Статья 141 ук комментарий

Статья 141 ук комментарий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть первая в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
(в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума

(введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ)

1. Передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд, или расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах, или передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, или передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий фонд референдума, или расходование в целях достижения определенного результата на референдуме не перечисленных в фонды референдума денежных средств в крупных размерах, или передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего фонда референдума, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего фонда референдума или с оплатой из соответствующего фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц —
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, избирательного блока, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, —
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

Комментарий к статье 141 УК РФ.

1. Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав была предусмотрена и прежним законодательством. УК уточнил и дополнил данную норму во исполнение ч. 3 ст. 3 Конституции, согласно которой высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Объективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, выражается в совершении одного из следующих действий: а) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав; б) воспрепятствование осуществлению права на участие в референдуме; в) воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий референдума.
2. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав может заключаться в нарушении установленного Конституцией права выдвижения кандидатов в народные депутаты, в отстранении кандидатов от их участия в предвыборной кампании, в лишении граждан возможности ознакомления со списками избирателей и пр.
Воспрепятствование осуществлению гражданином права на участие в референдуме заключается в противодействии деятельности инициативной группы, а также незаконном ограничении права гражданина на участие в референдуме и пр.
Воспрепятствование работе избирательной комиссии или комиссии референдумов может заключаться, например, в лишении избирательной комиссии помещения или в игнорировании требований комиссии референдума, необоснованном отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума и др.
3. Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, признается оконченным с момента осуществления действий, направленных на воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, независимо от того, был ли гражданин в результате этих действий лишен возможности реализовать предоставленное ему законом избирательное право или право участия в референдуме, была ли дезорганизована деятельность избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума или нет.
4. Нарушение тайны голосования может заключаться в любом создании помех для избирателей в осуществлении своего конституционного права.
5. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за квалифицированный вид рассматриваемого деяния. Квалифицирующими признаками являются: а) подкуп, обман, принуждение, применение насилия либо угрозы его применения; б) использование лицом своего служебного положения; в) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
6. Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комментируемая статья дополнена ч. 3. В ней конкретизируются действия должностных лиц, которые представляют собой воспрепятствование работе избирательной комиссии или комиссии референдума. По общему правилу о конкуренции общей и специальной норм (ч. 3 ст. 17 УК), в этих случаях содеянное должно квалифицироваться по ч. 3 комментируемой статьи без ссылки на п. «б» ч. 2 этой статьи.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2708.

7. Ответственность за воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо права участвовать в референдуме предусмотрена также в гл. 5 КоАП. Разграничение административного правонарушения и преступления необходимо проводить по степени опасности совершенных деяний с учетом тех последствий, которые были возможны в каждом конкретном случае.

Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

Текущая редакция ст. 141 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения ;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к статье 141 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — гарантированные Конституцией РФ — свободное осуществление гражданином своего избирательного права, права на участие в референдуме (в том числе права на тайное голосование), законная деятельность комиссии, осуществляемые в соответствии с законом; дополнительный (в квалифицированном составе, ч.2 ст. 141 УК РФ) — здоровье, неприкосновенность личности, безопасность гражданина.

Потерпевшими от указанных преступных деяний являются граждане РФ, чье избирательное право (или право на участие в референдуме) нарушено, комиссия, отдельные члены комиссий, а при совершении противоправных действий, соединенных с принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения потерпевшими также могут быть близкие родственники членов указанных комиссий;
2) объективная сторона:
— по ч.1 и 2 ст. 141 УК РФ выражается в совершения как минимум одного из трех видов действий, которыми нарушаются избирательные и референдумные права граждан и работа комиссий:
а) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином избирательных прав (или права на участие в референдуме);
б) нарушение тайны голосования на выборах (или на референдуме);
в) воспрепятствование работе комиссий либо деятельности члена комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей;
— по ч.3 ст. 141 УК РФ характеризуется вмешательством с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения. При этом вмешательство может быть выражено как требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума. Кроме того, как неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»;
3) субъект: общий, не требуется наличия у него каких-то специальных признаков. Это вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет. В зависимости от фактических обстоятельств в избирательных правоотношениях это может быть рядовой избиратель, член комиссии, кандидат, наблюдатель и др.

В квалифицированном составе (п.»б» ч.2 ст. 141 УК РФ) — субъект специальный — лицо, которое фактически использует для совершения преступления свое служебное положение. Понятие и признаки должностного лица раскрыты в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Но в ч.2 ст. 141 УК РФ (в отличие от ч.3 этой же статьи) речь идет не только о должностных лицах, но, на наш взгляд, и о рядовых представителях власти, находящихся на государственной (в том числе правоохранительной) и муниципальной службе и, соответственно, имеющих возможности использовать свое служебное положение в противоправных целях;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что препятствует гражданину избирать или быть избранным, нарушает тайну голосования, препятствует работе избирательной комиссии, осуществлению полномочий члену комиссии, неправомерно вмешивается в Государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы», вмешивается в осуществление комиссией ее законных полномочий и желает выполнить такие действия. В квалифицированном составе преступления (ч.2 ст. 141 УК РФ) умыслом виновного должен охватываться также способ совершения преступления (подкуп, обман, принуждение, насилие, использование служебного положения и др.). При совершении преступления в составе группы в содержание умысла должно входить осознание совершения преступления групповым способом (т.е. группой лиц).

Мотив и цель нарушения избирательных прав граждан не влияют на квалификацию преступления по этой статье УК РФ. Если же деяния, предусмотренные ст. 141 УК РФ, совершены по мотивам дискриминации, то они должны квалифицироваться по совокупности ст. 141 и 136 УК РФ.

Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в ст. 141 УК РФ действий, независимо от того, наступили ли последствия, на достижение которых они были направлены. То есть, независимо от того, был ли гражданин в результате этих действий лишен возможности реализовать гарантированное ему законом избирательное право (или право на участие в референдуме), была ли остановлена, дезорганизована деятельность (работа) комиссии или нет.

По общему правилу способ совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст. 141 УК РФ, не влияет на квалификацию деяния (за исключением случаев, предусмотренных ч.2, 3 ст. 141 УК РФ). Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование существенно затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссии.

В ч.2 ст. 141 УК РФ зафиксированы наиболее опасные способы и обстоятельства совершения данного преступления, отнесенные к его квалифицирующим признакам. Таковыми признаками являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение противоправных деяний, указанных в ч.1 комментируемой статьи, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения толковать, прежде всего, исходя из содержания примечаний к ст. 201 и 285 УК РФ о должностных лицах.

Данное преступление признается совершенным по предварительному сговору группой лиц или организованной группой тогда, когда в нем принимали участие не менее двух лиц, предварительно (т.е. до начала совершения преступления) договорившихся о совместном его совершении либо составляющих группу, организовавшуюся для совершения данного и других преступлений. При этом совершение такого преступления квалифицируется с учетом положений ч.2 и 3 ст. 35 УК РФ.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ч.2 ст. 32);
2) ФЗ «О референдуме Российской Федерации»;
3) ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
4) ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;
5) ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и др.

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 31.03.2011 N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
2) отграничение административного правонарушения по ст. 5.16 КоАП РФ (подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах) от состава преступления в виде подкупа избирателей или участников референдума (по п.»а» ч.2 ст. 141 УК РФ) имеет оценочный характер. Поскольку отдельные факты подкупа единичных избирателей, участников референдума не могут повлиять на итоги голосования в целом, они могут расцениваться как административное правонарушение, а в случае подкупа значительного круга избирателей, участников референдума наступает уголовная ответственность (см. Бюллетень судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях (второй квартал 2008 года).

________________
URL: http://www.ekboblsud.ru/sudpr_det.php?srazd=10&id=28&page=4.

Консультации и комментарии юристов по ст 141 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 141 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к Ст. 141 УК РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В этой связи уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.

2. Объективная сторона основного состава преступления выражается в виде совершения следующих альтернативных действий: 1) воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; 2) нарушения тайны голосования; 3) воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например, не допуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, а также ее отдельных членов, может состоять в непредоставлении комиссии помещений, притеснении членов избирательных комиссий на основном месте работы. Воспрепятствование может также выражаться и в необоснованном отказе в регистрации кандидата либо снятии его с регистрации и т.п. Способ совершения преступления не влияет на квалификацию деяния, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи. Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссий.

Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, и иных действиях.

3. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения указанных в законе действий.

4. Квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 2 комментируемой статьи) предусматривает в качестве обязательного объективного признака способы его совершения — 1) подкуп, 2) обман, 3) принуждение, 4) применение насилия, 5) угроза применения насилия.

Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод.

Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей.

Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие — физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким. Угроза насилием — психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

5. Объективными признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, являются: 1) вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства — требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума); 2) неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Перечисленные действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.

Функционирование ГАС «Выборы» регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (в ред. от 11.07.2011) . Достижение цели — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума — не является обязательным и находится за рамками состава преступления.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6247; 2010. N 19. Ст. 2291; 2011. N 29. Ст. 4291.

6. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения любого из действий, указанных в законе.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. В ч. 3 комментируемой статьи в качестве обязательного субъективного признака указана цель деяния — повлиять на решение избирательной комиссии или комиссии референдума.

9. В основном составе субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет; в квалифицированном — специальный — лицо, использующее для совершения преступления свое должностное или служебное положение.

Понятие должностного лица раскрыто в п. 1 примеч. к ст. 285 УК. Об использовании служебного положения см. коммент. к ст. 136.

10. Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав предусмотрена также и нормами гл. 5 КоАП. Разграничение между преступлением и иными правонарушениями следует осуществлять с учетом возможных в каждой конкретной ситуации последствий.

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к статье 141 Уголовного Кодекса РФ

1. Статьей 32 Конституции РФ гражданам РФ гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Избирательные права граждан РФ и порядок работы избирательных комиссий определяются Федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

2. Объективная сторона этого преступления включает в себя действия (бездействие), которыми нарушаются избирательные права граждан и работа избирательных комиссий: 1) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав и прав на участие в референдуме (невключение, отказ от включения лица в список избирателей, отказ избирателю в ознакомлении со списками избирателей, препятствование выдвижению кандидата, предвыборной агитации, наблюдению за проведением выборов и работой избирательных комиссий (включая установление итогов голосования и определение результатов выборов), а также препятствование совершению других избирательных действий в порядке, установленном федеральным законодательством о выборах; 2) нарушение тайны голосования (вмешательство в заполнение бюллетеня или опросного листа, допуск в кабину или помещение для голосования других лиц во время нахождения там избирателя или лица, участвующего в референдуме, неисполнение обязанности принять меры к специальному оборудованию мест для голосования); 3) воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума (действия, лишающие или ограничивающие возможности этих комиссий осуществлять их деятельность в рамках полномочий, определенных федеральным законодательством о выборах в Российской Федерации).

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 141 УК, включает в себя также бездействие, т.е. неисполнение органами, учреждениями, их должностными лицами, а также организациями возложенных на них федеральным законодательством о выборах и референдуме обязанностей оказывать содействие избирательным комиссиям и комиссиям по проведению референдума в осуществлении их полномочий (см., например, п. п. 7 и 8 ст. 18 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

Преступление является оконченным с момента совершения неправомерных действий (бездействия).

3. Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 141 УК, не требует наличия специальных признаков.

4. Субъективная сторона данного преступления предполагает наличие прямого умысла.

Мотив и цель нарушения избирательных прав граждан не влияют на квалификацию преступления по этой статье УК. Деяния, предусмотренные ст. 141 УК и совершенные по мотивам дискриминации, должны квалифицироваться по совокупности ст. ст. 136 и 141 УК.

5. Квалифицирующими признаками ч. 2 ст. 141 УК являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 этой статьи, группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

Подкуп — предоставление (или обещание) имущественной выгоды в денежном выражении или в натуре (в виде подарков) как избирателям, так и членам избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума за совершение любых избирательных действий.

Обман — введение в заблуждение, предоставление ложной информации о кандидатах, порядке и сроках проведения предвыборной кампании и выборов, а также предоставление избирателю ложной информации при осуществлении им своих избирательных прав. Под обманом понимается также намеренное сокрытие информации, обеспечивающей гласность выборов и референдума, а также полную осведомленность их участников.

Принуждение — оказание психологического давления путем угрозы наступления неблагоприятных последствий, создания условий для их наступления, запретов, распоряжений и т.п.

Насилие — причинение побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также совершение других насильственных действий, препятствующих свободному волеизъявлению избирателей и осуществлению избирательными комиссиями и комиссиями по проведению референдума их полномочий.

Использование служебного положения следует толковать исходя из содержания примечаний к ст. ст. 201 и 285 УК.

Совершение этого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой квалифицируется с учетом положений ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК.

6. В ч. 3 ст. 141 УК предусматривается ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством РФ. Способы вмешательства, а также вопросы, вмешательство в решение которых с использованием должностного или служебного положения является наказуемым по ст. 141 УК, описаны в ч. 3 этой статьи.

Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

Новая редакция Ст. 141 УК РФ

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к Статье 141 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве гарантированного Конституцией свободного и равного осуществления гражданином своего избирательного права, права на участие в референдуме (см. ч. 2 ст. 32 Конституции, ст. 5 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Наряду с гражданами Российской Федерации правом на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, могут обладать иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования (см. п. 10 ст. 4, п. 3 ст. 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

Комментируемая статья состоит из трех частей, отражающих основные альтернативные (ч. 1 и 3) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления. Основные альтернативные составы преступления выражают общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1) и средней (ч. 3) тяжести. Квалифицированный состав описан в ч. 2 и раскрывает умышленные общественно опасные деяния, входящие в категорию преступлений средней тяжести.

2. Основной объект преступного посягательства — конституционное право гражданина на реализацию своего избирательного права или права на участие в референдуме. Факультативными объектами могут быть установленная законом деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума, а также неприкосновенность личности, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия. Активное преступное поведение возможно, в частности, в отмене регистрации кандидата [или избирательного блока] , нарушении общественного порядка на избирательном участке, закрытии избирательного участка. Пассивное преступное поведение может найти выражение, например, в нерегистрации кандидата [или избирательного блока], необеспечении тайны голосования, невыдачи бюллетеня для голосования.
———————————
В коммент. к ст. 141 — 142 в квадратные скобки заключены слова, которые согласно ФЗ от 21.07.2005 N 93-ФЗ по истечении шести лет после дня вступления в силу указанного ФЗ должны быть исключены.

3.1. Неправомерное вмешательство в осуществление избирательной комиссией (комиссией референдума) ее полномочий и работу ГАС «Выборы» возможно посредством лишь активного преступного поведения.

4. Гражданин, осуществляющий избирательные права, участвующий в референдуме — лицо, наделенное правом в соответствии с законом избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а равно голосовать по вопросам референдума.

Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, не достигшие установленного для этого законом возраста (в частности, 18 лет для осуществления активного избирательного права, голосования по вопросам референдума), признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. ч. 3 ст. 32 Конституции, п. 1, 3, 8 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

4.1. Избирательные права гражданина — его конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти или органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях (ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

4.2. Референдум и свободные выборы — формы прямого волеизъявления граждан, высшее непосредственное выражение власти народа. Референдум являет собой всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений (см. ч. 3 ст. 3 Конституции, ст. 1, 4, 6 ФКЗ от 28.06.2004 N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2006) , ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
———————————
СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710; РГ. N 1. 2007.

5. Тайна голосования на выборах или референдуме призвана исключить возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (см. ст. 7 Закона об основных гарантиях избирательных прав). Нарушение тайны голосования может быть выражено в необорудовании кабин или специальных мест для тайного голосования, в отсутствии стационарных ящиков для голосования (технических средств подсчета голосов), в неопечатывании (неопломбировании) ящиков для голосования.

6. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме предполагает создание помех гражданину в осуществлении им своего активного или пассивного избирательного права или права на участие в референдуме, недопущение осуществления им этого права. Данное воспрепятствование может выразиться, например, в отказе регистрации претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе государственной власти в качестве кандидата, в недопущении гражданина на избирательный участок или участок референдума, в отказе выдачи ему избирательного бюллетеня или бюллетеня для голосования на референдуме.

7. Воспрепятствование работе избирательной комиссии, комиссии референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, заключается в создании помех в осуществлении указанной работы (деятельности) в ходе подготовки и проведения выборов или референдума, в незаконном прекращении этой работы (деятельности). Такое воспрепятствование возможно, в частности, в нарушении общественного порядка на избирательном участке, в срыве доставки бюллетеней для голосования либо иных документов избирательной комиссии или комиссии по проведению референдума, в угрозах в адрес члена избирательной комиссии или комиссии референдума в связи с осуществлением им своих обязанностей.

7.1. Избирательная комиссия (комиссия референдума) — коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов (референдума). В Российской Федерации имеют место ЦИК РФ (при подготовке и осуществлении референдума действует в качестве Центральной комиссии референдума РФ), избирательные комиссии субъектов РФ (при подготовке и осуществлении референдума действуют в качестве комиссий субъектов РФ по проведению референдума), избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) комиссии, участковые комиссии (ст. 2, 20 Закона об основных гарантиях избирательных прав, ст. 24 и следующие ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»).

7.2. Членом избирательной комиссии (комиссии референдума) является лицо, осуществляющее полномочия по подготовке и проведению выборов (референдума) в статусе председателя, заместителя председателя, секретаря, члена комиссии с правом решающего голоса, члена комиссии с правом совещательного голоса.

8. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрены квалифицирующие признаки, наличие хотя бы одного из которых при совершении рассматриваемых в ч. 1 общественно опасных деяний влечет назначение более сурового наказания. Такие признаки получили отражение в следующих способах преступного поведения: а) подкуп; б) обман; в) принуждение; г) применение насилия; д) угроза применения насилия; е) использование служебного положения; ж) совершение указанных деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

8.1. Подкупить в контексте п. «а» ч. 2 означает заинтересовать лицо предоставлением материальных благ, выгод или услуг имущественного характера для осуществления им определенного поведения в пользу подкупающего. Обмануть — намеренно ввести лицо в заблуждение для осуществления виновным своего преступного замысла. Активный обман заключается в преднамеренном сообщении заведомо ложных сведений; пассивный — в умолчании о юридически значимых фактах, сообщить которые виновное лицо было обязано. Принудить — заставить лицо путем создания естественных или искусственных обстоятельств (препятствий) выполнить преступную волю виновного.

8.2. Применение насилия (п. «а» ч. 2) предполагает физическое воздействие на потерпевшего, которое может выразиться в ограничении его свободы, выкручивании или связывании рук, нанесении побоев, причинении легкого или средней тяжести вреда его здоровью. Угроза применения насилия означает психическое воздействие на потерпевшего с тем, чтобы продемонстрировать свою готовность к оказанию на него физического воздействия.

8.3. Использование лицом своего служебного положения (п. «б» ч. 2) предполагает реализацию этим лицом для облегчения совершения преступления предоставленных по службе полномочий, а равно использование своего профессионального статуса.

8.4. О совершении преступного деяния группой лиц по предварительному сговору (п. «в» ч. 2) см. в п. 3 коммент. к ст. 35.

8.5. Организованная группа (п. «в» ч. 2) — см. п. 7 коммент. к ст. 35.

9. В ч. 3 коммент. статьи закреплен состав преступления альтернативный составу, описанному в ч. 1, и предусматривающий УО: а) за неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы»; б) за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах. В последнем случае вмешательство может быть выражено в требовании или указании должностного лица (см. примечания к ст. 285) по вопросу регистрации кандидата, списка кандидатов, [избирательных блоков,] подсчета голосов избирателей (участников референдума), а также по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии (комиссии референдума).

Круг полномочий указанных комиссий определен, в частности, ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Законом об основных гарантиях избирательных прав.

9.1. ГАС «Выборы» предназначена для реализации информационных процессов при подготовке и проведении выборов и референдума, обеспечения деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума, а также для решения иных задач в порядке, установленном законодательством (см. п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 5 ФЗ от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» ).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172.

Неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы» может быть выражено, например, в изменении специалистом, обеспечивающим эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии или комиссии референдума, данных о регистрации (учете) избирателей или участников референдума, о количестве голосов избирателей или участников референдума, о результатах выборов или референдума.

10. По законодательной конструкции составы преступления, закрепленные в ч. 1 и 3 коммент. статьи, являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент произведения действия или осуществления бездействия по указанным воспрепятствованию, вмешательству независимо от наступления материального общ. опасного последствия. Квалифицированный состав преступления (ч. 2 коммент. статьи) — формально-материальный.

11. Диспозиции статьи имеют ссылочный характер (иные авторы именуют его бланкетным), поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылают правоприменителя к конституционным и федеральным законам о выборах и референдуме, в частности, к ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», к Закону об основных гарантиях избирательных прав.

12. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Для квалификации деяния как преступления по ч. 3 коммент. статьи обязательной может стать цель преступного поведения — повлиять на решения избирательной комиссии или комиссии референдума.

13. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. В некоторых случаях субъект может быть наделен дополнительным (специальным) признаком: а) занимать служебное (в том числе должностное) положение (п. «б» ч. 2, ч. 3); б) являться участником преступной группы (п. «в» ч. 2).

Другой комментарий к Ст. 141 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона (ч. 1) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме может выражаться в незаконном воспрепятствовании осуществлению как активного (например, отказ включить гражданина в избирательные списки, списки референдума, отказ выдать открепительное удостоверение и т.д.), так и пассивного избирательного права или права на участие в референдуме (например, отказ в принятии документов для выдвижения кандидата, отмена регистрации кандидата и т.д.).

Под нарушением тайны голосования следует понимать контроль или возможность контроля за волеизъявлением гражданина (например, отсутствие кабинок для голосования, нумерация бюллетеней и т.п.).

Воспрепятствование деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может иметь место в отношении члена соответствующей комиссии как с решающим, так и с совещательным голосом.

2. В ч. 3 предусмотрена ответственность за вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией или комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах. Исчерпывающий перечень действий, признаваемых таковым вмешательством, указан в статье; и за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Смотрите еще:

  • Ст 129 ч 2 коап рф Превышение скорости на 21-40 км/час Проверка и оплата штрафов ГИБДД Проверяем информацию о штрафах, пожалуйста, подождите несколько секунд Если при управлении транспортным средством […]
  • Отказ от иска частично Отказ от иска частично В Арбитражный суд Омской области Истец: Товарищество собственников жилья "Дом со шпилем" 644010, г. Омск, Пр. К. Маркса, 29 Ответчик: Закрытое акционерное общество […]
  • Александр леонов адвокат Леонов Александр Сергеевич Основные данные: При добавлении отзыва на страницу Леонов Александр Сергеевич, постарайтесь быть объективными. Любой комментарий проходит проверку модераторов, […]
  • Встать в очередь в детский сад красногорск Запись ребенка в детский сад в Красногорске Чтобы оформить ребенка в детский сад, нужно встать в электронную очередь и получить направление на место в садике. При подаче заявления можно […]
  • Встать в очередь в детский сад в люберцах Запись ребенка в детский сад в Люберцах Чтобы оформить ребенка в детский сад, нужно встать в электронную очередь и получить направление на место в садике. При подаче заявления можно […]
  • Приставы наложили арест на земельный участок Могут ли судебные приставы арестовать земельный участок? В каком случае судебные приставы могут арестовать или забрать по суду земельный участок? Земельный участок оформлен на должника. На […]