Запрет смс рекламы закон

Содержание:

Борьба со спамом: кого наказывать за надоедливые SMS-рассылки

В Раде предлагают запретить незаконные рассылки и привлечь мобильных операторов к ответственности

В Раде появился новый законопроект, согласно которому предлагается штрафовать мобильных операторов за рассылку спама. Сайт «Сегодня» разбирался, кто же действительно должен отвечать за засилье спама, и что по этому поводу думают все участники коммуникации.

Что говорится в законопроекте

Законопроект №7043, который предусматривает борьбу с телефонным спамом, был зарегистрирован в Верховной Раде 28 августа. Его автор, Борислав Береза, говорит, что по результатам опроса, который он проводил себя на странице в Facebook, навязчивая реклама в SMS очень раздражает украинцев.

«Тогда я пообещал разработать и подать законопроект, который бы защитил нас от нежелательного вмешательства в нашу жизнь и прекратил использование наших персональных данных без нашего разрешения» ­– добавил Береза.

Сейчас предлагается внести изменение в Закон Украины «Про телекоммуникации». В пояснительной записке к законопроекту говорится, что его главная цель – это внедрение механизма защиты абонента телекоммуникационных услуг от несанкционированных электронных текстовых или мультимедийных сообщений с последующим использованием их контактных данных и возможностью использования этой информации в мошеннических целях.

Также законопроект предусматривает административную ответственность и штрафы для телефонных операторов:

– за несанкционированную рассылку спама операторы будут обязаны возместить прямые и косвенные убытки абоненту и заплатить штраф от 30 до 40 (510-680 грн) необлагаемых доходов граждан;

– в случае повторного нарушения в течение года, штраф составит от 50 до 100 (850- 1700 грн) необлагаемых доходов.

Как это комментируют операторы связи

Насколько этот законопроект будет эффективным – сказать сложно. С одной стороны, проблема со спамом, который постоянно приходит на мобильные телефоны и предлагает заказать такси подешевле или купить билеты на концерт, действительно существенно раздражает. С другой стороны, спам приходит не по вине мобильных операторов. Как рассказал нам Михаил Шуранов директор департамента по связям с общественностью одной из украинских телекоммуникационноных компаний, операторы не имеют права фильтровать сообщения, которые приходят абонентам.

«Необходимость упорядочить использование телеком возможностей и SMS и звонков в коммерческих целях без согласия абонентов однозначно присутствует. Однако, прежде всего, отметим, что операторы обязаны направлять все смс, переданные другими абонентами в адрес конкретного пользователя номера. Оператор не имеет права фильтровать входящие SMS (да и звонки) с целью определить, что попадает под определение «спам», а что нет. То есть, оператор в данном случае подобен стеклу в окне, через которое абонент видит внешний мир. И если там ему показывают что-то раздражающее, то стекло уж никак не виновато. Именно инициатор рассылки и должен нести ответственность за содержание высылаемых им сообщений. В свою очередь, некоторые операторы должны прекратить практику дифференцирования по цене рассылаемых бизнесами SMS», – объясняет ситуацию Шуранов.

В основном, спам приходит оттуда, где абоненты до этого оставляли свои контакты – банки, пиццерии, службы такси, различные конкурсы, акции и т.д. Поэтому при всей необходимости фильтровать сообщения, операторы не могут решать, что будет для человека важной информацией, а что спамом.

«Мы считаем, что ответственность за их содержание и за спам должны нести исключительно инициаторы таких рассылок. При жалобе абонента на их содержание суд должен будет привлекать авторов к ответственности. Такая форма борьбы будет эффективна», – говорит Шуранов.

В свою очередь, Максим Савченко, советник по регуляторным вопросам одного из украинских мобильных операторов, рассказал, что этот законопроект не поможет борьбе со спамом, т.к. не содержит нужных механизмов.

«Законопроект не содержит механизмов борьбы со спамом, а предлагает решать поставленную задачу исключительно путём внесения изменений в Закон Украины «Про телекоммуникации», налагая на операторов, провайдеров телекоммуникаций обязательства и санкции. Это нелогично и неоправданно, поскольку мобильная связь – лишь среда передачи информации, в то время, как генераторами рассылок являются поставщики продуктов и услуг», – комментирует ситуацию Савченко.

Отметим, в мировой практике со спамом борются иначе. Например, в США и Австралии есть специальные реестры «Do not call», куда человек вносит свой номер и устанавливает запрет на все рассылки, которые происходят без его согласия. Также существуют определенные правила и кодексы, которые обязывают получать у абонентов согласие перед тем, как присылать сообщения с рекламой.

«Следует отметить, что операторы телекоммуникаций в тесном сотрудничестве с национальным регулятором разработали изменения в Правила предоставления телекоммуникационных услуг для более эффективной борьбы со спамом, которые находятся на утверждении в КМУ», – подытожил Савченко.

Что по этому поводу думают люди

В соцсетях также обсуждают новый законопроект. Некоторые пользователи Facebook заявляют, что очень ждут, когда такой или подобный ему закон заработает, потому что непонятные поздравления, реклама и прочая рассылка, уже порядком надоели. Также часть пользователей считает, что именно операторы должны фильтровать спам и бороться с ним.

Эксперты же, как уже отмечалось, уверены, что хотя спама сейчас действительно очень много, и следует принимать меры для его искоренения, однако предложенный законопроект явно нуждается в доработке.

Запрет смс рекламы закон

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СМС-СПАМА?

Абонент может оградить себя от смс-спама, обратившись к компании-инициатору рассылки с требованием удалить его телефонный номер из ее базы данных. Если же компания не пойдет навстречу, то рекомендуется составить аргументированное заявление в Управление по защите прав потребителей. Такая категория дел будет также подведомственной Государственной службе Украины по вопросам защиты персональных данных, но на сегодняшний день этот орган только в процессе создания. Поэтому обращение в это ведомство пока будет малоэффективным.

Более простой способ для абонентов избавиться от спама: подать заявление через сайт Кодекса мобильного маркетинга. Затем все последующие действия – по вычислению инициатора смс-спама и удалению из его базы рассылки номера телефона пожаловавшегося абонента – берет на себя координатор проекта Кодекса мобильного маркетинга.

Законодательные акты, на которые может опираться абонент, желающий оградить себя от смс-спама – это Закон Украины «О защите прав потребителей». Согласно с п. 1 ст. 19 этого Закона запрещается нечестная предпринимательская практика. Такой деятельностью, в частности, считается деятельность (действия или бездействие), которая вводит потребителя в заблуждение или является агрессивной (содержит элементы принуждения, приставания, влияет или может повлиять на свободу выбора либо поведение потребителя относительно приобретения продукции). Как агрессивные запрещаются такие формы предпринимательской практики, как осуществление постоянных телефонных, факсимильных, электронных или иных сообщений без согласия потребителя.

В некоторых случаях пострадавшие абоненты могут опираться на Закон Украины «О рекламе». Так, согласно п. 1 ст. 15 этого закона при распространении рекламы услуг с использованием электросвязи, в том числе телефонной, текст рекламы должен содержать точную информацию о содержании рекламируемой услуги; стоимости рекламируемой услуги; возрастных и иных ограничениях, установленных законодательством и производителем услуги относительно круга потребителей, на которых направлена реклама; платное или бесплатное использование канала телефонной связи при предоставлении рекламируемой услуги и стоимость одной минуты телефонной связи при получении услуги в соответствующем регионе; полное имя, наименование, адрес поставщика рекламируемой услуги. Если какая-либо информация из причисленной отсутствует (что и происходит в большинстве случаев), то компания, осуществившая такую смс-рассылку, нарушила законодательство о рекламе.

Важно также упомянуть о Законе Украины «О защите персональных данных». В п. 6. ст. 6 этого закона указывается, что не допустима обработка (сбор, регистрация, накопление, хранение, адаптация, изменение, возобновление, использование и распространение, обезличивание, уничтожение) данных о физическом лице без его согласия (в любом виде, в частности в письменном), кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Таким образом, для того чтобы отправить смс-сообщение конкретному физическому лицу, компания обязана предварительно получить согласие этого физического лица. В ином случае, отправитель смс-сообщения нарушает нормы закона.

Какое наказание грозит компании, нарушившей данные законы?

Согласно ст. 182 Уголовного кодекса Украины «сбор, хранение, использование или распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия наказывается штрафом до 50 необлагаемых минимальных доходов граждан (17 грн), исправительными работами сроком до двух лет, арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до трех лет».

А согласно ст. 363 Уголовного кодекса Украины «умышленное массовое распространение сообщений электросвязи, осуществленное без предварительного согласия адресатов, что привело к нарушению или прекращению работы электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, наказывается штрафом от 500 до 1000 необлагаемых минимальных доходов граждан либо ограничением свободы на срок до трех лет. Однако отмечу, что данную статью вряд ли удастся применить к таким нарушителям, так как результатом массового распространения сообщений электросвязи должно быть нарушение или прекращение работы электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, что данном случае маловероятно.

Кроме того, согласно ст. 27 Закона Украины «О рекламе» лица, виновные в нарушении законодательства о рекламе (предоставляют недостоверную информацию производителю рекламы, необходимой для производства рекламы; не соблюдают установленные законом требования относительно содержания рекламы, нарушают порядок распространения рекламы, если реклама распространяется ими самостоятельно), несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность согласно закону. Специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и его территориальные органы накладывают на рекламодателя штрафы в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы в порядке, установленном Кабинетом министров Украины. Повторное совершение перечисленных нарушений в течение года влечет наложение штрафа в двойном от предусмотренного за эти нарушения размере.

КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СМС-РАССЫЛКИ ОПЕРАТОРОВ МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ?

Заключая договор с оператором мобильной связи на облуживание на контрактной основе или приобретая стартовый пакет мобильной связи (при установлении в мобильный телефон Вашей SIM-карты), Вы автоматически даете свое согласие на получение информационных сообщений от оператора мобильной связи и его партнеров.

Ознакомиться с правилами использования предоплаченных услуг операторов мобильной связи можно в справочных материалах, которые прилагаются к стартовым пакетам и на официальных сайтах операторов:

Абоненты могут отказаться от любых сообщений информационного характера следующим образом:

Для абонентов «Киевстар Дж.Ес.Ем» следует совершить звонок в call-центр на короткий номер 466 и сообщить оператору о желании отказаться от информационных материалов.

Для абонентов МТС-Украина следует отправить SMS-сообщение на номер 10250 (бесплатно).

Для абонентов life:): заполнить специальную форму на WEB ресурсе (в данном случае предусмотрена возможность отказаться от разных типов SMS-сообщений, но только от оператора мобильной связи, не от его информационных партнеров), либо совершить звонок в call-центр на короткий номер 5433, либо сообщить о своем желании представителю оператора в центрах обслуживания.

Борьба с SMS-спамом: новые инструменты

21 октября 2014 года вступил в силу закон, который призван оградить абонентов мобильной связи от SMS-спама (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 272-ФЗ; далее – Закон). Как отмечают авторы документа – группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, – от мобильного спама страдают 76% пользователей сотовой связи. Из них 65% регулярно получают SMS-рассылки, а около 2% – рекламные звонки. При этом 9% пользователей получают спам и в виде звонков, и в виде SMS-сообщений, а 24% никогда не сталкивались с мобильным спамом. Жалобы в адрес операторов на нежелательные SMS-рассылки составляют примерно 7% от общего числа жалоб абонентов, связанных с оказанием услуг мобильной связи.

Проблема SMS-спама связана в первую очередь с тем, что рассылки производятся заказчиками с коротких и буквенно-символьных номеров не напрямую через операторов связи, а с использованием посредников. При этом стоимость SMS-рассылки через оператора связи зависит от ее объема: больше сообщений, ниже цена. В связи с этим заказчикам выгоднее обращаться к посредникам, которые за счет внушительного количества клиентов и объемов рассылок обеспечивают заказчикам более низкие цены. Причем SMS-рассылки, прежде чем попасть к оператору, связи иногда проходят через нескольких посредников. При такой запутанной схеме контролировать потоки сообщений крайне затруднительно.

Принятый Закон призван устранить данную систему, исключив посредников из цепи рассылок. Как при этом документ соотносится с инструментами борьбы с SMS-спамом, предусмотренным законодательством о рекламе, законодательством о защите прав потребителей, и как он позволит пользователям избавиться от нежелательных SMS-сообщений, разберемся далее.

Традиционные инструменты борьбы с SMS-спамом

В основном SMS-спам можно разделить на два вида. Во-первых, это рассылки самих операторов связи, касающиеся их услуг. Второй вид рассылок – это сообщения, которые поступают абонентам от сторонних компаний.

Основным инструментом борьбы с SMS-спамом являются нормы ст. 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе). Так, распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента на ее получение. При этом в спорных ситуациях, касающихся рассылок, рекламораспространитель обязан доказать наличие такого согласия.

В чем именно должно выражаться упомянутое согласие, в законе о рекламе не указано. Однако ВАС РФ в 2012 году отметил, что оно может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»). Насколько согласие было явным, в каждом конкретном случае устанавливают суды или ФАС России при рассмотрении соответствующих дел.

Незаконными являются автоматические рассылки, когда выборка адресатов SMS-сообщений происходит без участия человека (например, компьютером, случайным образом). Однако допускается реклама посредством SMS-сообщений, если выборка абонентских номеров для рассылки рекламы производилась человеком (Постановление Президиума ВАС РФ от 31 марта 2009 г. № 15732/08). При этом согласие абонента на получение от конкретного лица информации справочного характера, например о прогнозе погоды или курсах обмена валют, не может быть истолковано как согласие на получение от этого лица рекламы. Однако в любом случае, рекламораспространитель обязан немедленно прекратить рассылку по требованию абонента.

Стоить отметить, что оператор связи не всегда является одновременно рекламораспространителем – все зависит от конкретных обстоятельств дела, условий договора между оператором и заказчиком рекламы, роли оператора в процессе SMS-рассылки. Так, например, ФАС России отмечает, что оператор может быть признан рекламораспространителем в случае предоставления им иному лицу «короткого номера», предназначенного для одновременной массовой отправки SMS-сообщений широкому кругу лиц (разъяснения ФАС России от 14 июня 2012 г. «О порядке применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе»).

Однако в то же время, согласно позиции ВАС РФ само по себе предоставление лицу номера для осуществления рассылки не свидетельствует о том, что оператор является рекламораспространителем, если он обеспечивает только техническую возможность формирования и отправки SMS-сообщений, но не определяет их содержания и получателей (Определение ВАС РФ от 24 июля 2014 г. № ВАС-9069/14 по делу № А66-3211/2013).

За рассылку рекламных сообщений без согласия получателя предусмотрены достаточно серьезные штрафы: для граждан в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.; для должностных лиц – от 4 тыс. до 20 тыс. руб. и для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ст. 14.3 КоАП РФ). Рассматривать соответствующие жалобы и привлекать рекламодателей к ответственности по данной статье имеют право должностные лица ФАС России (ст. 23.48 КоАП РФ).

Какие именно SMS-сообщения антимонопольное ведомство понимает под рекламой при квалификации соответствующих действий операторов, оно изложило в одном из своих писем (письмо ФАС России от 13 июня 2013 г. № АК/22976/13). При этом ФАС России подчеркивает, что не считается рекламой информация об изменении стоимости услуг предоставляемых в рамках выбранного абонентом тарифного плана, об обеспечении данных услуг бесплатными сервисами, о нахождении абонента в роуминге.

СОВЕТ

При подаче обращения в ФАС России с жалобой на SMS-спам не забывайте прикладывать изображение SMS-сообщения (фотографию, скриншот), содержавшего рекламу и указывать на отсутствие Вашего согласия на получение таких рассылок. Кроме того, необходимо указать следующую фразу: «Я, (ФИО, серия и номер паспорта), даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, CMC-сообщениях, иных переданных данных на/от (абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи, название оператора сотовой связи». В противном случае ведомство не сможет запросить необходимые данные у оператора связи и привлечь его или заказчика рассылки к административной ответственности (письмо ФАС России от 31 октября 2013 г. № АК/43077/13 «О рекламе посредством СМС-сообщений»)

Помимо ФАС России, проблемой нежелательных рассылок косвенно занимается также Роспотребнадзор – когда такие рассылки являются следствием навязывания потребителю услуг, непредставления ему необходимой информации при заключении договора, включения в него условий ущемляющих права потребителя и прочих нарушений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — закон о защите прав потребителей).

В качестве примера можно привести услуги по SMS-информированию, оказываемые банками или другими организациями, с которыми у потребителя есть договорные отношения. В таком случае с помощью Роспотребнадзора можно избавиться от навязанной услуги, а нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ («Нарушение иных прав потребителей», штраф для организаций – до 20 тыс. руб.). Как следствие, прекратится и рассылка SMS-спама (см. например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2014 г. № 09АП-16401/2014 по делу № А40-169659/2013).

Также в подобных ситуациях абонент имеет возможность обратиться к оператору связи с претензией, которая должна быть рассмотрена не позднее чем через 60 дней со дня ее регистрации. В случае отклонения претензии полностью или частично абонент имеет право предъявить иск о защите прав потребителей в суд (ст. 55 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»; далее – закон о связи). Обратиться сразу в суд нельзя, так как несоблюдение претензионного порядка является основанием для возвращения искового заявления (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Минус описанных инструментов борьбы с нежелательными рассылками заключается в том, что они касаются преимущественно рекламных сообщений, но не различного рода информационных рассылок (за исключением описанных случаев нарушения закона о защите прав потребителей). Также затруднительно отсеивание сообщений операторами на предварительном этапе, то есть до того, как они попадут к абонентам. Во-первых, операторы не имеют законных оснований отказывать в доставке сообщений, а во-вторых, для того чтобы понять, что сообщение является рекламным, необходимо проверить его содержимое – то есть нарушить тайну связи. В итоге в рамках закона о рекламе система функционирует в ручном режиме, когда с SMS-спамом можно бороться только по фактам жалоб абонентов.

Ограничена и возможность привлечения нарушителей к ответственности должностными лицами ФАС России за нарушение требований закона о рекламе. Например, если номер, с которого поступает SMS-спам, принадлежит физическому лицу, оператор в теории может отказать ведомству в предоставлении информации о рекламораспространителе, использующем такой номер. Основанием может послужить уже упомянутые положения о тайне связи, а также ст. 7 Федерального закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». В таком случае антимонопольное ведомство не обладает полномочиями по принуждению оператора связи к предоставлению данных сведений.

При этом стоит отметить, что в рамках закона о рекламе на оператора связи не возлагается прекращать SMS-рассылки, если только он сам не будет признан рекламораспространителем. В связи с этим иногда абонентам приходится обращаться непосредственно к распространителям рассылок, индивидуализировать и найти которых не всегда просто.

Все эти проблемы призван решить новый закон, который, не отменяя инструментов описанных выше, закрепляет более специализированный и конкретный механизм борьбы со спамом именно в сфере мобильной связи.

Новый механизм борьбы с SMS-спамом

Изменения, которые вступили в силу 21 октября, направлены, прежде всего, на автоматизацию процесса борьбы с SMS-спамом. Они позволяют операторам отсеивать нежелательные потоки сообщений до их попадания к абонентам, не нарушая при этом действующее законодательство о связи, персональных данных и рекламе. Закон определяет, какие действия понимаются под рассылкой SMS-сообщений вообще:

  • автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений;
  • передача коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российским стандартам (например, коротких и буквенно-символьных номеров);
  • передача сообщений через иностранных операторов связи, не предусмотренная договором о межсетевом взаимодействии с ними.

Одновременно устанавливаются критерии законности рассылки сообщений. Во-первых, это наличие предварительного согласия абонента на получение рассылки. Его должен получить либо заказчик рассылки, либо оператор – в зависимости от того, кто является инициатором рассылки. Во-вторых, это наличие договора об осуществлении рассылки непосредственно между ее заказчиком и оператором связи, абоненту которого рассылка предназначается.

Иными словами, в результате данных мер устраняются посредники при осуществлении рассылок. Теперь у заказчика нет выбора, кроме как обратиться напрямую к оператору связи, подтвердив при этом наличие согласия абонента на получение соответствующих сообщений. В результате операторы на законных основаниях смогут автоматически блокировать рассылки, которые проводятся в отсутствие прямых договоров с ними и против воли абонента.

По аналогии с положениями упоминавшегося выше Постановления Пленума ВАС РФ, в Законе закрепляется, что согласие абонента на SMS-рассылку может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления. Обязанность доказывать наличие такого согласия, как и по закону о рекламе, в спорных ситуациях возлагается на заказчика или оператора связи (в зависимости от того, кто является инициатором рассылки).

Кроме того, согласно Закону абонент имеет право и самостоятельно пресечь распространение нежелательных для него SMS-сообщений, если они рассылаются с нарушением законодательства. Для этого нужно обратиться к оператору связи, указав абонентский номер или уникальный код идентификации, которые содержатся в таких сообщениях. При этом не важно, является ли рассылка рекламной или информационной, а также признается ли сам оператор рекламораспространителем или нет.

Специальный порядок такого обращения и сроки его рассмотрения в Законе не прописаны, возможно, операторы будут руководствоваться нормой ст. 55 закона о связи (рассмотрение претензий в течение 60 дней со дня ее регистрации). Однако стоит иметь в виду и тот факт, что большинство операторов имеют специальные сервисы, которые при помощи коротких номеров позволяют абоненту самому блокировать нежелательные сообщений в оперативном режиме.

Сами операторы связи на Закон отреагировали позитивно, но без особенного восторга, отметив, что многие из предусмотренных законом мер, они уже внедрили в свою деятельность еще в конце 2013 года. При этом, как подчеркивает директор по маркетингу бизнес-сегмента ОАО «ВымпелКом» («Билайн») Алексей Назаров, спамеры и мошенники, к сожалению, также не стоят на месте и меняют формы своей работы подчас быстрее, чем вступают в силу те или иные регулирующие нормы. В связи с этим, по его мнению, реальную эффективность нового закона и его влияние на рынок SMS-рассылок можно будет оценить только по прошествии некоторого времени.

Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента ОАО «ВымпелКом» («Билайн»):

«Наша компания не испытывает особую потребность в адаптации к нововведениям. Из всех участников цепочки рассылки оператор, наверное, наиболее заинтересован в том, чтобы права клиента не нарушались, поскольку со всеми претензиями по поводу рассылок, на которые не было получено согласие, клиент идет к оператору. А недовольный клиент превращается сначала в нелояльного клиента, а потом и вовсе может прекратить отношения с оператором. К примеру, по результатам нашего внутреннего опроса, проведенного в прошлом году, SMS-спам являлся вторым по количеству нареканий обстоятельством, раздражающим абонентов в сервисе оператора.

Именно поэтому, не дожидаясь вступления в силу поправок в закон о связи, ОАО «ВымпелКом» еще с конца прошлого года развернул широкомасштабную программу по противодействию SMS-спаму, которая уже принесла свои плоды: по сравнению с ноябрем 2013 года число спам-рассылок на номера наших клиентов стало меньше в 12 раз и составляет в среднем одно SMS-сообщение в месяц на абонента. «Билайн» ставит своей задачей минимизировать этот показатель и свести его до 0,5 SMS-сообщений».

Дмитрий Солодовников, руководитель направления по взаимодействию со СМИ Департамента по связям с общественностью ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС):

«Мы приветствуем эти изменения в закон «О связи»: только в рамках прямых договоров между оператором и заказчиком рассылок можно создать эффективную защиту абонентов от спама. Теперь заказчик рассылки обязан доказывать факт наличия согласия абонента на получение рассылки. И самое важное – новые нормы облегчают процедуру отказа от рассылок, для чего абоненту нужно будет просто обратиться к оператору, а не напрямую к распространителю сообщений.

С лета прошлого года для борьбы со спамом и мошенничеством мы начали переводить компании, распространяющие информационные и рекламные SMS-сообщения с коротких и буквенно-символьных номеров, на прямые договоры, в рамках которых мы можем проверять согласие абонентов на получение рекламы. В конце прошлого года на фоне резкого роста спама мы заблокировали прием SMS-сообщений с таких номеров от распространителей сообщений, у которых нет согласия абонентов на получение рекламы. В результате объем спама, поступающего в сеть МТС, сократился в пять раз, а количество жалоб наших абонентов снизилось более чем вчетверо».

Тем не менее, несмотря на расширение прав абонентов и операторов и готовность последних бороться со спамом, не стоит забывать, что его рассылают и сами операторы связи. Никуда не денется проблема завуалированных условий договоров об оказании услуг связи и низкой правовой грамотности потребителей, когда абонент, сам того не зная, соглашается на получение рекламных рассылок. В таком случае придется вести переговоры с оператором о внесении изменений в договор оказания услуг связи или даже требовать исключения таких условий через суд.

Проблемой по-прежнему может остаться и SMS-спам, отправляемый со стандартных номеров вида +7(XXX)-XXX-XX-XX, в том числе, принадлежащих физическим лицам. Исходя из положений Закона, такие сообщения не попадают под определение рассылки, кроме случаев их автоматической передачи. С этими сообщениями абоненты по-прежнему могут бороться в «ручном режиме» путем обращения в ФАС России в рамках закона о рекламе или к оператору связи.

Кроме того, вводя новые обязанности для операторов связи и заказчиков рассылок, Закон не устанавливает ответственность за их неисполнение. Соответственно наказывать данных лиц за рассылку SMS-спама пока можно только при несоблюдении требований, установленных законом о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ).

Наконец, Законом установлены и виды рассылок, от которых отказаться нельзя, – например, от информационных рассылок о переносе абонентского номера и других сообщений, которые оператор обязан рассылать в соответствии с законодательством. Также нельзя отказаться от рассылок федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, местных администраций и других органов местного самоуправления.

Михаил Аншаков, председатель МОО «Общество защиты прав потребителей»:

«На самом деле проблему нужно решать более глубоко и комплексно. Данный Закон – это все-таки полумера. Мы неоднократно говорили, что для отдельных видов правоотношений между потребителями и поставщиками товаров, работ и услуг нужны стандартные договоры. Суть данного подхода в том, что законодатель разрабатывает типовой договор для операторов связи, где есть обязательно те или иные положения, а цену и состав услуг оператор устанавливает сам, в соответствии со своей политикой. Все остальные положения – прописываются в типовом договоре конкретного оператора, где запрещается рассылка спама. Такие нормы есть в законодательстве Евросоюза, США и многих других стран. Данный вопрос неоднократно поднимался, и мы предлагали ввести подобные правила, но соответствующие инициативы достаточно жестко блокируются лоббистами сотовых операторов. Между тем, это был бы цивилизованный способ регулирования отношений между абонентом и оператором, тем более что кроме спама есть множество других раздражающих потребителя и навязанных ему услуг».

***

Таким образом, новый Закон является своеобразным дополнением к уже действующему инструментарию, предусмотренному законом о рекламе. Несмотря на очевидные плюсы, он все же носит догоняющий характер и делает обязательными механизмы, которые операторы связи уже добровольно применяют с конца 2013 года. Поэтому, скорее всего, глобально проблему SMS-спама он не решит, особенно в отсутствие реальных мер ответственности операторов и заказчиков за невыполнение новых требований.

Законодательство

Распространение информации путем рассылки смс-сообщений и рассылки смс рекламы регулируются федеральными законами «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О рекламе» и «О персональных данных».
Федеральным законом «О рекламе» установлен прямой запрет на распространение рекламы без предварительного согласия абонента. При этом смс-реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Таже заказчик sms-рекламы может быть привлечен к ответственности за распространение спама.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гласит, что, информация, которую получают абоненты, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе. Лица, распространяющее информацию по каналам СМС, обязаны обеспечить получателя информации возможностью отказаться от такой информации.
Следует также помнить, что лица совершающие смс-рассылки, содержание которых нарушает действующее законодательство РФ (содержит призывы к террористической деятельности, насилию, осуществлению экстремистской деятельности, развязыванию агрессивной войны и т.д.), могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Главные правила организации базы номеров

SMS-рассылки подпадают под действие законов о рекламе и обработке персональных данных (поскольку требуют знания мобильных номеров и других данных клиента).

Закон требует согласия абонентов как на получение рассылки, так и на обработку персональных данных.

Наилучший способ получения согласия в обоих случаях – письменное анкетирование.

В рамках единой анкеты рационально получать согласие, как на получение рассылки, так и на обработку данных одновременно.

Правильно составленная анкета должна включать максимально полную идентификацию абонента, параграф о согласии на обработку данных, подпись абонента и сотрудника, заверяющего анкету.

Анкета должна предоставлять абоненту возможность отказаться от рассылки при заполнении анкеты, а также оговаривать, как он может отказаться от нее в дальнейшем.

Грамотно составленная анкета занимает не больше печатного листа.

Если письменное анкетирование невозможно, уместно воспользоваться анкетированием через интернет с учетом всех рисков, которые несет этот способ.

За спам – в тюрьму: в Украине хотят жестко наказывать провайдеров и операторов

За назойливые смс — штраф. Операторы: обвинять нас некорректно

Украинский парламент снова объявил войну спаму. Народные депутаты хотят штрафовать провайдеров и операторов мобильной связи на миллионы гривен. «Сегодня» разобралась в парламентской инициативе и узнала мнение операторов.

Больше штрафов

Это уже не первая попытка нардепов бороться со спамом. В августе прошлого года в парламенте уже регистрировали похожую инициативу, но тогда эксперты законопроект признали сырым, а штрафы и наказания — недостаточно высокими. В итоге авторы документа отозвали его 14 марта этого года. В новой версии законопроекта отмечается, что спам — это «электронные, текстовые или мультимедийные сообщения рекламного, комерческого характера, которые рассылаются потребителю без его предварительного согласия».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Регистрация абонентов поможет усилить безопасность – мобильные операторы

Авторы инициативы хотят, чтобы мобильные операторы и интернет-провайдеры защищали своих абонентов, блокируя номера и ресурсы, которые рассылают спам через СМС, электронную почту и мессенджеры. Абонент сможет пожаловаться на спам, и его обращение обязательно должно быть рассмотренно. И даже если человек не против навязчивой рекламы, то компании все равно должны предварительно получить его разрешение по запросу. Операторов также планируют обязать проверять массовую рассылку на предмет спама, запретить принимать сообщения, если они содержат спам-элементы, и ввести идентификацию личностей, делающих массовые рассылки.

Предложенные парламентариями санкции за нарушение этих правил достаточно внушительные — штраф за умышленное распространение спама сегодня может составить 1,7 млн грн. Наказание предполагается как для компаний, которые инициируют массовую рассылку, так и для операторов мобильной и интернет-связи. Наказание будет гораздо суровее, если спам содержал вредоносные программы и вызвал поломку компьютера или телефона: закопроектом ужесточается уже действующая в УК статья — к тюремному сроку в три года добавляется свыше 3,7 млн грн (1000 минимальных зарплат).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Уязвимость сети: как защитить свои данные в интернете

Представители одного мобильного оператора нам неофициально рассказали, что предложенные нормы не содержат механизмов борьбы со спамом. Мол, вместо этого все обязательства контролировать спам-поток ложатся на плечи провайдеров, как и санкции за нарушение этих правил. Спикер «Укртелекома» Михаил Шуранов отмечает, что техническая возможность блокировать спамеров есть:

«Некоторые мобильные операторы предлагают так называемые блэк-листы — человек покупает эту услугу и сам выбирает, кого блокировать. Если же речь идет о глубоком анализе трафика, то этот вопрос еще только обсуждается на уровне государства, это должна быть прерогатива СБУ, и для этого необходимы технические средства для анализа трафика».

Шуранов добавляет, что по закону операторы не несут ответственность за содержание сообщений, которые передают.

«Обвинять операторов, что они будут виноваты в спаме, не совсем корректно. Надо рассматривать как раз те организации, которые рассылают эти сообщения, электронные письма или делают звонки, — объяснил нам специалист. — Еще один вопрос: кто определяет, является ли сообщение спамом, или нет. Например, банк рассылает несколько сообщений в день на одного абонента. Кто должен решать: это спам или нет? Как оператор может решить за клиента, хочет тот получать ту или иную информацию? И мы пытаемся обратить внимание нардепов, что оператор в данном случае выполняет просто роль канала, передающего информацию».

СМС спам — как бороться с рекламными SMS и звонками

Когда рассылка рекламных смс законна, а когда — незаконна

Почти каждый владелец мобильного телефона получал рекламные СМС о заказе такси, ремонте и прочих услугах, а владельцу стационарных телефонов раздавались звонки с рекламой каких-либо товаров, работ или услуг (пылесосы керхер, финансовые услуги, услуги интернет провайдеров). Когда такие SMS приходят раз в неделю, это не напрягает, но когда спам начинает сыпаться каждый день (и, как обычно, в самое неподходящее время) — это начинает раздражать.

Существует 2 варианта рекламных СМС — рассылок:

Запрет рассылки SMS-рекламы без согласия абонента

Согласно пункту 21.1 статьи 2 Федерального закона «О связи» рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи — это автоматическая передача абонентам коротких текстовых сообщений (сообщений, состоящих из букв и (или) символов, набранных в определенной последовательности) по сети подвижной радиотелефонной связи или передача абонентам коротких текстовых сообщений с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации, а также сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи.

С 21.10.2014 вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», согласно которому SMS-рассылка рекламы без согласия абонента станет незаконной.

Согласно новому закону, такая рассылка может осуществляться только при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента (его личность) и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки.

Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки или мобильный оператор не докажет, что такое согласие было получено.

SMS-рассылка по инициативе заказчика рассылки должна осуществляться на основании договора, заключенного с мобильным оператором, абоненту которого предназначена рассылка.

Рассылка будет считаться незаконной, если она осуществляется с нарушениями указанных требований. Исключением является рассылка:

осуществляемая для информирования абонента в связи с перенесением абонентского номера;

осуществляемая оператором в соответствии с законодательством РФ (например, уведомление о намерении приостановить оказание услуг и др.);

осуществляемая по инициативе органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.

Сейчас абонент может обжаловать действия оператора по незаконной рассылке через суд. Согласно Закону абонент сможет обратиться к оператору с требованием прекратить передачу сообщений на его мобильный телефон. Для этого нужно указать абонентский номер или уникальный код идентификации, содержащийся в сообщениях. Оператор будет обязан бесплатно прекратить незаконную рассылку, кроме сообщений, которые он передает в соответствии с законодательством РФ.

При незаконной рассылке по инициативе заказчика оператор обязан прекратить оказание услуг по пропуску по своей сети трафика, содержащего такую рассылку.

ФАС признала, что регистрация клиента на сайте не является основанием рассылать рекламу (English First попыталась оправдаться тем, что клиент дал согласие на получение рекламных рассылок, когда регистрировался на сайте. Однако ФАС не сочла это убедительным доводом и признала действия English First нарушением закона «О рекламе», ФАС обосновав свое решение тем, что указание номера мобильного телефона при регистрации на сайте не содержит в себе документального подтверждения того, что именно этот гражданин дал согласие на получение рекламных SMS).

1. Когда рассылка рекламных смс законна, а когда — незаконна

Рассылка рекламных смс является законной, если вы давали согласие на получение такой рассылки, о чем прямо указано в статье 18 Закона «О рекламе».

Чаще всего такое согласие распространители рекламы получают при оформлении анкеты на выдачу различных карт скидок, бонусных или клубных карт, а также на различных сайтах.

Если пункт о вашем согласи на получение рекламных рассылок напечатан мелким шрифтом, то такое согласие не признается законным.

Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Если вы не давали согласия на получение рекламных СМС или отказались от получения всех сообщений, то такие рассылки незаконны.

Незаконными также признаются СМС, если даже они адресованы конкретному лицу. Так ФАС России в своем Письме от 27.06.2016 № АД/43482/16 разъяснил, что в случае направления посредством СМС-сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение в сообщении (упоминание имени и отчества абонента), представляет интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.

В Письме от 25.09.2017 № АК/65823/17 ФАС России отметил, что:

  • в случае осуществления рассылки рекламных сообщений с номеров, не соответствующих российской системе и плану нумерации, сообщений, передача которых не предусмотрена договором о межсетевом взаимодействии с иностранными операторами связи (например, с «коротких» и «буквенных» номеров), а также направляемых автоматически, оператор связи абонента, которому предназначена рассылка, может признаваться рекламораспространителем;
  • распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы;
  • рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено;
  • согласие абонента на получение рекламы должно быть выполнено таким образом, чтобы можно было однозначно идентифицировать такого абонента (простое заполнение бланка/формы, не позволяющее однозначно установить и подтвердить, кто именно заполнил такую форму, не является соблюдением указанного требования).

Не смотря на это, операторы связи не спешат бороться с SMS-спамом, на что есть простое объяснение.

Бороться с ним можно следующими способами:

2. Способы борьбы с СМС спамом

Как и способы рассылки SMS-спама, все способы борьбы с ним также можно разделить на законные и не очень.

2.1. Программно-аппаратный

Если ваш смартфон поддерживает установку сторонних программ, то вы можете установить программу, которая будет фильтровать смс по определенным признакам, отсекая сообщения, похожие на спам.

Для операционной системы Android создано множество подобных программ (ПО). Но при этом надо иметь в виду, что большинство качественных программ платные.

Этот способ не работает:

в iPhone (функция «черный список» для смс производителем не предусмотрена);

в мобильных телефонах предыдущего поколения, т.е. те, которые не относятся к категории смартфонов (опция «черный список» в большинстве случаев есть, но не выполняет этой функции)

в тех случаях, когда SMS-спам приходит от абонента, номер котрого указан не в цифровом (+79110000000), а в буквеном (taxi) выражении,

поэтому единственное, что можно сделать в таких случаях — это отключить получение всех СМС.

2.2. Обращение к распространителю рекламы

Можно попробовать позвонить распространителю рекламы и попросить его прекратить слать сообщения в ваш адрес. В большинстве случаев этот вариант сработает, поэтому вас спросят номер телефона и исключат его из рассылки.

Но в тех случаях, когда спам с рекламой приходит по несколько раз на дню этот вариант не подходит, т.к. вы рискуете тратить все ваше время на такие звонки, да и раздражает может даже больше то, что почему-то происходит все как-то наоборот — мы, почему-то, должны звонить в рекламируемые компании и сообщать свой номер телефона для исключения его из некой «базы данных» вместо того, чтобы прежде чем направлять СМС с рекламой у нас спрашивали об этом разрешение.

2.3. Хулиганский

В ответ на смс с рекламой услуг такси можно заказать такси, а потом (когда такси будет подано) сказать, что вы передумали или поставить автодозвон на рекламный номер — в результате он будет постоянно занят. Эффект от этого усиливается при объединении с другими людьми

К примеру, еще в 2008 году после того как участник одного из закрытых сообществ Рунета в очередной раз получил рекламу от очень настойчивой транспортной конторы, он призвал своих виртуальных единомышленников устроить компании «День заказов». Когда контакты транспортников оказались в руках борцов против спама, на фирму посыпались заказы на перевозку традиционных и нетрадиционных грузов из разных точек Москвы и в любое время. Полагаю, работа фирмы оказалась парализована, так как ее сотрудники были не в состоянии справиться ни с наплывом «клиентов», пишущих через ICQ и звонящих по телефону, ни с количеством заказов.

Кроме того, активисты «Движения против спамеров» создали сайт «Движение против спамеров» и обратились ко всем пользователям Интернета, страдающим от непрошеной рекламы, с призывом бороться. Активисты движения призывают читателей делиться информацией об ICQ-спаме и обещают «шквал звонков и миллионы предложений», которые помешают компаниям общаться с реальными клиентами.

2.3. Обращение к оператору связи

Для борьбы с СМС спамом можно обратиться к вашему оператору мобильной связи. У операторов созданы специальные номера и e-mail для обработки таких претензий:

Билайн — тел. 0611 (звонок бесплатный) или USSD команда *110*20#ВЫЗОВ (отключение услуги «Хамелеон» (рекламных рассылок));

Мегафон — тел. 0500 (звонок бесплатный) или через сайт оператора www.stopfraud.megafon.ru/feedback/

МТС — тел. 1911 (можно было бесплатно переслать сомнительную СМС, но с 04.06.2015 прием заявок прекращен, вместо этого МТС предлагает обращаться через свой сайт http://www.mts.ru/feedback/) или обратившись по электронной почте [email protected];

TELE2 — тел. 611 (звонок бесплатный) или отправить бесплатное сообщение на номер 345, указав в тексте имя или номер автора нежелательных SMS (например, 89ххххххххх или Taxi376) или через сайт оператора

При звонке оператору call-центра называем свои данные, а также излагаем суть дела: приходят SMS с рекламой, которую не заказывали. Сразу говорим, что этому рекламодателю своего номера телефона не оставляли. Пресекаем попытки оператора «перевести стрелки», так как вам немедленно предложат позвонить инициатору рассылки и вычеркнуть свой номер из его базы. Нет и ещё раз нет — договор на услуги связи у вас с оператором связи, пусть он этим занимается самостоятельно.

Но надо иметь в виду, что сами операторы реагируют на такие обращения крайне вяло и этому есть свои причины. К примеру, в ответ на пересылку рекламных СМС в МТС на номер 1911 вы получите ответное СМС с предложением подключить платную услугу «Черный список» следующего содержания: «Рекомендуем воспользоваться услугой «Черный список», которая дает возможность блокировать входящие SMS от нежелательных абонентов. Блокировка входящих SMS возможна при условии подключения бесплатной услуги «SMS Pro». Блокировка входящих SMS возможна при условии подключения услуги «Черный список» (стоимость 1,5 рубля в день) и бесплатной услуги «SMS Pro»».

Было бы забавно, если не было бы так грустно — вместо борьбы со спамом оператор предлагает на вас заработать и не гарантирует, что распространители рекламы с буквенными номерами не будут больше вас беспокоить.

Примечание: поправки в Закон «О связи» (Федеральный закон от 05.12.2017 № 386-ФЗ) теперь запрещают передачу спама с подменой номера. Согласно дополнениям в статью 46 Закона «О связи» операторы связи должны передавать номер отправителя SMS и звонящего неизменном виде.

2.4. Обращение в ФАС

Можно обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу России, которая осуществляет надзор и контроль соблюдения законодательства о рекламе. Но в ситуации, когда на Ваш мобильный телефон ежедневно поступают рекламные сообщения от новых отправителей, подготовка, отправка и отслеживание материалов по каждому факту просто не имеют смысла. Делать скриншот, ходить получать выписку, грамотно составлять заявление — для многих граждан, полагаем, условия невыполнимые.

Это можно сделать на сайте ФАС или по электронной почте [email protected], т.к. надзор за нарушителями ФЗ «О рекламе» — находится в их ведении.

В своем Письме ФАС России от 17.04.2014 N АД/15051/14 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе» ФАС разъяснил, что в заявлении о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, подаваемом в антимонопольный орган, должны содержаться следующие сведения:

наименование и местонахождение заявителя (для физических лиц — фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя — физического лица);

наименование рекламодателя (рекламопроизводителя, рекламораспространителя), действия которого содержат признаки нарушения законодательства о рекламе;

описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы;

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо, от которого могут быть получены такие доказательства.

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе:

1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;

2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Штраф за нарушение законодательства о рекламе предусмотрен статьей 14.3 КоАП РФ и составляет от 100 000 до 500 000 рублей.

Написать заявление в ФАС совсем несложно, но к этому процессу надо подготовится.

3. План действий по подаче жалобы в ФАС о незаконной рекламной рассылке SMS-спама

Делаем скриншот спама, так чтоб на снимке были видны: время и дата; текст; номер телефона с которого поступило сообщение

Берём выписку (детализацию) по номеру на дату поступления сообщения (у многих операторов прямо в личном кабинете можно сделать)

Делаем скан договора оказания услуг мобильной связи с оператором.

Распечатываем документ и подписываем.

Идём на сайт ФАС и заполняем там форму обращения или ищем сайт управления ФАС по вашему региону.

На сайте УФАС в разделе «Обратная связь», находим электронный адрес для обращений.

Сканируем и отправляем документы, указанные в пунктах 1 — 4 на электронный адресс из пункта 7. Внимательно следите чтоб размер письма не привысил 2Мб. Если у вас есть государственная ЭЦП, то распечатывать и сканировать не надо. Просто подпишите всё письмо ЭЦП.

Через 5 рабочих дней можно позвонить в ФАС и попросить входящий номер вашего обращения.

4. Жалоба в ФАС о незаконной рекламной рассылке SMS-спама

Что должно быть в жалобе? Краткое описание ситуации, фиксация того, что вы свой номер организатору рассылки добровольно не предоставляли. Ну и описание всего того, что было дальше с требованиями, иначе ФАС и не будет ничего делать. Как минимум надо требовать провести проверку вашего оператора связи и организатора спам-рассылки на предмет нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, обязать вашего оператора связи предоставить информацию об организаторе спам-рассылки, о способе и месте получения абонентского номера, на который поступали рассылки (конечно, там будет у опсоса полный аут — вы выиграете вчистую). Обязательно «провести проверку организатора рассылок на предмет нарушения действующего законодательства Российской Федерации» — пусть развлекаются. Ну и для полного комплекта — «в случае обнаружения подобного рода нарушений, привлечь к ответственности лиц, виновных в допущении нарушений» — это «привет» всем собратьям по несчастью.

Текст жалобы на смс-спам может быть таким:

В Управление Федеральной антимонопольной службу РФ
по г. Санкт-Петербургу
от Иванова Ивана Ивановича
проживающего по адресу 190000, г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 7, кв. 2

20 сентября 2013 года в 17.40, на мобильный телефон +7 (911) 123-45-67, зарегистрированный на моё имя, обслуживаемый оператором ОАО «_____» (далее — «абонентский номер»), поступило входящее SMS сообщение от абонента «Такси» следующего содержания:

«_________________________________ (содержание рекламного СМС сообщения)».

В соответствии со ст. 3 п. 1 закона «О рекламе» данное сообщение попадает под определение рекламного, так как направлено на формирование и поддержание интереса к услуге ____________________________ (наименование рекламируемой услуги).

Статья 18 Закона «О рекламе» запрещает использовать сети электросвязи для массовых рекламных рассылок без предварительного согласия абонента. Так как мной такого согласия не было дано, я считаю, что данная организация, предоставляющая услуги (далее – «Организация»), нарушает закон «О рекламе».

25 сентября 2013 года я обратился в Организацию по указанному в SMS сообщении телефону _______ и потребовал предоставить информацию о наименовании и юридическом адресе Организации для составления обращения в письменной форме с требованием исключить мой абонентский номер из списка рассылки, а также предоставить информацию о способе и месте получения моего абонентского номера, на который поступают такого рода сообщения.

Представитель Организации отказался предоставить мне какую-либо информацию о наименовании Организации, юридическом адресе, а также любую другую информацию об Организации, сославшись на свою некомпетентность. Данное действие я рассматриваю как нарушение Организацией требований статьи 18 Закона «О защите прав потребителя», которая обязывает предоставить информацию об исполнителе услуг.

В связи с этим, прошу Федеральную Антимонопольную Службу России:

Обязать Организацию предоставить информацию о способе и месте получения абонентского номера, на который поступали рассылки.

Обязать Организацию предоставить информацию об организаторе рекламных рассылок.

Провести проверку организатора рассылок на предмет нарушения действующего законодательства РФ о рекламе.

Обязать Организацию исключить из списков рассылок мой абонентский номер, а также все другие абонентские номера, по которым не было получено законного согласия на осуществления подобного рода рассылок, и принять меры по пресечению подобного рода правонарушений в будущем.

На основании норм КоАП РФ и п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона «О рекламе» возбудить по данному факту дело об административном правонарушении и привлечь виновное юридическое лицо к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В случае обнаружения нарушения требований Закона «О рекламе» привлечь к ответственности лиц, виновных в допущении нарушений.

Признать меня потерпевшим и направить мне копии протокола и постановления об административном правонарушении.

Настоящим даю свое согласие на рассмотрение указанного дела об административном правонарушении в мое отсутствие. О принятых мерах прошу сообщить мне в письменной форме в установленный законом срок по указанному адресу.

Фотоснимки экрана мобильного телефона с изображением текста и номера входящего рекламного SMS сообщения.

Копия договора с оператором мобильной связи.

Детализированная выписка от оператора мобильной связи на дату поступления рекламного SMS сообщения.

Разъяснения ФАС (Письмо ФАС России от 31.10.2013 N АК/43077/13
«О рекламе посредством СМС-сообщений»)

В своем письме от 31.10.2013 № АК/43077/13 «О рекламе посредством СМС-сообщений» ФАС России дала следующие разъяснения о порядке действий абонента в случае поступления нежелательной рекламы посредством СМС-сообщений:

«Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В настоящее время участились случаи обращения в антимонопольные органы с заявлениями о поступлении нежелательной рекламы путем СМС-сообщений.

Для установления нарушения указанной нормы антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами. К таким доказательствам относятся:

заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама);

изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.);

подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения);

информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы;

сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.

При этом согласно пункту 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, в случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут быть получены такие доказательства.

В силу специфики нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган не может самостоятельно получить информацию о поступлении абоненту СМС-сообщения и изображение такого сообщения, а также об отсутствии согласия абонента на его получение.

При этом сведения, подтверждающие факт поступления рекламы абоненту (детализацию услуг связи от оператора, содержащую указание на факт соответствующего соединения), а также сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу, антимонопольный орган вправе установить самостоятельно, запросив сведения у соответствующих лиц.

Вместе с тем, поскольку сведения о соединениях конкретного абонента определенного номера телефона по сетям электросвязи составляют тайну связи, для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации антимонопольному органу требуется получение согласие абонента на получение антимонопольным органом необходимых сведений от оператора связи, оказывающего абоненту услуги связи, о факте поступления нежелательного СМС-сообщения и о лице, его направившем, следующего содержания:

«Я, ФИО, серия и номер паспорта, даю согласие на получение ФАС России информации о детализации счета, телефонных соединениях, СМС-сообщениях, иных переданных данных на/от абонентский номер телефона в сети оператора сотовой связи название оператора сотовой связи.».

ФАС России информирует, что в настоящее время разработана программа-приложение для мобильных телефонов, работающих на программе Android, позволяющая гражданам при получении нежелательного СМС-сообщения с рекламой автоматически отправлять заявление о данном факте в ФАС России (программа РосСпам). При этом к такому заявлению в автоматическом режиме присоединяется изображение СМС-сообщения, а также фотография (скан-копия) согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях. В указанном заявлении также содержится почтовый адрес гражданина, а также информация об операторе связи, оказывающем гражданину услуги связи.

В случае отсутствия в приложении к заявлению гражданина детализации от оператора связи, оказывающего ему услуги связи, об оказанных услугах, в том числе о получении рекламного СМС-сообщения, указанного в обращении гражданина, антимонопольный орган может запросить у оператора связи, указанного в обращении, информацию о том, с какого номера и от какого лица (в случае нахождения данного номера в объеме нумерации, выделенной данному оператору связи) поступило СМС-сообщение, или о том, какому оператору связи принадлежит номер, с которого поступило СМС-сообщение (для дальнейшего запроса у данного оператора связи сведений о лице, которому был передан данный номер). При отсутствии в заявлении гражданина указания оператора связи данную информацию можно получить на сайте Россвязи по адресу http://www.rossvyaz.ru/activity/num_resurs/registerNum/.

В случае отсутствия в приложении к заявлению гражданина детализации от оператора связи об оказанных услугах, или согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях, антимонопольный орган будет лишен возможности направить соответствующий запрос оператору связи, в связи с чем в ответ на такое заявление гражданину готовится разъяснение о порядке подачи в антимонопольный орган заявления о признаках нарушения статьи 18 Федерального закона «О рекламе».

Аналогично следует направлять гражданину соответствующие разъяснения о невозможности возбуждения дела в случае поступления заявления, в котором отсутствует фотография (изображение) поступившего СМС-сообщения с нежелательной рекламой.

В случае поступления в ФАС России заявления гражданина о нежелательной рекламе, поступившей путем СМС-сообщения, ФАС России направляет данное заявление в территориальный орган ФАС России по месту жительства гражданина для рассмотрения по существу.

Одновременно ФАС России в связи с поступлением значительного числа заявлений, сформированных с помощью программы РосСпам, рекомендует территориальным органам по данным фактам возбуждать дело об административном правонарушении без возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе с целью более оперативного привлечения к административной ответственности виновных лиц.

Прогрмма РосСпам

Описание: Приложение реагирует на SMS-сообщения, похожие на спам, и предлагает отправить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России на незаконную рекламу.

Функциональность и работа:

Пользователь вносит свои данные в Настройках приложения (см. подробнее в описании на Google Play).

Приложение работает в фоновом режиме и отслеживает все входящие SMS.

Если входящее SMS выглядит подозрительно (в настоящий момент — каждое SMS, отправленное с номера, которого нет в телефонной книге пользователя и который отсутствует в белом списке приложения, считается подозрительным), приложение спрашивает пользователя — спам ли это.

Если пользователь подтверждает спам, то приложение открывает программу для отправки email с уже заполненными полями (кому, от кого, тема, текст жалобы) и приложенными доказательствами (скриншот SMS).

Деперсонализированная информация о рекламной SMS также отправляется на сервер http://rosspam.org для создания централизованного черного списка (в настоящий момент приложением данный список не используется, будет добавлено в новых версиях). Данную операцию можно отключить в Настройках.

Если пользователь не подтверждает спам, то приложение предлагает добавить отправителя в локальный белый список.

Русский интерфейс: Да

Статья написана и размещена 4 ноября 2013 года. Дополнена — 23.11.2013, 02.05.2014, 09.08.2014, 07.09.2014, 09.03.2016, 11.05.2016, 05.07.2016

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Смотрите еще:

  • Дополнительные услуги в ростелекоме Как отключить платные услуги у Ростелекома? Внимание! Ростелеком, в худших традициях Мегафона и МТС, начал подключать дополнительные услуги без ведома абонентов. Это случалось и раньше, […]
  • Срок подачи декларации на возмещение ндфл при покупке квартиры Сроки подачи декларации 3-НДФЛ на налоговые вычеты. Так как наш сайт посвящен только получению налоговых вычетов (имущественных, социальных и стандартных), то срок подачи декларации 3-НДФЛ […]
  • Диплом для свидетелей на свадьбе Диплом для свидетелей на свадьбе >>> Заказ дискотеки на свадьбу или торжество Воспользуйтесь абсолютно бесплатно демо-режимом для получения бланка свидетельства или обложки журнала. Вы […]
  • Проверить лицевой счет yota Как проверить баланс Йота Сегодня в центре внимания данной статьи будет вопрос «Как проверить баланс Йота?» и все подробности, связанные с ним. Содержание: Как проверить баланс Yota на […]
  • Оформление покупки автомобиля договор купли продажи Как оформить покупку б/у автомобиля - Подскажите, как правильно оформить покупку автомобиля с рук, т.е. бывшего в употреблении? Гр. Н. г. Кривой Рог Ответ размещен на официальном сайте […]
  • Протокол осмотра места несчастного случая образец заполненный Документы по расследованию несчастного случая с учащимся в школе Выбранный для просмотра документ Перечень документов по расследованию несчастного случая с учащимся.docx по расследованию […]