Уголовный кодекс о защите информации

Ответственность за правонарушения в сфере защиты информации

Нарушение требований по защите информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

В случае, если распространение определённой информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несёт лицо, оказывающее услуги:

  • либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии её передачи без изменений и исправлений;
  • либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Данные мероприятия за правонарушения в области защиты информации устанавливают нормативные правовые акты и предусматривают следующие виды ответственности:

  • дисциплинарную (замечание; выговор; увольнение) Трудовой кодекс РФ, ст. 192 (ФЗ 2001 г.№ 197-ФЗ)
  • гражданскую (возмещение причинённого ущерба) Гражданский кодекс РФ (ст. 15, 16) ФЗ «О защите прав потребителя» (ФЗ 1999 г. № 2-ФЗ)
  • административную (предупреждение, административный штраф) КоАП (от 30.12.2001 г. №195-ФЗ) (ст.13.11-13.14) Трудовой кодекс РФ (от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ) (ст. 57, 86, гл. 39 и др.) ФЗ «О защите прав потребителя»
  • уголовную (штраф, лишение свободы) Уголовный кодекс РФ (от 13.06.1996 г. №63-ФЗ) (ст.138, 140, 183, 238, гл. 28 (ст. 272-274) и др.)

Наказание по Кодексу об Административных Правонарушениях

Главная | Уголовный кодекс РФ | Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации

1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:

Примерный перечень нормативных актов РФ, связанный с защитой информации

Законы Российской Федерации, связанные с защитой информации и обеспечением конфиденциальности государственной тайны, служебной или персональной информации

О персональных данных (Закон РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г.) (ред. от 04.06.2014)

О лицензировании отдельных видов деятельности (Закон РФ №99-ФЗ от 27.04.11г. в редакции от 06.12.2007)

Об электронной цифровой подписи (Закон РФ №63-ФЗ от 30.03.11г.)

О техническом регулировании (Закон РФ №184-ФЗ от 27.12.02г. с изменениями и дополнениями)

Законы, предписывающие обеспечивать конфиденциальность государственной, служебной и коммерческой тайны

Уголовный кодекс РФ (Закон РФ №63-ФЗ от 3.06.96г. с изменениями и дополнениями)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями от 06.08.2014)

Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.06.2014)

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (с изменениями. от 01.07.2014)

Административный кодекс (Закон РФ №195-ФЗ от 30.12.01г. с изменениями и дополнениями)

О государственной тайне (Закон РФ №5485-1-Ф3 от 21.06.93г. с изменениями и дополнениями)

О коммерческой тайне (Закон РФ №98-ФЗ от 29.07.04г. (ред. от 11.07.11))

О системе государственной службы РФ (Закон РФ №58-ФЗ от 27.05.03г.)

О банках и банковской деятельности (Закон РФ №395 от 2.12.90г. с изменениями и дополнениями)

О средствах массовой информации (Закон РФ от 27.12.91г. с изменениями)

О связи (Закон РФ №126-ФЗ от 07.07.03г.(ред.02.04.14))

Постановления Правительства РФ

О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (Постановление Правительства РФ №35 от 5.12.91 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 №731)

Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами (Постановление Правительства РФ №313 от 16.04.12)

Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (Постановление Правительства РФ №1119 от 01.11.2012г.)

О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданию средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (Постановление Правительства РФ №333 от 15.04.95 с изменениями)

О сертификации средств защиты информации (Постановление Правительства РФ №608 от 26.06.95 с изменениями)

Указы Президента РФ

О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена (Указ Президента РФ №351 от 17.03.08)

Об утверждении концепции национальной безопасности (Указ Президента РФ №537 от 10.01.00)

О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области защиты информации (Указ Президента РФ №334 от 03.04.95)

Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (Указ Президента РФ №1203 от 30.11.95, ред. от 19.03.2013г.)

Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (Указ Президента РФ №1661 от 17.12.11)

Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера (Указ Президента РФ №188 от 6.03.97)

О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (Распоряжение Президента РФ №151-рп от 16.04.05)

О внесении изменений в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный указом президента российской федерации (Указ Президента РФ №1661 от 17 декабря 2011 г.)

Документы ФСБ/ФАПСИ

Положение о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)

Система сертификации средств криптографической защиты информации от 23.10.93г.

Документы ФСТЭК/Гостехкомиссии

Положение «О государственном лицензировании деятельности в области защиты информации»

Положение «О сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации»

Положение «По аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации»

РД «Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации»

РД «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация АС и требования по защите информации»

РД «Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения»

РД «Временное положение по организации разработки, изготовления и эксплуатации программных и технических средств защиты информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах и средствах вычислительной техники»

РД «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации»

РД «Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации»

РД «Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей»

Законы Украины о защите информации

Прежде чем говорить об Украине, отметим, что ответственность пользователя за правонарушения при работе с конфиденциальной информацией, компьютерами и компьютерной информацией в развитых странах узаконена уже давно. Кратко перечислим некоторые законы, наиболее ярко освещающие данную юридическую сферу:

В США – «Закон о безопасности компьютерных систем» 1987г., «Акт о злоупотреблениях с использованием ЭВМ» 1986г., «Закон о свободе информации», «Закон о защите вычислительных средств небольших фирм и образования», «Закон о соблюдении тайн» 1974г., «Закон о финансовых тайнах «, «Закон об авторском праве», «Конституция США» 1787г.

В Канаде – «Закон о компьютерных и информационных преступлениях» 1985г.

Во Франции – «Закон об информатике, картотеках и свободах» 1978г.

В Великобритании – «Закон о защите информации » 1984г., «Статус Анны» 1788г.

В Германии – «Закон о дальнейшем развитии электронной обработки и защите данных» 1990г., «Уголовный кодекс» 1986г., «Закон о хозяйственной преступности» 1986г., «Федеральный закон об охране данных» 1978г.

В Австрии – «Закон о неразглашении персональных данных».

Поскольку массовая информатизация и компьютеризация началась в Украине с опозданием лет на 15, а традиция уважать чужие секреты и чтить чужую интеллектуальную собственность не появилась и поныне, то и законодательство в этой сфере заметно слабее западного. Такая ситуацияхарактерна для большинства стран бывшего СССР, и правовые акты в этой сфере у бывших союзных республик довольно схожи. Поскольку в Украине законов о защите информации не очень много, мы имеем возможность конспективно привести главные мысли каждого из них:

Закон «Про жформашю» №2657 от 2.10.1992.

Декларирует общие принципы получения, использования, распространения и хранения информации, закрепляет право личности на информацию во всех сферах жизни. Определяет статусы участников информационных отношений, регулирует доступ к информации и обеспечивает ее охрану, защищает личность и общество от недостоверной информации. Документ являются идеологической основой для всех последующих документов в сфере защиты информации.

Закон «Про державну таемницю» №3855-12 от 21.01.1994. Регламентирует информационные отношения, связанные с доступом к государственной секретной информации:

• Государственную тайну могут составлять сведения из сферы обороны, экономики, межгосударственных отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка.

• Запрещается засекречивать в любой форме сведения о стихийных бедствиях, катастрофах, экологии, уровне благосостояния народа, состоянии правопорядка, о незаконных действиях органов власти, а также любые другие сведения, засекречивание которых нарушает конституционные права и свободы граждан.

• Информация засекречивается государственными экспертами по вопросам секретов, которыми являются президент, спикер парламента, премьер-министр, а также специально назначенные президентом должностные лица.

• Негосударственные структуры, которые намерены работать с информацией, составляющей государственную тайну, должны лицензироваться Государственным комитетом по вопросам госсекретов. • При соблюдении целого ряда формальностей человек по служебной необходимости может получить допуск к информации, составляющей государственную тайну. При этом он проверяется компетентными органами на благонадежность, ограничивается в некоторых правах и дает подписку о неразглашении полученных сведений. В исключительных случаях допуск может быть оформлен на иностранца.

Закон «Про захист тформацм в автоматизованих системах» №81/94-ВС от 05.07.1994. Дает определения основных терминов в сфере автоматизированных систем (АС), регламентирует отношения между сторонами в процессе обработки информации в АС, устанавливает общие требования к защите информации в АС, порядок межгосударственных отношений в сфере защиты информации в АС:

• Субъектами отношений в процессе обработки информации в АС являются владелец информации, владелец АС, пользователь информации, пользователь АС.

• После процесса обработки информации в АС, полученный продукт является собственностью пользователя АС, который ее обработал, если другое не предусмотрено договором между ним и владельцем информации.

• Если владельцем обрабатываемой информации является государство, то владелец АС должен обеспечить защиту информации согласно государственным стандартам.

• Владелец АС является ее администратором и организатором работы пользователей АС. Владелец АС обязан информировать владельца информации и пользователя АС про методы общения с АС, а также методы защиты информации в его системе.

• Защита информации в АС обеспечивается программными, аппаратными и другими средствами, которые должны сертифицироваться, если на них планируется обрабатывать государственную информацию секретного характера.

• Лица, виновные в утере информации вследствие неграмотного построения систем защиты АС, несут дисциплинарную, административную, уголовнуюответственность либо материально компенсируют нанесенный ущерб.

Положение «Про техжчний захист тформацп в УкраТн!»

(утвержденное Указом Президента Украины от 27.09.1999г. №1229/99) раскрывает порядок технической защиты информации (ТЗИ), являющейся важной для государства, общества и личности, охрана которой обеспечивается государством в соответствии с законодательством. Под технической защитой информации понимается деятельность, направленная на обеспечение инженерно-техническими мерами конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Под конфиденциальностью информации понимается способность информации быть защищенной от несанкционированного ознакомления, под целостностью -способность информации быть защищенной от несанкционированного искажения, разрушения или уничтожения, под доступностью – способность информации быть защищенной от несанкционированного блокирования.

Главным органом по осуществлению государственной политики технической защиты информации определен Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации (ДСТСЗИ) Службы безопасности Украины, который является преемником Государственного комитета по вопросам государственных секретов, выполнявшего до этого функции технической защиты. Данным Положением регламентируются все основные вопросы, связанные с организацией технической защиты информации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах управления Вооруженных Сил Украины и т.д. (органах, в отношении которых осуществляется ТЗИ). Среди них организационно-технические принципы, порядок

осуществления мер по технической защите информации, порядок организации контроля в этой сфере. • В положении определены задания ДСТСЗИ, задания органов, в отношении которых осуществляется ТЗИ, причем к сфере компетенции последних относится обеспечениетехнической защиты информации в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по вопросам ТЗИ, издание в пределах своих полномочий нормативно-правовых актов сферы ТЗИ, осуществление контроля за состоянием ТЗИ.

• К основным заданиям иных субъектов системы ТЗИ, определенных в Положении, относятся исследование угроз информации на объектах, функционирование которых связано с информацией, подлежащей охране; создание и производство средств обеспечения ТЗИ; разработка, внедрение, сопровождение комплексов ТЗИ; повышение квалификации специалистов сферы ТЗИ.

• Разработка, внедрение, аттестация и эксплуатация комплексов ТЗИ для собственных нужд осуществляется соответствующими подразделениями органов, в отношении которых осуществляется ТЗИ или предприятиями, учреждениями, организациями, на которые в установленном порядке возложено обеспечение ТЗИ, при наличии у них соответствующего разрешения. Оценка защищенности информации осуществляется путем аттестации или экспертизы комплексов ТЗИ, а также инспекционных проверок.

Положение «Про порядок зд!йснення криптограсЫчного захисту тформацн в Укра’Гт», утвержденное Указом Президента Украины № 505 от 22.05.98г. (с изменениями, внесенными Указами от 15.09.98г. № 1019 и № 1229 от 27.09.99г.) определяет порядок осуществления

криптографической защиты информации и ограниченным доступом, разглашение которой может причинить вред государству, обществу или личности.

• Государственную политику в сфере криптографической защиты реализует Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации Службы безопасности Украины (далее Департамент).

• Государственные организации создают, покупают, продают, ввозят, вывозят, используют криптосистемы по согласованию с Департаментом. Подобная деятельность негосударственных структур, имеющих соответствующую лицензию, осущег гвляется на основе действующего законодательства. • Информация, содержащая государственную тайну, должна защищаться разрешенными криптосистемами, находящимися в государственной собственности и имеющими сертификат соответствия. Служебная информация может защищаться криптосистемами любой собственности.

• Пользователи допускаются к работе с криптосистемами только при наличии у них допуска к государственную тайне.

• Министерства и другие органы центральной власти издают свои инструкции на основе данного Положения.

• Ответственность за нарушение Положения наступает в соответствии с действующим законодательством.

Инструкция «Про условия и правила проведения предпринимательской деятельности (лицензионные условия). связанной с разработкой. изготовлениеМл ввозом, вывозом, реализацией и использованием средств криптографической защиты информации, а также с предоставлением услуг по криптографической защите информации. и контроль за их соблюдением». утвержденное приказом Лицензионной палаты Украины и Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации Службы безопасности Украины (далее Департамент) № 104/81 от 17.11.98г.

• Распространяются на все объекты предпринимательской деятельности, работающие в данной сфере, вне зависимости от формы хозяйствования и формы собственности.

• Лицензии выдает Департамент при соблюдении фирмой, претендующей на лицензию следующих требований:

– обеспечивать требуемый режим секретности;

– иметь штатный персонал необходимой численности и квалификации;

– иметь необходимые производственные мощности и площади, нужный измерительный инструмент;

– надлежащую эксплуатационную документацию, графики технического обслуживания аппаратуры;

– вести полный учет проводимых работ, хранить аппаратуру в надлежащих условиях;

• Информация, содержащая государственную тайну, должна защищаться разрешенными криптосистемами, находящимися в государственной собственности и имеющими сертификат соответствия. Служебная информация может защищаться криптосистемами любой собственности.

• Пользователи допускаются к работе с криптосистемами только при наличии у них допуска к государственную тайне.

• Министерства и другие органы центральной власти издают свои инструкции на основе данного Положения.

• Ответственность за нарушение Положения наступает в соответствии с действующим законодательством.

Инструкция «Про условия и правила проведения предпринимательской деятельности (лицензионные условия). связанной с разработкой. изготовлениеМл ввозом, вывозом, реализацией и использованием средств криптографической защиты информации, а также с предоставлением услуг по криптографической защите информации. и контроль за их соблюдением». утвержденное приказом Лицензионной палаты Украины и Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации Службы безопасности Украины (далее Департамент) № 104/81 от 17.11.98г.

• Распространяются на все объекты предпринимательской деятельности, работающие в данной сфере, вне зависимости от формы хозяйствования и формы собственности.

• Лицензии выдает Департамент при соблюдении фирмой, претендующей на лицензию следующих требований:

– обеспечивать требуемый режим секретности;

– иметь штатный персонал необходимой численности и квалификации;

– иметь необходимые производственные мощности и площади, нужный измерительный инструмент;

– надлежащую эксплуатационную документацию, графики технического обслуживания аппаратуры;

– вести полный учет проводимых работ, хранить аппаратуру в надлежащих условиях;

– допускать полномочных представителей Департамента на свою территорию и предоставлять всю необходимую документацию;

– немедленно информировать Департамент о событиях, которые могут способствовать утечке конфиденциальной информации о секретных работах предприятия;

– информировать Департамент о смене профиля деятельности.

• Контроль выполнения лицензионных условий осуществляется Департаментом и Лицензионной палатой планово не чаще 1 раза в год и дополнительно по возникновению необходимости.

• В случае- нарушения лицензионных условий, выдается распоряжение . на устранение недостатков или приостанавливается лицензия (в письменной форме не позже 5 дней со времени принятия решения). При повторном или грубом нарушении лицензия может быть аннулирована.

• Лицензия может быть восстановлена на основе акта контрольной проверки.

Уголовный кодекс Украины – имеет ряд статей, регламентирующих ответственность за разглашение или кражу секретной информации как обычными, так и электронными средствами:

Статья 57. Шпионаж. Передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, которые содержат государственную либо военную тайну, осуществленную иностранцем или лицом без гражданства в ущерб интересам Украины, наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет с конфискацией имущества.

Статья 87. Разглашение государственной тайны.

Разглашение сведений, которые составляют

государственную тайну, лицом, которому эти сведения были доверены либо стали известны по служебной необходимости, при отсутствии признаков государственной измены илишпионажа, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. Те самые действия, если они повлекли за собой тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

Стаття 68-1. Передача иностранным организациям сведений, которые составляют служебную тайну.

Передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям экономических, научно-технических или других сведений, которые составляют служебную тайну, лицом, которым эти сведения были доверены или стали известны по служебной необходимости, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или исправительными работами на срок до 2 лет, или штрафом до 5,5 официально установленных минимальных размеров зарплаты. Те же действия, если они повлекли за собой большой материальный ущерб предприятий, организаций и учреждений или причинили другие тяжкие последствия – наказывается лишением свободы на срок до 8 лет.

Статья 136. Нарушения авторских прав. Выпуск под своим именем или другое присваивание авторства на чужое произведение науки, культуры и искусства, незаконное копирование и распространение такого произведения -наказывается исправительными работами на срок до 2 лет или штрафом от 50 до 100 минимальных размеров зарплаты.

Статья 137. Нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности. Присвоение авторства на чужое открытие, изобретение, полезную модель, промышленный образец или рационализаторское предложение или разглашение их содержания без согласия автора до их официальной публикации – наказывается исправительными работами на срок до 2 лет или штрафом в размере 30 минимальных размеров зарплатышпионажа, наказывается лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. Те самые действия, если они повлекли за собой тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 8 лет.

Стаття 68-1. Передача иностранным организациям сведений, которые составляют служебную тайну.

Передача или собирание с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям экономических, научно-технических или других сведений, которые составляют служебную тайну, лицом, которым эти сведения были доверены или стали известны по служебной необходимости, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или исправительными работами на срок до 2 лет, или штрафом до 5,5 официально установленных минимальных размеров зарплаты. Те же действия, если они повлекли за собой большой материальный ущерб предприятий, организаций и учреждений или причинили другие тяжкие последствия – наказывается лишением свободы на срок до 8 лет.

Статья 136. Нарушения авторских прав. Выпуск под своим именем или другое присваивание авторства на чужое произведение науки, культуры и искусства, незаконное копирование и распространение такого произведения -наказывается исправительными работами на срок до 2 лет или штрафом от 50 до 100 минимальных размеров зарплаты.

Статья 137. Нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности. Присвоение авторства на чужое открытие, изобретение, полезную модель, промышленный образец или рационализаторское предложение или разглашение их содержания без согласия автора до их официальной публикации – наказывается исправительными работами на срок до 2 лет или штрафом в размере 30 минимальных размеров зарплаты

Уголовный кодекс Российской Федерации

Операции с документом

ГЛАВА 28. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации
1. Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет (В редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ).
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, —
наказывается штрафом в размере от стадо трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет (В редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ).

Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ
1. Создание программ для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомо приводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равно использование либо распространение таких программ или машинных носителей с такими программами —
наказываются лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев (В редакции Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ).
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети
1. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред, —
наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до четырех лет.

Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
13 июня 1996 г.
№ 63-ФЗ

Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Операции с документом

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации

1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Статья 6. Обладатель информации

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 11. Документирование информации

1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

2. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

3. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

5. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий

1. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Статья 13. Информационные системы

1. Информационные системы включают в себя:

1) государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

2. Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы.

3. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

4. Установленные настоящим Федеральным законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

5. Особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.

6. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Статья 14. Государственные информационные системы

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

2. Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления — Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем.

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.

Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей

1. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.

3. Использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

4. Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.

5. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

6. Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,

3) реализацию права на доступ к информации.

2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1)либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609);

2) Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3347);

3) статью 16 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) статью 21 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700);

5) статью 39 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Смотрите еще:

  • Срок подачи декларации на возмещение ндфл при покупке квартиры Сроки подачи декларации 3-НДФЛ на налоговые вычеты. Так как наш сайт посвящен только получению налоговых вычетов (имущественных, социальных и стандартных), то срок подачи декларации 3-НДФЛ […]
  • Смежные права публикации Интеллектуальная собственность в России и за рубежом Объекты смежных прав В главе «Объекты смежных прав» Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете, какие результаты […]
  • Встать в очередь в детский сад в люберцах Запись ребенка в детский сад в Люберцах Чтобы оформить ребенка в детский сад, нужно встать в электронную очередь и получить направление на место в садике. При подаче заявления можно […]
  • Новая почта программа лояльности регистрация Клубная карта Новая Почта О программе «ЗБІЛЬШУЙ МОЖЛИВОСТІ» Программа «ЗБІЛЬШУЙ МОЖЛИВОСТІ» - это вознаграждение активных клиентов Компании «Новая Почта», другими словами – это комплекс […]
  • Встать в очередь в детский сад красногорск Запись ребенка в детский сад в Красногорске Чтобы оформить ребенка в детский сад, нужно встать в электронную очередь и получить направление на место в садике. При подаче заявления можно […]
  • Госпошлина на повторное свидетельство о рождении 2018 Особенности оформления свидетельства о рождении Свидетельство о рождении ребенка – это основной документ, удостоверяющий его личность и принадлежность к российскому гражданству. На его […]