избирателями проводится при активном участии органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей предприятий и организаций, командования воинских частей.

Депутаты обязаны соблюдать правила депутатской этики, утверждаемые соответствующим представитель­ным органом государственной власти. Формы ответ­ственности депутатов за нарушение правил устанавли­ваются регламентами этих органов.

Обязанностью депутата является представление в установленном порядке в налоговые органы деклара­ции о доходах и сведений об изменении своего имуще­ственного положения. Депутаты Совета Федерации и депутаты Государственной Думы представляют их в со-

ответствующую палату парламента России. Информация о нарушениях, выявленных в результате проверки нало­говыми органами, публикуется в официальных издани­ях представительных органов государственной власти.

Для жителей

Слободская городская Дума пятого созыва

Регламент Думы

Глава 9. Права и обязанности депутата

Статья 54. Установление правомочности Думы

Правомочность вновь избранной Думы устанавливается на основании документов, представленных избирательной комиссией муниципального образования «город Слободской».

Статья 55. Права, обязанности и ответственность депутатов Думы

Депутаты Думы обладают правами, исполняют обязанности и несут ответственность в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Статья 56. Формы депутатской деятельности в Думе

1. Формами депутатской деятельности являются:
а) участие в заседаниях Думы;
б) участие в формировании и работе соответствующих депутатских комиссий Думы;
в) выполнение поручений Думы;
г) обращение с депутатским запросом;
д) работа с избирателями.
2. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных действующим законодательством и настоящим Регламентом.
3. Депутат обязан:
а) соблюдать правила депутатской этики;
б) уважительно относиться к избирателям, другим депутатам, лицам, приглашенным на заседание Думы или на постоянные депутатские комиссии;
в) ценить доверие избирателей;
г) быть терпимым к иному мнению;
д) не допускать пропусков заседаний Думы и постоянных депутатских комиссий без уважительных причин.
Вопросы о нарушении депутатской этики рассматриваются Думой по представлению соответствующей комиссии.
4. Депутат на заседании Думы вправе:
а) избирать и быть избранным в органы Думы, предлагать кандидатов (в
том числе и свою кандидатуру) в эти органы, давать отвод кандидатам;
б) вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения заседания;
в) вносить поправки к проектам принимаемых Думой решений;
г) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику, выступать по мотивам голосования (до голосования);
д) требовать постановки своих предложений на голосование;
е) участвовать в голосовании принимаемых решений, требовать повторного голосования в случаях нарушения установленных правил голосования;
ж) высказывать мнения по персональному составу создаваемых или созданных Думой органов и кандидатурам лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой;
з) вносить предложения о заслушивании на заседании Думы (комиссии) отчета или информации либо органа, либо должностного лица, подконтрольного Думе;
и) вносить предложения о необходимости проведения проверок и депутатских расследований по вопросам компетенции Думы;
к) ставить вопрос о необходимости разработки нового решения Думы, вносить предложения по изменения действующих решений;
л) оглашать обращения, имеющие общественное значение;
м) обращаться с депутатским запросом;
н) пользоваться другими правами, предоставленными ему законодательством и настоящим Регламентом.
5. Депутат на заседании Думы обязан:
а) соблюдать Регламент, повестку дня и правомерные требования председательствующего на заседании;
б) не выступать без разрешения председательствующего;
в) не допускать оскорбительных выражений;
г) участвовать в работе заседаний Думы.

Статья 57. Права депутата при осуществлении депутатской деятельности в Думе

В связи с осуществлением своих полномочий депутат Думы имеет право:
— избирать и быть избранным в рабочие органы Думы;
— высказывать мнение по персональному составу образуемых на заседаниях Думы комиссий, рабочих групп, а также по кандидатурам должностных лиц местного самоуправления, назначаемым по согласованию с Думой;
— вносить предложения по повестке заседания, порядку обсуждения и по существу рассматриваемых Думой вопросов;
— вносить проекты решений Думы, изменения, дополнения и поправки к ним, об изменении, дополнении, поправках или отмене ранее принятых Думой решений, а также о необходимости проведения контроля за исполнением решений Думы;
— участвовать в прениях, обращаться с письменными и устными запросами, задавать вопросы и получать на них ответы, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
— оглашать имеющие местное значение обращения населения города, общественных объединений.

Статья 58. Депутатский запрос

1. Депутат, группа депутатов Думы вправе обращаться с запросом к главе города и иным должностным лицам города, а также к руководителям предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории города, по вопросам, входящим в компетенцию Думы.
2. Депутатский запрос вносится на заседание Думы в письменной форме, оглашается на заседании и по нему принимается решение.
3. Ответ на депутатский запрос должен быть дан в устной форме на заседании Думы или письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения.
4. Письменный ответ на депутатский запрос оглашается председательствующим на заседании Думы или доводится до сведения депутатов иным путем.

Статья 59. Депутатский вопрос

1. Депутат, группа депутатов вправе обращаться на заседании Думы с вопросом к любому должностному лицу местного самоуправления.
2. В повестке заседания предусматривается время для обращения депутатов Думы с вопросами и ответов на них.
3. Вопрос в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов председателю Думы, что является основанием для приглашения на заседание Думы соответствующего должностного лица.
4. В случае если приглашенное должностное лицо не имеет возможности прибыть на заседание Думы, оно в обязательном порядке дает письменный ответ на предварительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании Думы.

Статья 60. Участие депутата в заседаниях Думы и ее рабочих органов

1. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Думой, комиссиями и рабочими группами, членом которых он является.
2. Депутат реализует на заседаниях Думы и её рабочих органов предоставленные ему права в соответствии с настоящим Регламентом.
3. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях Думы и её рабочих органов, членом которых он является.
При невозможности присутствовать на заседаниях Думы, комиссии либо рабочей группы депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председателя Думы, либо председателя комиссии, руководителя рабочей группы.
4. Депутат имеет право присутствовать с правом совещательного голоса на заседании комиссии, рабочей группы, членом которых он не является.
5. Депутат, не выступивший на заседании Думы в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
6. Предложения и замечания, внесенные депутатом на заседании Думы, рассматриваются и учитываются соответствующей постоянной комиссией при доработке проекта решения Думы.

Статья 61. Особое мнение депутата

Депутат, не согласный с принятым в соответствии с настоящим Регламентом решением Думы и заявивший об этом в ходе заседания Думы, может изложить свое особое мнение в письменной форме и представить председателю Думы для включения в протокол заседания.

Раздел III. Глава 1. Полномочия депутата местного совета в совете.

Статья 18. Обязанности депутата местного совета в совете и его органах.
Депутат местного совета обязан:
1) соблюдать Конституцию и законы Украины, акты Президента Украины, Кабинета Министров Украины, регламент совета и иные нормативно-правовые акты, определяющие порядок деятельности совета и его органов;
2) принимать участие в работе совета, постоянных комиссий и других его органов, в состав которых он входит, всесторонне содействовать выполнению их решений;
3) выполнять поручения совета, его органов, сельского, поселкового, городского головы или председателя совета; информировать их о выполнении поручений.

Статья 19. Права депутата местного совета в совете и его органах.
1. Депутат местного совета пользуется правом решающего го лоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях совета и его органов, в состав которых он входит. Депутат местного совета приобретает право решающего голоса с момента признания его полномочий.
Каждый депутат местного совета в совете и его органах, в состав которых он входит, имеет один голос. Депутат местного совета, который не входит в состав соответствующего органа совета, может принимать участие в его работе с правом совещательного голоса.
2. Депутат местного совета имеет право:

  1. избирать и быть избранным в органы соответствующего совета;
  2. официально представлять избирателей в соответствующем совете и его органах;
  3. предлагать вопросы для рассмотрения их советом и его органами;
  4. вносить предложения и замечания в повестку дня заседаний совета и его органов, порядок рассмотрения обсуждаемых вопросов и их сути;
  5. вносить на рассмотрение совета и его органов предложения по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью;
  6. вносить на рассмотрение совета и его органов проекты решений по вопросам, относящимся к их ведению, поправки к ним;
  7. высказываться по персональному составу образуемых советом органов и кандидатурам должностных лиц, которые избираются, назначаются или утверждаются советом;
  8. поднимать вопросы о недоверии сельскому, поселковому, городскому голове, роспуске органов, образованных советом, и освобождении должностных лиц местного самоуправления;
  9. принимать участие в дебатах, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, содокладчикам, председательствующему на заседании;
  10. вносить предложения о заслушивании на пленарном заседании совета отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетных или подконтрольных совету, а также по вопросам, отнесенным к компетенции совета, других органов и должностных лиц, действующих на его территории;
  11. поднимать в совете и его органах вопросы о необходимости проверки работы подотчетных и подконтрольных совету органов, предприятий, учреждений, организаций;
  12. выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
  13. знакомиться с текстами выступлений в стенограммах или протоколах заседаний совета и его органов до их опубликования;
  14. оглашать на заседаниях совета и его органов тексты обращений, заявлений, предложений граждан или их объединений, если они имеют общественное значение;
  15. объединяться с другими депутатами местного совета в депутатские группы, фракции, действующие в соответствии с регламентом совета.

3. Депутат местного совета может передать председательствующему тексты своего непроизнесенного выступления, предложений и замечаний по обсуждаемому вопросу для включения в протокол заседания совета или его органа, в котором он принимает участие.
4. Порядок реализации указанных прав депутатов местных советов определяется настоящим Законом, другими законами Украины, регулирующими деятельность местных советов и их органов, а также регламентом соответствующего совета.

Права и обязанности депутата

Правовой статус депутата включает его права, обязаннос­ти и гарантии деятельности.

Права и обязанности депутатареализуются посредством различных форм его деятельности. Среди них два наиболее крупных направления работы: с избирателями и в представи­тельном органе местного самоуправления.

1. Работа с избирателями осуществляется главным обра­зом в избирательном округе. Различный характер взаимоотно­шений депутатов с избирателями находит воплощение в прин­ципах императивного или свободного мандата. Императивно­му мандатуприсущи следующие признаки. Депутат связан с избирателями наказами-поручениями, имеющими обществен­ное значение и одобренными в установленном порядке. Кроме того, депутат подотчетен и ответствен перед избирателя­ми. В советском и российском законодательстве было установ­лено положение о том, что депутаты не менее двух раз в год должны в обязательном порядке отчитываться перед избира­телями по месту жительства и работы. Наконец, депутат мо­жет быть отозван избирателями. В совокупности названные три элемента составляли императивный депутатский мандат. Установленный законодательно в названных параметрах им­перативный мандат в настоящее время вытеснен принципом свободного мандата.Последний применяется практически во всех демократических странах и является противоположностью императивному мандату. Свободный мандат отрицает воз­можность досрочного отзыва депутата избирателями. Данный принцип занимает доминирующее положение в нашей стране, однако, поскольку Федеральный закон от 28 августа 1995 г. до­пускает возможность отзыва, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют этот институт. Следовательно, можно говорить о существовании двух типов депутатского мандата.

Депутат местного представительного органа во взаимоот­ношениях с избирателями: 1) принимает меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов; 2) рассматривает по­ступившие от них предложения, заявления и жалобы и спо­собствует их правильному и своевременному рассмотрению; 3) ведет прием граждан; 4) изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения.

2. Работа в представительном органе местного самоуп­равления и его структурных подразделениях проводится в самых разных формах.

Депутат имеет право на правотворческую деятельность по вопросам ведения, отнесенным к компетенции представитель­ного органа местного самоуправления. Она может быть реали­зована в виде: 1) проектов правовых актов и поправок к ним; 2) предложений о разработке и принятии новых правовых ак­тов; 3) проектов правовых актов о внесении изменений и до­полнений в действующие нормативные акты местного само­управления.

Депутат реализует предоставленные ему права на заседа­ниях представительного органа, его постоянных и временных комиссий. В числе наиболее важных правомочий, реализуе­мых депутатом на заседании (сессии) представительного орга­на, следует отметить депутатский запрос.Под ним понимает­ся обращение депутата представительного учреждения к органам государственного управления, должностным лицам с требованием о предоставлении информациии разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции данного представи­тельного органа власти.

Следует иметь в виду, что обращение депутата должно касаться вопросов, имеющих общественное значение, или фактов, связанных с нарушением органами государственной власти, местного самоуправления, их должностными лицами законов РФ, правовых актов субъектов Федерации и муници­пальных учреждений власти. Решение о признании депутатс­кого обращения депутатским запросом принимается предста­вительным органом местного самоуправления. Эти признаки позволяют различать депутатский запрос и обычное обраще­ние депутата. Запрос может быть направлен одним депутатом либо группой депутатов данного органа власти. Депутатский запрос может быть обращен к главе муниципального образо­вания, исполнительным органам местного самоуправления, прокурорам, руководителям органов государственной власти субъектов Федерации. Полагаем, что обращение депутата (депутатов) может быть адресовано также руководящим органам данного представительного учреждения местного самоуправ­ления (председателю Думы, его заместителю, президиуму). Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ, оглашаемый на заседании Думы. Данное обстоятельство характеризует запрос как одну из форм контроля представительного органа за дея­тельностью подотчетных ему учреждений и должностных лиц.

Депутат обязан выполнять поручения данного представи­тельного органа местного самоуправления, его постоянных и временных комиссий. О результатах выполнения поручений депутат информирует Думу, соответствующую комиссию.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В отличие от прав депутата в законе перечислены лишь некоторые его обязанности. В частности, отсутствует основная обязанность депутата — участвовать в заседании палаты. Молчание закона по столь важному аспекту деятельности Государственной Думы исключает и возможность применения к депутату-«прогульщику» дисциплинарного взыскания (в отличие от целого ряда зарубежных стран, в российском законе о статусе депутата отсутствует специальная норма о такого рода взысканиях).

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ» в других словарях:

Статус депутата — Правовой статус парламентария это совокупность прав и обязанностей, определяется Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 97, ст. 98, Федеральными Конституционными законами, а также ФЗ от 8 мая 1994 г «О статусе члена Совета… … Википедия

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации VI созыва — Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва палата Федерального собрания парламента Российской Федерации представительного и законодательного органа Российской Федерации. Срок полномочий: Дата начала … Википедия

Депутат — Сюда перенаправляется запрос «Кандидат в депутаты». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

Глава Волгограда — Глава Волгограда … Википедия

Единая Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» … Википедия

Гребенников, Роман Георгиевич — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПАРЛАМЕНТАРИЯ — совокупность закрепленных конституцией, федеральными законами и регламентными нормами его прав и обязанностей (государственно властных полномочий), обеспеченных соответствующими гарантиями. К. п.с. депутата парламента (в РФ депутата… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — устанавливаемые законом условия и предпосылки выполнения депутатами своих задач и функций, осуществления депутатских полномочий. Важнейшие гарантии могут устанавливаться в конституциях государств (например, ст. 98 Конституции РФ закрепляет… … Энциклопедический словарь конституционного права

Кадыров, Рамзан — Глава Чеченской Республики Глава Чеченской Республики с 2011 года (президент ЧР с 2007 года), член бюро высшего совета партии Единая Россия с 2007 года. Ранее исполняющий обязанности президента Чечни (2007 год), премьер министр правительства… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Горбачев, Михаил — Первый и последний президент Советского Союза Первый и последний президент Советского Союза, государственный и политический деятель, положивший начало перестройке и гласности в стране, внесший существенный вклад в изменение политической… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА УКРАИНЫ

Права народного депутата Украиныразделяются на
две группы.

К первой группе относятся права народного депутата в
Верховной Раде Украины:

1) право решающего голосав Верховной Раде и ее
органах, в состав которых входит депутат; право совеща-
тельного голоса
— в органах Верховной Рады, в состав
которых депутат не входит;

2) право избирать и быть избраннымна должности
руководителей Верховной Рады и в органы Верховной Рады.
Народный депутат может быть одновременно членом только
одного комитета, временной следственной или временной
специальной комиссии Верховной Рады Украины;

3) право предлагать вопросы для рассмотренияВер-
ховной Радой Украины или ее органами;

4) право выступать с законодательной инициативой
(в форме внесения в Верховную Раду Украины законопро-
екта, проекта постановления либо другого законодатель-
ного предложения);

5) право принимать участие в пренияхи высказы-
вать свое мнение по любому рассматриваемому вопросу;

6) право объединяться в депутатские фракции (груп-
пы).
Депутатские фракции (группы) — объединения де-
путатов в Верховной Раде, которые создаются на партий-
ной или внепартийной основе. Народный депутат вправе
входить только в одну депутатскую фракцию (группу).
Депутатские группы (фракции) имеют право на пропорци-
ональное своей численности представительство в органах
Верховной Рады и официальных парламентских делега-
циях Верховной Рады;

7) право на депутатский запрос.Депутатский зап-
рос — это требование народного депутата, группы народ-
ных депутатов или комитета Верховной Рады Украины к
любому государственному органу, органу местного самоуп-
равления или его должностному лицу с требованием дать
официальное разъяснение по вопросам, находящимся в их
компетенции. Депутатский запрос должен быть поддер-
жан не менее чем одной пятой конституционного состава
Верховной Рады (а в случае запроса к Президенту Украи-

ны — не менее чем одной третью от конституционного
состава Верховной рады Украины);

8) право на депутатское обращениек органам госу-
дарственной власти и органам местного самоуправления,
их должностным лицам, руководителям предприятий, уч-
реждений и организаций. Депутатское обращение содер-
жит предложение совершить действия, дать разъяснения
или изложить позицию по вопросам, отнесенным к ком-
петенции органа или должностного лица, которому на-
правлено обращение.

Ко второй группе относятся права народного депута-
та во взаимоотношениях с органами государственной
власти, органами местного самоуправления, предпри-
ятиями, учреждениями и организациями граждан Ук-
раины и иностранных государств:

1) право безотлагательного приемапо вопросам де-
путатской деятельности руководителями и должностны-
ми лицами органов государственной власти и местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций;

2) право беспрепятственного посещенияорганов го-
сударственной власти и местного самоуправления и право
беспрепятственного доступа
на все предприятия, в уч-
реждения и организации;

3) право требовать прекращениянарушений закон-
ности;

4) право принимать участие в рассмотрениив орга-
нах государственной власти и местного самоуправления
предложений и требований избирателей;

5) право принимать участие с правом совещатель-
ного голоса
в работе сессий местных советов и некоторые
Другие права.

Основные обязанностинародного депутата Украины:

1) соблюдать требованияКонституции и законов Ук-
раины, закона о Регламенте Верховной Рады Украины,
присягународного депутата;

2) присутствовать и личнопринимать участиев засе-
даниях Верховной Рады и ее органов;

3) лично принимать участие в голосовании;

4) постоянно поддерживать связи с избирателями,ин-
формировать их о своей деятельности рассматривать об-
ращения избирателей и вести личный прием избирате-
лей.

6.5. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гарантии депутатской деятельности —это система
условий и способов обеспечения осуществления полномо-
чий народного депутата. К их числу относятся:

1) непреложность депутатских полномочий. Никто не
вправе ограничить полномочия народного депутата Укра-
ины;

2) неприкосновенность народного депутата Украины.
Она состоит в том, что народный депутат не может быть
без согласия Верховной Рады Украины привлечен к уго-
ловной ответственности, задержан или арестован. Обыск,
задержание народного депутата или досмотр личных ве-
щей, багажа, транспорта, жилого либо служебного поме-
щения, нарушение тайны переписки, телефонных разгово-
ров, телеграфной и иной корреспонденции допускаются
лишь в случае, когда Верховной Радой Украины дано со-
гласие на привлечение его к уголовной ответственности;

3) обеспечение народному депутату Украины условий
для исполнения депутатских полномочий, которое включа-
ет: предоставление служебного кабинета с персональным
компьютером, подключенным к информационным сетям,
безопасность народного депутата и членов его семьи и др.;

4) защита личных и социальных прав народного депу-
тата Украины, включающая: предоставление отсрочки от
призыва на военную службу или сборы, государственное
страхование, создание условий для повышения профессио-
нального уровня, финансовое, медицинское и социально-
бытовое обеспечение, надлежащие жилищные условия;

5) гарантии трудовых правнародного депутата. В част-
ности, время работы народного депутата в Верховной Раде
Украины засчитывается в стаж государственной службы,
а также — в его общий и непрерывный стаж работы. По
прекращении срока депутатских полномочий народному
депутату предоставляется прежняя работа (должность).
Народному депутату предоставляется ежегодный оплачи-
ваемый отпуск в межсессионный период продолжительно-
стью 45 календарных дней и т.д.;

6) право иметь до пятнадцати помощников-консуль-
тантов.

Нарушение прав народного депутата Украины и гаран-
тий его деятельности влечет юридическую ответственность.

6.6. ОРГАНЫ И АППАРАТ ВЕРХОВНОЙ
РАДЫ УКРАИНЫ

Система органов Верховной Рады Украины определя-
ется Конституцией Украины и Регламентом Верховной
Рады (27 июля 1994 г.).

Руководящие должностные лица Верховной Рады

1) Председатель Верховной Рады Украины. Избирает-
ся и отзывается Верховной Радой из числа депутатов пу-
тем голосования. Председатель Верховной Рады имеет
следующие полномочия:ведет заседания Верховной Рады
Украины; организует подготовку вопросов для рассмотре-
ния на заседаниях Верховной Рады; подписывает акты,
принятые Верховной Радой; представляет Верховную Раду
в отношениях с другими органами государственной влас-
ти Украины и органами власти других государства; орга-
низует работу аппарата Верховной Рады;

2) Первый заместитель Председателя Верховной Рады
Украины и заместительПредседателя Верховной Рады
Украины избираются Верховной Радой из числа депутатов
по представлению Председателя Верховной Рады. По пору-
чению Председателя Верховной Рады они выполняют от-
дельные его функции. Первый заместитель Председателя
Верховной Рады Украины ведет организационную работу
по вопросам взаимодействия Верховной Рады с органами
исполнительной власти и органами местного самоуправле-
ния. Заместитель Председателя Верховной Рады Украины
ведет организационную работу по вопросам взаимодействия
Верховной Рады с органами судебной власти;

3) комитеты Верховной Рады Украины. Комите-
ты — это постоянно действующие органы, перечень кото-
рых утверждается Верховной Радой в соответствии с ос-
новными направлениями ее деятельности. Комитеты осу-
ществляют законопроектную работу, готовят и предвари-
тельно рассматривают вопросы, отнесенные к полномочиям
Верховной Рады. Председатели и состав комитетов изби-
раются из числа депутатов, причем депутат имеет право
состоять только в одном комитете;

4) временные специальные комиссии. Эти органы со-
здаются Верховной Радой для подготовки и предваритель-
ного рассмотрения определенного вопроса, например, для
доработки законопроекта. Ее состав избирается Верхов-

ной Радой и действует вплоть до выполнения поставлен-
ной задачи;

5) временные следственные комиссии.Они создаются
Верховной Радой Украины для проведения расследования
по вопросу, представляющему общественный интерес, если
за создание такой комиссии проголосовало не менее трети
конституционного состава Верховной Рады (150 депутатов).

Решения комитетов и комиссий Верховной Рады Укра-
ины носят рекомендательный характер.

Органами Верховной Рады со специальным статусом
являются Счетная палата и Уполномоченный Верховной
Рады по правам человека.

Счетная палата от имени Верховной Рады осуществ-
ляет контроль за использование средств Государственно-
го бюджета Украины.

Уполномоченный Верховной Рады по правам челове-
ка
осуществляет парламентский контроль над соблюде-
нием конституционных прав и свобод человека и гражда-
нина в Украине.

Работу Верховной Рады Украины обеспечивает ее ап-
парат
— Секретариат Верховной Рады Украины, Служба
организационно-юридического и научного обеспечения,
Пресс-служба, Управление делами Верховной Рады Укра-
ины и т.д.

6.7. РЕГЛАМЕНТ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ
УКРАИНЫ

Регламент Верховной Рады Украины— особый нор-
мативно-правовой акт, регулирующий работу парламента.
Он определяет:

1) порядок созыва и проведениясессий Верховной Рады;

2) порядок формирования органовВерховной Рады;

3) законодательную процедуру;

4) порядок осуществления контрольной деятель-
ности;

5) процедуру отдельных видов деятельностиВерхов-
ной Рады, ее органов и народных депутатов Украины.

Верховная Рада Украины работает сессионно,иначе
говоря, не постоянно. Первая сессия Верховной Рады но-
вого созыва начинается не позднее чем на тридцатый день

после официального объявления результатов выборов.
Очередные сессии Верховной Рады Украины начинаются в
первый вторник февраля и первый вторник сентября каж-
дого года. Длительность сессии определяется Верховной
Радой.

Существует ряд оснований для внеочередных сессий
Верховной Рады. Они созываются Председателем Верхов-
ной Рады Украины по требованию не менее 150 народных
депутатов или по требованию Президента Украины. В слу-
чае введения военного или чрезвычайного положения в
Украине Верховная Рада Украины собирается в двухднев-
ный срок без созыва. Сессия в условиях военного или
чрезвычайного положения продолжается до его отмены.

Сессии Верховной Рады состоят из пленарных заседа-
ний и заседаний постоянных комитетов и временных ко-
миссий. Обычно первая и третья недели месяца сессион-
ного периода отводятся для пленарных заседаний Верхов-
ной Рады, вторая — для работы комитетов Верховной Рады,
четвертая — для работы депутатов в избирательных ок-
ругах.

Все решения принимаются исключительно на пленар-
ных заседаниях Верховной Рады путем голосования. За-
коны, постановления и иные акты принимаются простым
(абсолютным) большинством состава Верховной Рады (по-
ловина от конституционного состава плюс один голос). В
некоторых случаях решения принимаются так называе-
мым квалифицированнымбольшинством. Например, за-
коны о Большом Государственном Гербе и Государствен-
ном Гимне Украины должны быть приняты двумя третя-
ми от конституционного состава Верховной Рады. Решение
о смещении Президента Украины в порядке импичмента
принимается не менее чем тремя четвертями от конститу-
ционного состава Верховной Рады.

Заседания Верховной Рады Украины проводятся от-
крыто.
Иначе говоря, в зале заседаний Верховной Рады
может присутствовать пресса, телевидение. Возможна теле-
и радиотрансляция заседаний Верховной Рады. Закрытое
заседание проводится по решению большинства от консти-
туционного состава Верховной Рады Украины.

6.8. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
И ЕГО СТАДИИ

Процесс создания, изменения и отмены законов назы-
вают законодательным процессом.В Украине он состоит
из следующих стадий:

1) законодательная инициатива — внесение офици-
ального предложения об издании, изменении или отмене
закона в Верховную Раду Украины. Таким правом обла-
дает сравнительно узкий круг лиц: народные депутаты
Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Укра-
ины и Национальный банк Украины;

2) разработка законопроекта.Она может быть пору-
чена парламентским комитетам, временной специальной
комиссии, министерствам, коллективам ученых-специали-
стов. Чаще всего первая и вторая стадии законодательно-
го процесса совпадают, и тогда на рассмотрение Верхов-
ной Рады Украины вносится готовый законопроект;

3) предварительное обсуждение законопроекта. При-
нятый к рассмотрению законопроект обсуждается в коми-
тетах Верховной Рады. При этом для подготовки выво-
дов определяется головной комитет, которому остальные
подают свои результаты обсуждения законопроекта;

4) обсуждение законопроекта на пленарных заседа-
ниях
Верховной Рады Украины (чтениязаконопроекта).
В первомчтении обсуждаются основные положения за-
конопроекта. Во второмчтении происходит постатейное
обсуждение законопроекта. После обсуждения каждая ста-
тья законопроекта ставится на постатейное голосование.
Третьечтение законопроекта является необязательным
(факультативным) и проводится лишь тогда, когда необ-
ходимы редакционные правки и согласование; законопро-
екта с другими нормативно-правовыми актами;

5) принятие закона (в результате второго или третьего
чтения). Принятие закона осуществляется голосованием.
По общему правилу, закон должен получить одобрение про-
стого большинства членов парламента (т.е. 50 % + 1 го-
лос). Некоторые законы должны быть одобрены 2/3 голо-
сов парламентариев (квалифицированное большинство).
Например, в Украине таким образом должен быть принят
Закон о Государственном Гимне. Принятый закон подпи-
сывается Председателем Верховной Рады Украины;

6) подписание закона Президентом Украины. Наэту

стадию отводится строго определенный срок (15 дней).
Президент Украины имеет право вернуть закон на по-
вторное рассмотрение со своими мотивированными заме-
чаниями (отлагательное вето). Если закон в неизменен-
ном виде повторно принимается квалифицированным
большинством голосов, то Президент обязан подписать
его и передать для обнародования в официальные сред-
ства массовой информации;

7) обнародование закона. Текст закона публикуется в
официальных печатных изданиях: газетах «Голос Украи-
ны» и «Урядовий кур’ер», журналах «Офщшний в!сник
Украши», «Вщомост! Верховно! Ради Украши». Значение
этой стадии состоит в том, что неопубликованные и, таким
образом, не доведенные до сведения людей законы не при-

8) вступление закона в силу. В соответствии с Кон-
ституцией Украины, закон вступает в силу через 10 дней
со дня его официального обнародования, если иное не ука-
зано самим законом.

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ

(УСТАНАВЛИВАЮТСЯ) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с) .

Смотрите еще:

  • Статью 204 коап рф нарушение требований пожарной безопасности Комментарий к статье 20.4 КОАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности 1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе […]
  • Гражданский кодекс как список литературы Гражданский кодекс как список литературы Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства […]
  • Международное усыновление литература Правовые проблемы усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.03, кандидат юридических наук Дзугаева, […]
  • Юрист саратов сергеева о В Юрист саратов сергеева о В Заместитель директора Поволжского института управления имени П.А. Столыпина Биография: В 1994 г. окончила Саратовскую государственную академию права, факультет […]
  • Бюджетные правонарушения законодательство и практика ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Термин «финансовая ответственность» впервые появился в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006 «Об […]
  • Имущественный вред в уголовном праве это Имущественный вред в уголовном праве это К вопросу об установлении структуры имущественного вреда в уголовном праве как средства защиты интересов граждан Мурадова Айгюнь Заид кызы, […]