Рациональное использование лесных ресурсов реферат

Лесные ресурсы и их использование

Главная > Реферат >География

Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты. Некоторые виды ресурсов, например минеральные, можно использовать только один раз (хотя некоторые металлы и могут служить вторичным сырьем).

Такие виды ресурсов называются исчерпаемыми или невозобновимыми ресурсами. Они имеют конечные запасы, пополнение которых на Земле практически невозможно. Во-первых, потому что не существует таких условий, в которых они образовались миллионы лет назад, а во-вторых, скорость образования полезных ископаемых неизмеримо медленнее, чем расходование их человеком.

Другие виды ресурсов , такие, например, как вода, “возвращаются” природе снова и снова, сколько бы мы их ни использовали. Эти ресурсы называются возобновимыми или постоянными ресурсами . Они воспроизводятся в естественных процессах, происходящих на Земле, и поддерживаются в некотором постоянном количестве, определяемом их ежегодным приростом и расходом (пресная вода в реках, кислород атмосферы, лес и др.).

Часто бывает очень трудно провести границу между возобновимыми и невозобновимыми ресурсами . Так, например, растения и животные, если их использовать расточительно, не заботясь о последствиях, могут исчезнуть с лица Земли. Следовательно, в этом плане их можно отнести к невозобновимым ресурсам . С другой стороны, растительный и животный мир обладает способностью к самовоспроизведению и при разумном использовании может быть сохранен. Таким образом, в принципе эти ресурсы возобновимы.

То же самое можно сказать и о почвах. При рациональном ведении хозяйства почвы могут не только сохраняться, но даже и улучшаться и повышать свое плодородие. С другой стороны, неразумное использование почв приводит к падению их плодородия, а эрозия часто физически уничтожает почвенный слой, полностью смывая его. То есть, во многих случаях возобновимость или невозобновимость природных ресурсов определяется отношением к ним человека.

Cейчас человек в своей хозяйственной деятельности освоил почти все доступные и известные ему виды ресурсов, как возобновимых, так и невозобновимых.

Лесные ресурсы — один из важнейших видов биологических ресурсов. Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя важными показателями: размерами лесной площади (4 млрд. га) и запасами древесины на корню. Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Но поскольку леса сводятся под пашни, строительство, древесину используют в качестве дров, как сырье для деревообрабатывающей и других видов промышленности (производство бумаги, мебели и пр.), проблема сокращения лесных ресурсов и обезлесивания территорий стоит достаточно остро. Для рационального использования лесных ресурсов необходимо комплексно перерабатывать сырье, не вырубать леса в объеме, превышающем их прирост, проводить лесовосстановительные работы.

Леса мира распространены неравномерно. Они образуют два приблизительно равных по площади и запасам древесины лесных пояса — северный и южный. Северный — в зоне умеренного и отчасти субтропического климата. Самые многолесные страны северного пояса — Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция. Южный пояс — в зоне тропического и экваториального климатов. Основные лесные районы южного пояса — Амазония, бассейн Конго, Юго-Восточная Азия, страны — Конго, Бразилия, Венесуэла.

Лесные ресурсы — один из важнейших биологических ресурсов .

Значение лесов огромно. Леса — это самые крупные экосистемы, в которых аккумулируется большая часть органического вещества на планете, благодаря фотосинтезу они обеспечивают кислородный баланс на Земле, самые крупные хранилища генофонда, обеспечивающие чистоту вод, сохранение плодородия почв.

Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя важными показателями: размерами лесной площади и запасами древесины на корню. Общая площадь лесов в мире 4 млрд.га. И хотя лесные ресурсы это возобновимый вид природных богатств, темпы уничтожения лесов (под строительство дорог, под пашню, как сырьё для деревообрабатывающей промышленности) очень велики и проблема сокращения лесных ресурсов и обезлесивания территории очень актуальна.

Леса мира образуют два практически равных лесных пояса – северный (в зоне умеренного и отчасти субтропического поясов) и южный (в зоне тропического и экваториального поясов). Основные « лесные » страны это — Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция — в северном полушарии, Конго, Бразилия, Венесуэла — в южном.

Главная проблема использования лесных ресурсов — это сокращение их площади, особенно в южном поясе. Для рационального использования лесных ресурсов необходимо комплексно перерабатывать сырьё, не вырубать леса в объёмах превышающих их прирост, проводить лесовосстановительные работы.

Лесные ресурсы (леса) называют «легкими» планеты, они играют огромную роль в жизни всего человечества. Они восстанавливают кислород в атмосфере, сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Сведение тропических лесов Амазонии приводит к нарушению «легких» планеты. Сохранение лесов необходимо в том числе и для здоровья человечества.

Леса – национальное богатство народа, источник получения древесины и других видов ценного сырья, а также стабилизирующий компонент биосферы. Они имеют очень большое эстетическое и рекреационное (восстановительное) значение .

Рациональное использование и сохранение лесов в настоящее время приобретает большое значение для европейской части России и Урала, где сосредоточены сравнительно небольшие лесные ресурсы и основные производственные мощности промышленных предприятий, а также большинство населения страны.

Для упорядочения пользования лесами государственного значения и предупреждения истощения древесных запасов в малолесных районах леса разделены на три группы. К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции: водоохранные, защитные (противоэрозионные), санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов).

Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие защитное и ограниченно эксплуатационное значение , а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами , для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощимости пользования им требуется более строгий режим лесопользования.

К третьей группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба защитных свойств этих лесов. В лесах третьей группы ведущее место занимает использование целевых ресурсов (в первую очередь древесины). В свете современных вопросов охраны окружающей среды и рационального использования лесных ресурсов большое значение приобретает освоение лесов третьей группы, совершенствование лесоэксплуатации и переработки древесины, дальнейшее повышение продуктивности насаждений, эффективное использование побочных продуктов леса. Создание крупных лесопромышленных комплексов на Северо-Западе и в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке позволило вовлечь в эксплуатацию крупные лесные массивы с перестойными и спелыми насаждениями, выдвинув задачу перед лесным хозяйством и лесной промышленностью замены старых лесов новыми. Большое значение приобретает комплексное использование древесного сырья. Его основой является производство технологической цепы, которое позволяет применять древесину, а также отходы лесозаготовок и лесопиления в качестве исходного сырья для целлюлозно-бумажной промышленности и производства древесных плит.

Быстро растет и рекреационное значение лесов, расположенных в местах с развитой промышленностью, около больших городов. Рекреационная ценность лесов порой превосходит стоимость получаемой от них древесины. При скоплении в лесах отдыхающих возникает рекреационная нагрузка. Это может оказаться опасным для продолжения естественного развития и нормального существования лесных массивов, биогеоценозов. Если участок леса сильно поврежден вытаптыванием почвы, его нужно исключить из пользования на 3-5 лет и более. Нужно тщательно выполнять все правила противопожарной охраны, запрещать прогулки, отдых и сбор грибов и ягод в молодых лесонасаждениях.

С развитием урбанизации огромное значение приобретают зеленые насаждения в городах. Зеленые насаждения – древесно-кустарниковая, цветочная и травянистая растительность, элементы благоустройства озелененных территорий – являются эффективным средством экологической защиты города, они повышают комфортность, эстетичность городской среды, могут на 20% и более уменьшить силу городского шума, так как служат преградой для распространения звуковых волн. Зеленые насаждения общего пользования не могут быть приватизированы или сданы в аренду и являются общегородской муниципальной собственностью без права изменять назначение этих территорий и отчуждений части их под другие цели. Недопустимы любые формы хозяйственной деятельности, наносящие невосполнимый вред зеленому фонду города. 7 Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

Человечество с древнейших времен использовало природу в хозяйственных целях (охота, собирательство, рыболовство). На протяжении всей истории происходило расширение связей в системе природа — человек. В сферу человеческой деятельности включались все новые виды природных ресурсов . Росла численность населения, увеличивались масштабы производства, происходило изменение естественной природной среды в результате человеческой деятельности.

В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла свое отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности. Природопользование — совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

Рациональное природопользование — такой тип взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, при котором общество управляет своими отношениями с природой, предупреждает нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служит создание культурных ландшафтов; применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное использование отходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.

Нерациональное природопользование — тип взаимоотношения с природой, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе). Примеры такого отношения — это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истребление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепловое загрязнения среды.

В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования, созданы специальные органы охраны окружающей среды, разрабатываются природоохранные программы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране природы, создание международных проектов. Сохранение окружающей среды — важнейшая общечеловеческая проблема . Совершенствование рационального природопользования — одна из основных задач современности.

Природные ресурсы Московского региона, проблемы их сохранения.

История развития Москвы показывает, что крупный город является с одной стороны мощнейшим загрязнителем природной среды, а с другой – центром научно-технического прогресса, направленного на решения экологический проблем и проблем сохранения природных ресурсов.

Земельные ресурсы Московского региона можно разделить на несколько групп:

— земли городской застройки – совокупность земельных участков, находящихся по подошвами жилых, общественных и административных зданий. В целом по городу земли городской застройки увеличились за 1990-1998 годы на 11,5%;

— земли общего пользования – проспекты, скоростные трассы, улицы, набережные и т.д. – снизилась на 3,7 % за счет роста общей площади города и увеличения земель городской застройки;

— земли промышленности и транспорта – земли, занятые промышленно-производственными объектами и их инфраструктурой;

— земли сельскохозяйственного использования – представлены в городе землями тепличных и цветоводческих хозяйств и питомников. По сравнению с 1990 годом эти земли сократились на 2,2%;

— земли природоохранные – включают территории природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли Гослесфонда и Госводфонда.

В результате нерациональной политики по размещению предприятий в столице, произошло существенное изменение экологического баланса города. Площади городских земель, обладающих негативным воздействием на окружающую среду и площади городских земель, имеющих ресурсовоспроизводящие функции, находится в настоящее время в таких соотношениях, что даже при достаточной устойчивости и высокой продуктивности последних их недостаточно для обеспечения экологического равновесия на территории города.

Такое соотношение несколько улучшилось в 1998 году, однако, в общем территориальном балансе города площади земель, обладающих средовосстанавливающими и средовоспроизводящими функциями, продолжают составлять лишь около 20%. Четко выраженная диспропорция городских земель разных категорий (земель средовосстанавливающих с одной стороны и деградированных загрязненных или изъятых из экосистемы – с другой) диктует необходимость разработки городской политики с целью учета экологических требований и сбережения земельных ресурсов в градостроительном использовании земель.

Территории зеленых насаждений, по данным Москомзема, занимают в Москве 15,8 тысяч гектаров, в том числе 13,2 тысяч гектаров представлены лесами и лесопарками. Необходимым условием развития озеленения Москвы является устранение комплекса причин, вызывающих угнетение и деградацию зеленых насаждений, уменьшение антропогенных нагрузок на природные комплексы, снижение уровня загрязнения компонентов природной среды, юридическое оформление пользования озелененными территориями. Реализация мероприятий по сохранению и увеличению площадей зеленых насаждений в Москве направлена на:

— формирование системы особо охраняемых природных объектов, включая памятники садово-паркового искусства и историко-культурные территории;

— новое строительство объектов озеленения общего пользования, в том числе за счет освоения зарезервированных для этих целей территорий;

— планомерный и регулярный уход за существующими зелеными насаждениями;

— определение ответственных землепользователей по каждому объекту озеленения общего пользования с установлением их прав, обязанностей и ответственности за состояние закрепленных объектов.

В Москве создается единая система мониторинга водных ресурсов (мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды, не включая управление качеством последней). Ее создание позволит оперативно оценивать качество воды в Москве-реке и ее притоках, эффективно анализировать состояние водоемов. Комплекс мер по охране, восстановлению и оздоровлению водных объектов Москвы должен способствовать поддержанию естественного баланса воды, а поддержание водонесущих коммуникаций в надлежащем виде – уменьшению инфильтрационного питания грунтовых вод и подъему их уровня (анализ современных и ретроспективных материалов показывает, что подтопление в Москве носит масштабный характер как по значительности негативных последствий, так и по территориальному охвату).

Московский регион – один из крупнейших урбанизированных регионов мира . В условиях городов-мегаполисов типа Москвы проблемы взаимодействия человека и окружающий среды чрезвычайно обостряются. Для успешного решения этих проблем и проблем сохранения природных ресурсов необходимо создание специальной системы управления. Структура и функционирование подобной системы хорошо видны на примере Москвы. Здесь создана общегородская система управления состоянием окружающей среды в реальном времени, включая воздушный, водный бассейны и почву. Эта система преследует две цели: поддержание состояние окружающей среды на некотором заданном уровне и создание экологической обстановки, способствующей улучшению здоровья и сохранению природных ресурсов. Общая структура системы управления содержит: три типа сред (воздух, вода, почва), объекты двух видов и управляющее звено (правительство Москвы).

Объекты первого вида рассчитаны на изъятие воздуха и почвы из окружающей среды, использование их в технологических процессах и возврат в окружающую среду с измененным количеством и качеством. К таким объектам относятся промышленные и бытовые предприятия, жилые дома, теплоэлектростанции. Промышленность вообще, а конкретное промышленное предприятие в частности, оказывает серьезную нагрузку на окружающую среду. Целью работы предприятия является производство конечного продукта, при этом об интенсивности промышленности не так давно судили по количеству дымящихся труб и грохоту оборудования. По мере ввода новых производственных мощностей и ухудшения в связи с этим экологической обстановки общество пришло к осознанию необходимости если не исключить, то по крайней мере уменьшить антропогенную нагрузку на природу. Взаимоотношения “промышленное предприятие – окружающая среда” осуществляются следующим образом. Предприятие забирает из окружающей среды природные ресурсы, перерабатывая которые, изготовляет необходимый обществу конечный продукт. В окружающую среду при этом попадают продукты технологического передела – различного вида отходы.

Идеально было бы свести на нет выбросы и минимизировать количество используемых ресурсов. Обычно этого достичь не удается из-за отсутствия приемлемых технических решений и высокой платы за очистку.

Объекты второго рода на первый взгляд не изымают воздух и воду их окружающей среды. К ним, например, относятся гидроэлектростанции, городские свалки. Однако, строго говоря, объекты второго рода также изымают ресурсы из среды, но объемы ресурсов , по сравнению с объектами первого рода, незначительны и ими можно пренебречь. Возвращаемые же в среду ресурсы могут сильно влиять на ее качество.

Рост и развитие Московского региона неизбежно сопровождаются возникновением ряда острейших проблем, среди которых проблема состояния окружающей среды занимает второе место после преступности. В связи с этим Правительством столицы в сентябре 1994 года была принята “Комплексная экологическая программа Москвы на период до 2005 года”. Правительство Москвы четко обозначило приоритетные направления работы в области охраны природной среды и сохранения природных ресурсов . Но решение этих проблем – дело не только структур власти, оно невозможно без участия всего общества.

Природные ресурсы – основа устойчивого развития России.

Основная задача в определении места и роли природоресурсного потенциала в экономике будущего связана с необходимостью использовать его комплексно и рационально , а также сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

Здесь можно выделить несколько моментов:

— практика хозяйствования последних 5-6 лет показала, что регулирующую роль государства, в том числе и в определении государственной политики использования и охраны ресурсов , надо усилить путем доработки и дополнения соответствующего законодательства и нормативной базы;

— вокруг изучения, воспроизводства и охраны природоресурсного комплекса сосредоточен огромный научно-технический потенциал, который должен быть не только сохранен, но и развит, переориентирован на создание новых технических средств и технологий, особенно в области рационального и комплексного использования традиционных и новых ресурсов ;

— весь природоресурсный потенциал подлежит кадастрированию и учету, паспортизации, оценке сегодняшнего состояния;

— предстоит практически заново создать экологическую индустрию – от научных разработок до реализации в производственных мощностях, ориентированных не только на комплексное и более полное использование природного сырья и ресурсов, но и на охрану окружающей среды, переработку отходов и устранение негативных последствий производства, накопившихся к настоящему времени.

Говоря об использовании природных ресурсов, нельзя забывать об их учете. Основной механизм и основной методический прием – мониторинг состояния природных ресурсов по определенной схеме и номенклатуре и в соответствии с глобальной системой мониторинга. Россия, с ее стратегическим и геополитическим положением, не может оставаться в стороне от мировых ресурсных проблем .

Министерством Природопользования России подготовлен проект концепции Государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов , одобренный на заседании Правительства РФ от 31.07.1997 г., определяющий стратегической целью государства в этой области создание правовых, экономических, научных и социальных основ природоресурсных отношений для обеспечения устойчивого развития России, улучшения качества жизни и ресурсной достаточности для настоящего и будущего поколений.

Задачи государственной стратегии природопользования:

— эффективное обеспечение функций государства как собственника природных ресурсов России по их использованию, воспроизводству и охране на базе совершенствования законодательных, экономико-нормативных, научно-методических и организационно-хозяйственных подходов и мероприятий;

— уменьшение ресурсоемкости экономики, сокращение затрат природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции;

— использование возможностей природно-ресурсного потенциала с целью получения максимальной прибыли, в том числе для преодоления текущего кризиса и вывода России в число передовых постиндустриальных стран;

— совершенствование системы государственного регулирования в природно-ресурсной сфере (контроль, лицензирование, ресурсный аудит);

— создание эффективных экономических механизмов ресурсопользования с учетом российской специфики и повышение доли платежей за использование природных ресурсов в бюджеты всех уровней;

— решение вопроса собственности на природные ресурсы и права из этого вытекающие;

— учет региональных особенностей и приоритетов в отношении регионов со специфическими условиями хозяйствования.

Важно рациональное использование ресурсов — извлечение максимально возможного количества ресурсов, более полная переработка, комплексное использование сырья и т. п.

Рациональное использование лесных ресурсов

МИНОБРНАУКИ РОССИИ1.docx

Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России

  1. Распределение лесосечного фонда и нормирование рубок

При правильном ведении лесного хозяйства рубки на отдельных участках должны повторно проводиться через 80-100 лет, когда лес достигнет полной спелости. Расчеты показывают, что ежегодно можно вырубать 1500 млн. м3 древесины. Заготовляется менее ¼ расчетной лесосеки. Однако благополучно обстоит дело только в лесах третьей группы. Что касается лесов центральных, южных и западных районов России (леса второй группы), то они сильно оскудели в результате избыточной рубки, происходившей особенно интенсивно в дореволюционное время. Рубка лесов, превышающая расчетную лесосеку, полностью не изжита в густонаселенных центральных, западных и южных областях европейской части России. (Рис. 6.) Значительное превышение площадей вырубок над возобновлением лесов привело к тому, что во многих районах леса потеряли свое климато- и водорегулирующее значение.

Все сказанное позволяет заключить, что для охраны лесов важно строгое научное нормирование. Была проведена большая работа по перебазированию лесозаготовок в восточные, богатые лесом, районы нашей страны. Однако фабрики и заводы по переработке древесины сосредоточены в основном в малолесных и среднелесных районах. Транспортировка и переработка древесины в новых районах связана с большими трудностями. Здесь лесоперерабатывающая промышленность не успевает за ростом лесозаготовок. Появляется разрыв между объемом заготовленной древесины и ее использованием внутри лесного района.

Неправильная эксплуатация лесов на протяжении длительного времени привела к тому, что в европейской части России возросла доля мелколиственных насаждений за счет снижения доли хвойных. Здесь вторичные леса составляют около 40 млн. га. Перерубки приводят к существенному уменьшению запасов спелых древесных насаждений. Поэтому в целях правильного распределения лесосечного фонда для каждого района устанавливаются научно обоснованные нормы вырубки. Они учитывают разнообразное значение лесов и фактическую возможность их освоения, что необходимо при эксплуатации лесных ресурсов. Недопустимы рубки неспелого леса, уменьшающие выход древесины, и перестой лесов. Перестойные леса — источник распространения вредителей и болезней, снижающих качество древесины.

  1. Борьба с потерями древесины

Немаловажное значение в сохранении лесов имеет их бережное использование. К сожалению, потери древесины при заготовке, транспортировке и использовании достигают таких размеров, которые не допускает в отношении своего сырья ни одна отрасль промышленности. (Рис. 7.) Самые большие потери происходят при заготовке древесины. На местах рубок остается много ветвей и хвои, которые можно использовать для приготовления хвойной муки — основы витаминных и протеиновых концентратов для сельскохозяйственных животных. Кроме хвойной муки из отходов получают эфирные масла.

Немало древесины теряется в результате недорубов при условно-сплошных рубках, лесосечный фонд используется не полностью. На лесосеках сохраняются больные деревья и малоценные лиственные породы. Они захламляют лес, способствуют размножению вредителей, смене одного биоценоза другим.

Ежегодно теряется несколько миллионов кубометров древесины на лесосплаве. Затонувшие бревна накапливаются в руслах рек, мешают судоходству и наносят ущерб рыбному хозяйству. В настоящее время нерациональный молевой сплав (не соединяемые в плоты бревна) запрещен.

  1. Воспроизводство и повышение продуктивности лесов

Одним из важнейших условий сохранения лесных ресурсов является своевременное лесовозобновление. Мероприятия по посадке и выращиванию лесов, научно-обоснованные расчеты рационального размещения лесосечного фонда составляют основы охраны лесных ресурсов. Из ежегодно вырубаемых в России лесов только треть восстановляется естественным путем, остальные требуют активных мер по их возобновлению. При этом на одной половине площади достаточно использовать меры, содействующие естественному возобновлению, на другой половине — необходимы посев и посадка леса.

Слабое лесовозобновление часто объясняется прекращением самосева, уничтожением подроста, разрушением почвы при рубках леса и транспортировке древесины. На лесовозобновлении положительно сказывается очистка лесосек от ветоши (ветвей, частей стволов, коры, остающейся после рубки). Если ветошь нельзя использовать, ее надо сжигать.

Особый вред лесу и лесовозобновлению наносит трелевка древесины, когда с лесосек тракторами или тяжелыми машинами срубленные деревья волокут по земле. При этом на земле образуются глубокие борозды и колеи, в результате развиваются процессы заболачивания на ровной местности при суглинистой почве, на холмистой — прогрессирующая эрозия. Трелевочные дороги, по которым древесину вывозят с лесосек, хорошо видны даже с космических кораблей.

Большую роль в воспроизводстве леса играют лесоосушительная мелиорация, введение почвоулучшающих древесных, кустарниковых и травянистых растений, использование удобрений, рациональная обработка почв, улучшение микроклимата с помощью системы рубок главного и промежуточного пользования.

Мелиорация лесов способствует быстрому росту и улучшению качества древесины, состава травянистой растительности, а также позволяет включить площади осушенных лесов в хозяйственный оборот. Продуктивность лесных насаждений повышается биологической мелиорацией за счет посева люпина многолетнего в междурядья посадок сосны, ели, дуба.

Важное значение имеют работы по облесению вырубок, на которых естественного возобновления леса не происходит. Здесь осуществляется рыхление почвы, подсев семян или подсадка молодых деревьев, выращенных в питомниках, прополка, охрана молодых деревьев. Восстанавливают леса на гарях, полянах и в других необлесенных местах.

Продуктивность леса зависит от ухода за ним. Рубки ухода – это метод массовой селекции (отбора) деревьев по составу пород, форме крон и стволов, качеству древесины и быстроте роста.

В настоящее время усилия специалистов сосредоточены на сокращении сроков выращивания ценных лесных пород. Для этого используются достижения селекции, опыт интродукции и акклиматизации деревьев. Большие масштабы принимает у нас работа по реконструкции лесов, внедрению высокопродуктивных древесных пород по замене малоценных мелколиственных, хвойными.

  1. Борьба с лесными пожарами

Лесные пожары наносят огромный ущерб лесным ресурсам.

(Рис. 8.) Пожар полностью или частично уничтожает лесной биоценоз. Поврежденный пожаром лес теряет водоохранные, почвозащитные и другие полезные функции. Возникают благоприятные условия для массового размножения насекомых-вредителей и развития грибковых заболеваний. На лесных гарях, как и после рубки, развивается иной тип растительности, что приводит к смене животного населения. Большой ущерб наносится охотничье-промысловой фауне и побочной продукции леса (грибы, ягоды и т.д.).

(Рис. 8.)
Главная причина лесных пожаров — небрежное обращение человека с огнем (незатушенные костры, горящие спички, тлеющие пыжи и окурки). Из других причин отметим сельскохозяйственные палы, пламя из выхлопных труб тракторов и автомашин и огневую очистку лесосек. По данным мировой статистики, 97% лесных пожаров происходит по вине людей.

Борьбе с пожарами в нашей стране придается важное государственное значение. Разработана система мер, которые подразделяются на три группы: предупредительную, дозорно-сторожевую службу и борьбу с огнем. (Рис. 9.)

К предупредительным мерам относятся противопожарная пропаганда среди населения, чистка лесосек и борьба с захламленностью леса, противопожарное устройство лесов. Последнее состоит из создания противопожарных просек, минерализованных (путем пропашки) полос и рвов, дорог пожарного назначения.

Дозорно-сторожевая служба необходима для своевременного обнаружения очагов пожара: регулярные обходы леса, наблюдения с противопожарных вышек, с самолетов и вертолетов — что особенно важно в малонаселенных районах.

Непосредственная борьба с огнем проводится различными методами. Применение современной техники значительно повысило ее эффективность. Для ликвидации пожаров используют пожарные самолеты, парашютистов-пожарников и бригады, организованные из местного населения. В ряде лесных районов созданы пожарные станции со специальными машинами и техническим оснащением.

  1. Защита лесов от вредителей и болезней

К основным вредителям лесов относятся разнообразные насекомые, грибки, грызуны. Вспышки численности насекомых-вредителей могут охватить огромные территории. Велики потери леса от грибковых заболеваний.

Экономический ущерб, наносимый лесу вредителями и возбудителями болезней, нередко превышает урон, который несет лес от лесных пожаров. В периоды с благоприятными погодными условиями количество насекомых-вредителей быстро растет, усиливается их вредоносная деятельность. Они повреждают растения, поражая кору и древесину деревьев, способствуют заражению их грибковыми заболеваниями. Вредоносная деятельность грызунов повышается в годы их массового размножения. Особо ощутимый урон они наносят молодым посадкам, сеянцам и семенам в питомниках. Чтобы не допустить распространения вредителей и болезней, следует своевременно выявлять очаги их размножения и принимать необходимые меры борьбы с ними.

Борьба с вредителями и болезнями может иметь успех только тогда, когда она ведется систематически и всеми доступными методами и средствами. К важнейшим методам борьбы относятся: физико-механический, химический и биологический, а также лесохозяйственные мероприятия.

Лесохозяйственные мероприятия состоят в подборе здорового посадочного и посевного материала, в выращивании устойчивых к вредителям и болезням насаждений, поддержании насаждений в хорошем состоянии путем своевременного удаления зараженных и больных деревьев, бурелома, растительной ветоши, соблюдения правил хранения древесины и т.д.

Физико-механические методы борьбы сводятся к прямому сбору и уничтожению насекомых-вредителей на разных стадиях развития. Разработаны методы борьбы с сумеречными и ночными насекомыми с использованием световых ловушек и ультразвука. Применяют простейшие механические приспособления — приманки, ловчезаградительные канавки, сбор вручную. Эти методы имеют ограниченное распространение на небольших площадях в отношении особо опасных вредителей.

Химический метод борьбы состоит в уничтожении вредителей ядохимикатами (пестицидами). Лес, который постоянно обрабатывается химическими веществами, теряет свою естественную сопротивляемость к заболеваниям и паразитам. Такой лес чаще страдает от вредителей. Химические меры защиты следует использовать только в крайних случаях. В сложных лесных биогеоценозах они обычно дают отрицательные последствия. Об этом нужно помнить, когда речь идет об охране природной среды в целом.

Биологический метод основан на уничтожении вредителей их естественными врагами. Для этого метода используют хищных и паразитических насекомых (насекомых-энтомофагов), хищных клещей и нематод, болезнетворные микроорганизмы (вирусы, грибы, бактерии), птиц, земноводных, пресмыкающихся и зверей.

С точки зрения охраны природы биологические методы перспективны и заслуживают наибольшего внимания. Однако их успешное применение требует хорошего знания межвидовых и внутривидовых взаимоотношений в биоценозах и экологических особенностей всех компонентов.

  1. Защита леса от химических загрязнений

Значительный урон лесному хозяйству, естественной растительности наносят химические загрязнители. Например, в некоторых районах Дании под влиянием интенсивного использования земель и применения гербицидов исчезли полевые цветы. Во многих странах на десятки километров вокруг заводов гибнут леса от содержания в воздухе диоксида серы, соляной кислоты, оксидов азота. Промышленные выбросы действуют на зеленые части растений и через почву на корневые системы. Одни вещества замедляют рост, другие вызывают гибель растений. Растения, содержащие ДДТ и радиоактивные вещества, непригодны для человека и животных. Неумеренное применение ядохимикатов для борьбы с вредителями лесов привело повсеместно к деградации полезной фауны. Поэтому во многих странах приняты меры по снижению применения ядохимикатов.

Охрана и рациональное использование лесов

На тему: «Охрана и рациональное использование лесов»

1. Понятие леса и земельных участков

2. Правовое регулирование объектов лесопользования

3. Охрана и защита лесов

Список используемой литературы

Экологическое право – предмет имеет комплексный многослойный характер и включает:

1) собственно природоохранное право (нормы федеральных законов об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, о радиационной

безопасности населения, об отходах производства и потребления и др.);

2) природоресурсное право (Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ и т.п.);

3) экологизированные нормы других отраслей права (гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ, ст. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ и т.д.).

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos – дом, жилище, logos – учение).

Сначала экология развивалась как часть биологии. «В узком смысле экология (биоэкология) – одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой…

В широком смысле экология (глобальная экология) – комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии – изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия»1.

Так или иначе любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.2.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право),

2) природоресурсное право,

3) нормы других самостоятельных отраслей права, нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения. А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей. На сегодня именно «осознанное знание неправомерности собственных действий» без желания их прекращения, сопровождающееся превышением собственных потребностей, является причиной экологического бедствия. Объем промышленного прироста древесины составляет около 700 млн куб. метров в год, то утвержденная лесосека в лесах – около 500 млн куб. метров, а заготавливается лишь 120 млн куб. метров, т.е. менее 25 процентов. Это объясняется не столько слабым правовым регулированием заготовки древесины, сколько неравномерным расположением лесистых регионов и неразвитостью лесной инфраструктуры.

Принят 8 ноября 2006 г. Государственной Думой РФ, 24 ноября 2006 г. Советом Федерации РФ одобрен, 4 декабря 2006 г. Президентом РФ подписан и 8 декабря в «Российской газете» официально опубликован текст Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ), заменившего собой Лесной кодекс РФ 1997 года. Новый кодекс вступил в действие с 1 января 2007 г.

1. Понятие леса и земельных участков

Леса обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.

В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ (ЛК РФ) понятие леса это использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Следует отметить, что леса, в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, привязаны к земельным участкам, на которых они расположены, и на них распространяется режим земель лесного фонда.

Предлагаемое в Федеральном законе понятие не противоречит давнему научному и правовому представлению о лесе как единстве земли, лесной растительности, животного мира и иных компонентов окружающей природной среды, имеющих важное экологическое, социальное и экономическое значение.

В ст. 1 Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматриваются:

– естественная экологическая система – объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией;

– природные ресурсы – компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

– природная среда, природа – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Лес – это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своём развитии. Таким образом, понимание леса как природного объекта подчеркивает его неразрывную не только биологическую, но и правовую связь с земельным участком, оборот которого должен регулироваться земельным и гражданским законодательством.

Исходя из ст. 5–7 ЛК РФ объектами лесных отношений можно считать леса, земли лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса, лесные участки, и права пользования ими.

В статье 3 ЛК РФ закреплен принцип приоритета регулирования лесным законодательством отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов – основного предмета лесного законодательства.

В Лесном кодексе РФ осуществляется привязка лесов к землям, на которых они расположены, и в отличие от лесного законодательства предыдущих лет регулирование использования и охраны лесов осуществляется в зависимости от целевого назначения, использования и охраны этих земель, которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного Кодекса Российской Федерации рассматривались как часть природы, природный ресурс и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю.

Земли подразделяют на категории по их целевому назначению:

1. Земли сельскохозяйственного назначения. Признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

2. Земли населенных пунктов. Это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Эти земли находятся в ведении местных органов власти соответствующего поселения, использование и охрана этих земель осуществляется с соблюдением правового режима и контроля за его соблюдением, установленных для земель поселений (ст. 83–85 ЗК РФ). И еще одно важное положение: использование названных земель может быть на условиях аренды или земельного сервитута.

Назначение этих земель весьма разнообразно. Безусловно, из множественности целей вытекает разнообразие правового режима этой сложной категории земель. Субъектами права первичного землепользования здесь могут быть только организации и предприятия. Землепользование граждан (огороды, служебные земельные наделы), а также посторонних организаций всегда вторично, так как земельные участки им отводят первичные землепользователи (ст. 24 Кодекса). Первичные пользователи государственной землей являются для вторичных (срочных) пользователей своеобразными «администраторами» (в части отвода земельных участков, контроля за их использованием и т.д.). Земельные участки в этих случаях предоставляются безвозмездно.

4. Земли особо охраняемых территорий. К ним относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий, в том числе

лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом,

Земли особо охраняемых территорий могут быть трех видов: федерального; субъектов РФ и местного значения. Объявление территорий особо охраняемыми, изъятие соответствующих земельных участков, установление на них особого режима использования и охраны осуществляются соответствующими органами исполнительной власти: Российской Федерации (Правительством РФ); субъектов Российской Федерации (правительствами (администрациями) республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения); органами местного самоуправления.

Специфические черты, присущие отдельным видам земель особо охраняемых территорий, и обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в статьях комментируемой главы, более подробно – в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории –

в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой3

5. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

2. Правовое регулирование объектов лесопользования

Согласно подп. «к» п. 1 ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно ст. 48 ЛК РФ полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов устанавливаются Лесным кодексом РФ, а также заключенными в соответствии с Конституцией РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Особая взаимосвязь существует между лесным и земельным законодательством. Лес произрастает на участках лесного фонда. Земли лесного фонда – это категория земель, а сам лес – совокупность земли, растительности и других компонентов.

Для полного представления о соотношении норм лесного и земельного законодательства следует остановиться на ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране лесов применяются лесное законодательство, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы лесного законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Объектами лесных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Понятие участка лесного фонда введено для того, чтобы подчеркнуть единство в правовом регулировании как земель лесного фонда, так и лесов, на них произрастающих. Норма ст. 7 Лесного кодекса РФ продолжает привязку лесов к землям, на которых они расположены, и концепцию использования и охраны лесов в соответствии с целевым назначением и категориями этих земель, а не правовым режимом использования и охраны лесов и земель лесного фонда. Границы лесных участков определяются в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве». Государственный земельный кадастр – этот систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Обратим внимание на то, что согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесопользователю (арендатору) предоставляется лесной участок. Договор аренды является наиболее распространенным в мире способом осуществления права пользования лесами. При сдаче лесов в аренду ключевыми вопросами становятся: порядок сдачи лесов в аренду; сроки действия договоров аренды; площади сдаваемых в аренду лесных участков; учет экологии и интересов местного населения; лесные платежи и лесной доход; стимулы для повышения качества ведения лесного хозяйства; контроль, аудит арендаторской деятельности; возможность предупреждения и пресечения лесонарушений арендаторами, невыполнения ими условий договора.

Правовое регулирование объектов лесных отношений и иной растительностью тесно переплетается с земельным законодательством, его основными понятиями.

Участки лесного фонда могут предоставляться в пользование физическим и юридическим лицам в установленном законодательстве порядке, в связи с чем права пользования участками лесного фонда являются объектами лесных отношений. Городские леса и леса обороны и участки, на которых они расположены, также являются объектами лесных отношений. А поскольку законодательство допускает их также предоставлять на определенных правах заинтересованным лицам, права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, также являются объектами лесных отношений.

Лесной фонд составляют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли). Таким образом, лесной фонд представляет собой совокупность самой лесной растительности (леса) и земель в границах лесного фонда как занятых таковой растительностью, так и не занятых ею.

Леса, расположенные на землях обороны и землях городских поселений – городские леса, в лесной фонд не входят.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ 2001 г. земли в РФ по целевому назначению подразделяются на семь категорий. Земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель.

Согласно земельному и лесному законодательству к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Главное обстоятельство состоит в том, что нелесные земли, как и лесные земли расположены только в границах лесного фонда.

Лесной Кодекс впервые предусмотрел обязательное проведение лесоустройства не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий (обороны и безопасности, на которых расположены леса; поселений, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса).

Действующая Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России была утверждена приказом Рослесхоза в 1994 г. И еще до принятия нового Лесного кодекса она уже не удовлетворяла потребностям проведения лесоустройства. В связи с этим были приняты новые Правила проведения лесоустройства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 июня 2007 г. №377.

Целью лесоустройства является разработка системы мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и пользования лесным фондом, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

Основными задачами лесоустройства являются:

– получение достоверной и разносторонней информации о лесных ресурсах, состоянии лесов и динамике лесного фонда;

– создание и систематическое обновление информационной базы данных по лесному фонду и лесным ресурсам, обеспечивающей ведение государственного лесного кадастра, государственного учета лесного фонда, осуществление лесного мониторинга, составление документации на участки лесного фонда, передаваемые в аренду;

– осуществление внутрихозяйственной организации лесного фонда России;

– составление документов по инвентаризации и учету лесов, лесных карт;

– определение научно обоснованных размеров и пространственного размещения неистощительного и рационального пользования различными ресурсами леса, мероприятий по воспроизводству, выращиванию, охране и защите лесов, а также иным видам лесохозяйственной деятельности;

– контроль за реализацией проектов организации и развития лесного хозяйства;

– контроль лесопользования, качества выполненных лесохозяйственных мероприятий.

Подготовительные работы проводятся в год, предшествующий полевым лесоустроительным работам, в целях решения организационно-технических вопросов, производства некоторых натурных работ, необходимых для своевременного, ритмичного и качественного их выполнения, сбора основных сведений и подготовки нормативной базы по объекту лесоустройства.

Проведение подготовительных работ в год полевых работ до их начала в сокращенном объеме допускается только с разрешения государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации.

Планово-картографические, таксационные и лесоучетные материалы, отчетная и техническая документация, имеющиеся у лесовладельца, предоставляются лесоустроительным организациям по их требованию.

Лесоустроители также имеют право на безвозмездное получение по требованию геодезических данных по землепользованиям и землевладениям, граничащим с землями лесного фонда, в местных органах по земельным ресурсам и землеустройству.

Объектом лесоустройства является лесной фонд, находящийся во владении лесхоза, колхоза, совхоза, другого сельскохозяйственного формирования, заповедника, национального природного парка, учебного лесного или опытного лесного хозяйства, осуществляющего ведение лесного хозяйства.

Полный цикл лесоустроительных работ в объекте лесоустройства продолжается, как правило, 3 года и состоит из трех периодов – подготовительного, полевого и камерального. В экстенсивной зоне ведения лесного хозяйства, когда объект лесоустройства занимает большую территорию, полевые работы в нем могут проводиться в течение 2–3 лет.

Основным методом лесоустройства является метод классов возраста, а в лесах с особо высокой интенсивностью ведения лесного хозяйства – участковый метод.

Участковый метод лесоустройства заключается в образовании постоянных хозяйственных участков, представляющих собой один или совокупность таксационных выделов, которые хотя и могут отличаться по таксационной характеристике насаждений, но территориально объединены общностью типа лесорастительных условий, целью лесовыращивания и соответствующей ей направленностью комплекса проектируемых лесохозяйственных мероприятий.

Лесным кодексом РФ закреплено право исключительной федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда, поэтому гражданам и юридическим лицам лесные участки могут предоставляться только в пользование. Общий перечень прав на лесные участки определен ст. 9 ЛК РФ. К ним отнесены как ограниченные вещные права – право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), так и обязательственные права – право аренды лесных участков, право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Данный перечень является закрытым.

Законодатель разграничивает виды прав пользования на лесные участки между юридическими лицами и гражданами. Так, юридическим лицам лесные участки могут предоставляться в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а гражданам – только в аренду и безвозмездное срочное пользование. Необходимо отметить, что определение прав пользования лесным участком зависит также и от вида лесопользования.

В целом право лесопользования определяется как совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок комплексного лесопользования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанности лесопользователей с учетом интересов общества в получении древесных и недревесных видов продукции, использовании полезных свойств леса4.

3. Охрана и защита лесов

Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с целью охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. Под охраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы с нарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубками леса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезных ископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищенными сточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна. Защита леса – система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев и вредителями лесных культур. Воспроизводство лесов – процесс, во время которого идёт работа не только по количественному, но и качественному обновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород на высокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не только экономические, но и экологические оздоровительные задачи5.

Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться от использования лесных недр, современное лесное законодательство поставило в основу лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов.

Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: от поджогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса при освоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения и истощения6.

Общие положения охраны и защиты лесов, которые содержатся в ст. 51 ЛК Российской Федерации. Статья определяет органы государственной власти и местного самоуправления, которые наряду с полномочиями в области лесных отношений общего характера наделены также полномочиями (функциями) охраны и защиты лесов. К полномочиям органов государственной власти в Российской Федерации в области охраны и защиты лесов относятся:

– установление правил пожарной безопасности в лесах и пожарного надзора;

– установление правил санитарной безопасности в лесах;

– установление порядка организации авиационных работ по охране

и защите лесов и выполнения этих работ;

– особенности охраны, защиты, воспроизводства лесов

– установление правил лесовосстановления, лесоразведения и

правил ухода за лесами;

– установление формы отчета об охране и защите лесов и порядка

– установление порядка осуществления контроля и надзора за

использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов

(государственного лесного контроля и надзора);

– утверждение такс или методик исчисления размера вреда,

причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства;

– отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных

участков лесов и установление их границ;

– определение особенностей использования, охраны, защиты,

воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых

природных территорий (ст. 81 ЛК РФ).

Государственные органы субъектов Федерации осуществляют полномочия по охране и защите лесов в порядке передачи им этих полномочий Российской Федерацией. К названным передаваемым полномочиям относятся:

– разработка и утверждение лесных планов субъектов Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

– организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;

– ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Федерации;

– осуществление государственного лесного контроля и надзора;

– установление перечня должностных лиц, осуществляющих

государственный лесной контроль и надзор.

Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

К полномочиям органов местного самоуправления в области охраны и защиты лесов в части лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся:

– разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;

– осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 84 ЛК РФ).

В субъектах Федерации – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Охрана и защита лесов включает в себя:

1. Охрана лесов от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет систему обеспечения пожарной безопасности, которая представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

В Государственную противопожарную службу РФ входят:

– федеральная противопожарная служба;

– противопожарная служба субъектов Федерации.

В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

в) мониторинг пожарной опасности в лесах;

г) разработка планов тушения лесных пожаров;

д) тушение лесных пожаров;

е) иные меры пожарной безопасности в лесах.

2. Защита леса входит в состав общего понятия охраны лесов, предусмотренной ст. 51 ЛК РФ. Являясь специальной частью охраны, защита леса ограничивается такими важными мерами, как выявление в лесах вредных организмов, могущих погубить (полностью уничтожить) массив леса, если его территория и древостои оказались местом обитания вредных для леса растений, животных и болезнетворных организмов.

Задача защиты леса состоит в выявлении названных вредных организмов и в предупреждении их распространения.

Целью данного Закона является обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской Федерации. При этом меры защиты лесов от карантинных организмов принимаются на федеральном уровне при участии государственных органов субъектов Федерации.

3. В целях защиты лесов от вредных организмов и их санитарной безопасности проводится прежде всего лесозащитное районирование лесов. Это специальный вид районирования лесов, при котором определяются зоны слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы. В отличие от названного районирования при общем (лесорастительном) районировании лесов, предусмотренном ст. 15 ЛК РФ, определяются лесорастительные зоны, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками. Если лесозащитное районирование предназначено для обеспечения своевременных и эффективных мероприятий по защите лесов от вредных организмов в целях санитарной безопасности в лесах, то лесорастительное районирование необходимо для определения условий и порядка оптимальной эксплуатации лесов с учетом природно-климатических характеристик лесного района.

4. Санитарная безопасность лесов требует проведения определенных работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах. Наиболее эффективными из них являются опрыскивание с воздуха агрохимикатами очагов вредных организмов. Проводятся также наземные работы по локализации и ликвидации очагов заражения лесов (вырубка больных древостоев, расчистка зараженных участков леса, устройство ловушек для насекомых – вредителей леса и т.п.).

Планы освоения лесов и лесохозяйственные регламенты, для каких бы целей ни использовались леса, должны предусматривать санитарно-оздоровительные мероприятия. Это повседневная работа владельцев и пользователей лесов (арендаторов, фермеров, собственников леса, лесопользователей на правах сервитутов и др.) по очистке леса от захламленности, загрязнения, вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений и т.п.

Выборочные санитарные рубки проводятся с целью оздоровления насаждений, предупреждения распространения и (или) ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. Их проводят в насаждениях с повышенным, по сравнению с естественным, текущим отпадом деревьев, наличием ветровала, бурелома, снеголома, снеговала, пораженных болезнями и заселенных стволовыми вредителями деревьев.

5. Лесопатологический мониторинг (ЛПМ) – это система наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредителями, болезнями и другими природными и антропогенными факторами среды и за динамикой этих процессов, обеспечивающая раннее выявление неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагополучных ситуаций для своевременного принятия решений по планированию и осуществлению эффективных природоохранных и лесозащитных мероприятий. Лесопатологический мониторинг организуется федеральным органом управления лесным хозяйством и является одной из главных функциональных задач государственного управления лесным хозяйством.

Целью организации лесопатологического мониторинга является своевременное обнаружение неблагополучных по санитарному состоянию участков леса, выявление и прогнозирование массового ослабления и усыхания лесов под влиянием стихийных бедствий, пожаров, насекомых, болезней, прочих факторов воздействия окружающей среды природного и антропогенного характера, получение своевременной и достоверной информации о нежелательных изменениях в состоянии лесов под влиянием антропогенных процессов и материалов для обоснования решений по охране, защите леса, способствующих повышению его средоохранных и средоформирующих функций, предотвращению ущерба, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем, рациональному использованию лесных ресурсов и устойчивому развитию лесного сектора экономики России.

6. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений.

Красной книге РФ и порядку ее ведения посвящено постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. №158 «О Красной книге Российской Федерации». Установлено, что эта книга ведется Министерством природных ресурсов РФ на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (далее именуются – объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений об указанных объектах животного и растительного мира, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу РФ, подлежат особой охране.

Изъятие из естественной природной среды объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством РФ.

Министерству природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством сельского хозяйства РФ, государственными органами по рыболовству, лесному хозяйству, органами исполнительной власти субъектов Федерации и Российской академией наук предоставлено право принимать решения о занесении в Красную книгу РФ и об исключении из нее объектов животного и растительного мира, а также определять порядок и меры их охраны.

Издание Красной книги РФ осуществляется не реже одного раза в 10 лет. В субъектах РФ приняты и ведутся красные книги данного субъекта Федерации, в которые заносятся редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды деревьев, кустарников, лиан и иных лесных растений.

Статья 8.35 КоАП РФ устанавливает штраф за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добывание, сбор, содержание, приобретение, продажу либо пересылку указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка.

Отношения по возмещению вреда природной среде, как и все отношения по возмещению вреда, выражают различные виды компенсационной ответственности. Основные ее принципы сформулированы в гражданском законодательстве7.

Проблема охраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всего мира. На международной конференции в Рио-де Жанейро участники конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление о принципах в отношении лесов. Оно рассматривается как первое глобальное соглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов в качестве окружающей и культурной Среды и потребности использования деревьев и другой растительности для

Смотрите еще:

  • Статья 18 часть 5 Виды и меры взысканий за нарушения Правил дорожного движения в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (жирным шрифтом выделены нарушения, за […]
  • Статья 257 гпк рф Статья 257. Рассмотрение заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и […]
  • Срок подачи декларации на возмещение ндфл при покупке квартиры Сроки подачи декларации 3-НДФЛ на налоговые вычеты. Так как наш сайт посвящен только получению налоговых вычетов (имущественных, социальных и стандартных), то срок подачи декларации 3-НДФЛ […]
  • Долг по квартплате отключили свет Отключили свет за неуплату квартплаты Образовалась задолженность по квартплате за 4 месяца в связи с временными материальными затруднениями. Первое предупреждение об отключении […]
  • Смежные права публикации Интеллектуальная собственность в России и за рубежом Объекты смежных прав В главе «Объекты смежных прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете, какие результаты […]
  • Закон о полиции 25 Стаття 25. Повноваження поліції у сфері інформаційно-аналітичного забезпечення Про Національну поліцію перевірено сьогодні закон від 05.08.2018 вступив у чинність 02.07.2015 Ст. 25 […]